- •1. Понятие информационного общества: происхождение, основные черты.
- •2. Теория информационного общества. Д. Белл.
- •3. Теория информационного общества. Э. Тоффлер.
- •4. Теория информационного общества. М. Маклюэн.
- •5. Теория современного информационного общества: и.Масуда
- •6. Теория информационного общества. М.Кастельс.
- •7. Финская модель информационного общества.
- •8. Сингапурская модель информационного общества.
6. Теория информационного общества. М.Кастельс.
Развитие концепции постиндустриального общества (Белла) в работах М. Кастельса
Представления о постиндустриальном обществе получили свое дальнейшее развитие в трудах испанского философа М. Кастельса. Его работы, посвященные обществу информационному были созданы в 90-х годах прошлого века, в тот период, когда постиндустриальное общество бывшее для Белла не более чем видением будущего, начало приобретать реальные черты. При этом отдельные положения теории Белла получили свое подтверждение, другие напротив, оказались опровергнуты или скорректированы.
Кастельс рассматривает современное западное общество как общество информационного капитализма, в котором главным принципом организации как социальной структуры, так системы производственных отношений или администрирования, становится сетевой. Становление сети происходит благодаря точно предсказанным Беллом процессам вытеснения труда и производства в пользу производства информации и технологии. Сеть предполагает большую мобильность ее элементов, в первую очередь социальную, информация, распространяющаяся в обществе быстро и свободно, благодаря новым коммуникационным технологиям включает процессы его самоорганизации и самоуправления.
Вместе с тем Кастельс критикует утопические воззрения Белла на изменение социальной структуры общества. Хотя рабочий класс действительно уступает место классу сервисному (во многом благодаря переносу производств в страны третьего мира), а основные социальные конфликты происходят между вертикальными стратами, отличающимися по этническому, религиозному, культурному признаку, горизонтальное деление общества никуда не исчезло – разница между бедными и богатыми только возросла.
Информация, знания не стали общим достоянием, они защищены авторским правом, причем отчуждаются от реальных авторов в пользу правообладателей, обладающих как капиталами, так и властью. Интеллектуальные элиты подчиненные социальному заказы и логике рынка не могут реализовать себя как независимые управленческие структуры. В целом, Кастельс отмечает, что информационный капитализм является превосходной стадией развития капитализма, в котором его стремление к максимизации прибыли любой ценой достигает наибольшего значения.
7. Финская модель информационного общества.
«Финская модель» - открытое социально-контролируемое информационное общество, развивающееся на базе социального общества.
Финская модель информационного общества отличается от модели Американской (Силиконовой долины) или же от Сингапура. Своеобразной чертой финской модели является сочетание высоких темпов развития технологий информационного общества и социального государства. В Финляндии каждый гражданин имеет право на бесплатное государственное образование, всеобщее медицинское и социальное страхование, и все эти блага финансируются за счет высоких налогов. Эта социальная политика действует при мощной поддержке всего общества.
Опыт Финляндии разрушает весьма укоренившийся стереотип о якобы неразрывной взаимосвязи либеральной экономики, основанной на невмешательстве государства в деятельность корпораций, и высоким уровнем технологического развития. В этой связи следует отметить, что Финляндия не так давно была сравнительно бедной страной. Финское социальное государство и финское информационное общество развивались в течение последних 20 лет, причем в 1990-1993 гг. произошел серьезный кризис, поставивший под угрозу это развитие. Однако с помощью активной государственной политики внедрения инноваций и реструктуризации корпораций экономика выправилась, а в 1995 г. Финляндия вступила в ЕС и интегрировала свою информационную экономику с глобальными финансовыми рынками.
Особую силу Финляндии составляют конкурентоспособные мобильные Интернет-компании, управляемая государством система динамичных институтов, которые способствуют инновациям финских технологий, творческое компьютерное хакерство, исходящее от наделенных воображением граждан социальное хакерство, сочетание информационного общества и государства благосостояния, предоставляющего образование, здравоохранение и социальные услуги, местные инициативы по созданию и развитию информационного общества и национальная идентичность, для которой характерно позитивное отношение к технологиям и которая благоприятствует строительству сетей».
В основе финской модели информационного общества лежат динамические взаимоотношения между бизнесом и обществом, при посредничестве государства. Особенно важно в этой модели наличие организованных в петли динамических обратных связей между ее различными элементами. Таким образом, это — динамически расширяющийся, воспроизводящий себя процесс, при условии, что все взаимодействия работают в предсказанном порядке. Бизнес создает богатства и укрепляет экономический рост, повышая производительность и конкурентоспособность в глобальной информационной экономике. Эффективность бизнеса в конечном счете замеряется на фондовых рынках. Эффективность бизнеса зависит от перестройки его организации в сетевое предприятие и от его способности к технологическим инновациям. Государство также способствовало сохранению стабильной системы индустриальных отношений и создало условия, при которых социальные партнеры, представляющие капитал и труд, смогли прийти к согласию в отношении такой стратегии повышения конкурентоспособности, которая включила в себя и интересы рабочих, и их права.
У всех моделей информационного общества есть свои слабости. М. Кастельс и П. Химанен, высоко оценивая успех Финляндии в создании информационного общества, выделяют противоречия в его развитии. По их мнению, наиболее фундаментальный характер имеют следующие семь вызовов информационного общества, с которыми должна встретиться Финляндия.
Размежевание между старой и новой экономикой.
Противоречие между информационным обществом и структурой управления, унаследованной от индустриальной эпохи.
Возникновение новых типов неравенств.
Конфликт между текущими потребностями новой экономики и недостатком ориентированного бизнес-предпринимательства.
Разрыв и противоречие между старой протестантской этикой и хакерской этикой, исповедуемой творцами информации.
Уязвимость Финляндии перед нестабильностью глобальной экономики.
Противоречие между сильной национальной идентичностью и интеграцией в мультикультурный мир.
