Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МОРФ.БИЛЕТЫ.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.01.2026
Размер:
76.82 Mб
Скачать

Разряды предлогов по значению и по сочетанию с падежными формами

Предлоги выражают всевозможные отношения между знаменательными словами. Основными типами выражаемых отношениями являются:

пространственные: "вернуться в Москву", "приехать с юга", "отдыхать в деревне", "жить под Москвой", "снег над городом", "вода под домом" и т.д.;

временные: "проспать до утра", "работать в течение месяца", "встретиться через несколько дней", "выяснить в ходе сессии" и т.д.

объектные:"рассказ о себе", "знать про себя", "тоска по родине", "влюбиться в незнакомку";

целевые: "обратиться с претензиями", "жить для карьеры", "подарить на память";

сравнения, уподобления: "проживи с мое", "кулак величиной с голову", "дочь вся в мать";

значение орудия действия: "привинтить с помощью отвертки"; "установить в ходе экспериментов"

значение образа действия: "произнести без всякого выражения", "пообедать с аппетитом";

определительные отношения: "яблони в цвету", "пальто на ватине".

Значения предлогов реализуются только в сочетании с формами косвенных падежей.

Предлоги могут быть однозначными:вследствие, благодаря, за исключениеми др. имногозначными. При этом следует различатьсобственно лексическую многозначность и многозначность,обусловленную сочетаемостью с разными падежами.

Собственно лексическая многозначность проявляется у предлога тогда, когда, сочетаясь с одним и тем же падежом, предлог выражает различные типы отношений между словами. Так, предлог для,сочетаясь только с родительным падежом, может выражать и значения целевые: "житьдлялюбви", "работатьдляблага общего дела", и значения объектные: "одеждадляполярников", "важнодлятебя". Предлогиз-за,употребляющийся только с родительным падежом, согласно данным 4-томного "Словаря русского языка", может выражать пять значений, предлоготв сочетании опять-таки с родительным падежом – 13 значений и т.д. Лексическая многозначность предлогов отображается в толковых словарях русского языка.

Грамматически обусловленная многозначность отмечается в тех случаях, когда предлог, сочетаясь с разными падежами, выражает разные значения. Так, в предложении: "Не спеша (зачем ему было торопиться?) побросал он дрова в сарай, выпряг лошадь, сани оставил в сарае, а лошадь отвел в пустующую рядом выхоложенную конюшню" (Паст.) предлог в в первом и третьем случаях, употребленный с винительным падежом, имеет значение направления, а во втором случае, в сочетании с предложным падежом, – значение места. Предлог с, употребляясь с родительным падежом, обозначает пространственные отношения: "приехать с вокзала", с винительным – меру, уподобление: "проработай с мое", с творительным – отношения совместности: "мы с тобой одной крови".

Большинство предлогов сочетается только с одним падежом: для(р.п.),от(р.п.),перед(тв.п.),над(тв.п.), в отношении(р.п.), в продолжении(р.п.) и т.д. Однако есть и такие предлоги (все они являются непроизводными), которые употребляются с разными падежами:в(вин. и пр. падеж): "Чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса" (Тютч.); "Вода в реке журчит прохладна, и тень от гор ложится в поле" (Хармс);с(р., вин. и тв. падеж): "Госпиталь, в котором лежал, а потом служил и который собирался теперь покинуть доктор, помещался в особняке графини Жабринской,сначала войны пожертвованном владелицей в пользу раненых... Он стоял на скрещении главной улицы с центральной площадью города" (Паст.); "Мальчик спальчик", "мужичоксноготок".

БИЛЕТ 45.Союзы как служебная часть речи. Классификация союзов в зависимости от типов выражаемых синтаксических отношений. Сочинительные и подчинительные союза. Производные и непроизводные союзы. Простые и составные союзы.

ВЕРСИЯ ПО КАМЫНИНОЙ:

ВЕРСИЯ Б.Ю.К.:

БИЛЕТ 46.Частицы. Разряды частиц по значению: частицы со смысловыми значениями, эмоционально-экспрессивные частицы, словообразующие и формообразующие частицы.

ВЕРСИЯ К.Ю.Б.:

БИЛЕТ 47. Модальные слова как часть речи.

ВЕРСИЯ ПО КАМЫНИНОЙ:

Модальные слова как часть речи — это класс незнаменательных, неизменяемых, не имеющих единых морфемных признаков лексем, занимающих синтаксическую позицию вводного слова и служащих для выражения субъективно-модального отношения говорящего к тому, о чем и как он говорит.

Модальное слово может относиться к содержанию предложения в целом (Наверное, он любит читать исторические романы) или к отдельному члену предложения (Он любит читать, наверное, исторические романы). В диалогический речи модальные слова могут формировать ответные реплики-высказывания: — Вы поедете на экскурсию?— Вероятно. Но в структуре предложения они не являются членом предложения и не соединяются с компонентами предложения синтаксической связью. Поэтому их не следует относить к разряду самостоятельных частей речи. В то же время модальные слова отличаются и от служебных слов. В общей системе частей речи их чаще всего помещают между знаменательными и служебными словами.

К модальным словам относятся такие лексемы, как разумеется, конечно, очевидно, видимо, по-видимому, вероятно, например, к примеру, кстати, итак, следовательно, во-первых, во-вторых, стало быть, может быть, видите ли, знать и др.

Некоторые лингвисты (Е. М. Галкина-Федорук, А. И. Тихонов), опираясь на слово «модальный», к части речи «модальные слова» относят не все лексемы, обособившиеся в результате регулярного употребления в роли вводного слова, а только те, которые связаны с реальной или гипотетической модальностью. Такое сужение части речи вряд ли рационально. В современной синтаксической литературе в содержании предложения выделяется так называемая модусная часть. Модус включает в себя модальные смыслы, но не только их. В него входят самые разнообразные компоненты значения, отражающие позицию субъекта речи (оценка, эмоциональность, временная локализация высказывания, отношение к структуре своего высказывания, указание на источник высказывания идр). Особенностью модальных слов является то, что они всегда сориентированы на говорящее лицо и выражают значения, входящие в модус высказывания. Модальные слова надо бы называть модусными словами, но термин «модусный» закрепился в литературе, когда модальные слова как часть речи уже были выделены.

Модальные слова как особые единицы в словарном составе языка были замечены давно, но в отдельную часть речи они не выделялись. В трудах А. X. Востокова, Н. И. Греча, И. И. Давыдова, А. А. Шахматова, В. А. Богородицкого они включались в наречия. И в настоящее время некоторые лингвисты такие слова, как во-первых, во-вторых, называют наречиями. Л. В. Щерба склонялся к тому, чтобы не относить их ни к одной части речи. Модальные слова стали выделяться в качестве отдельного частеречного разряда прежде всего под влиянием работ И. И. Мещанинова и особенно В. В. Виноградова, подробно охарактеризовавшего их в связи с категорией модальности. Такой части речи нет в академических грамматиках русского языка, не упомянута она ни в «Лингвистическом энциклопедическом словаре» 1990 г., ни в энциклопедии «Русский язык» 1979 г., хотя в учебной литературе выделение модальных слов, можно сказать, стало традицией.

Отрицательное отношение к выделению модальных слов как части речи объясняется в первую очередь тем, что у них нет ни структурного, ни функционального единства. Их объединяет позиция вводного слова, которая при этом открыта для словоформ различных частей речи, существительных, прилагательных, глаголов и наречий: Говорят, гречанки на Босфоре хороши... (Бунин); Я, признаюсь, рад. что вы одного мнения со мною (Гоголь); По счастью, близко тут журавль случился (Крылов);

В деревнях, слышно, постреливают.

В. В. Виноградов, впервые выделивший модальные слова как часть речи, при описании фактического материала не установил границы ме- жду модальными словами и модальными частицами. Напротив, В. В. Виноградов писал о том, что такой границы в языке просто не существует, что модальные слова и частицы одинаково используется как деленный этим признаком, оно может быть и прилагательным, и суще- ствительным. Вне предложения дано только его лексическое значение:

плиссе, хинди, мини, макси, шоу, цунами, суахили, трико, сопрано и т. д.

К четвертому типу можно выражение значотнестиений НСВ и СВ в двувидовых глаголах посредством высказывания и контекста.

Модальные слова как часть речи — это класс незнаменательных, неизменяемых, не имеющих единых морфемных признаков лексем, занимающих синтаксическую позицию вводного слова и служащих для выражения субъективно-модального отношения говорящего к тому, о чем и как он говорит.

Модальное слово может относиться к содержанию предложения в целом (Наверное, он любит читать исторические романы) или к отдельному члену предложения (Он любит читать, наверное, исторические романы). В диалогический речи модальные слова могут формировать ответные реплики-высказывания: — Вы поедете на экскурсию?— Веро- ятно. Но в структуре предложения они не являются членом предложения и не соединяются с компонентами предложения синтаксической связью. Поэтому их не следует относить к разряду самостоятельных частей речи. В то же время модальные слова отличаются и от служебных слов. В общей системе частей речи их чаще всего помещают между знаменательными и служебными словами.

К модальным словам относятся такие лексемы, как разумеется, ко- нечно, очевидно, видимо, по-видимому, вероятно, например, к примеру, кстати, итак, следовательно, во-первых, во-вторых, стало быть, может быть, видите ли, знать и др.

Противоположная точка зрения высказана И. Г. Милославским. См. Современный русский язых/Подред.В.А.Белошапковой. М., 1989. С. 521-523.Некоторые лингвисты (Е. М. Галкина-Федорук, А. Н. Тихонов), опираясь на слово «модальный», к части речи «модальные слова» относят не все лексемы, обособившиеся в результате регулярного употребления в роли вводного слова, а только те, которые связаны с реальной или гипотетической модальностью. Такое сужение части речи вряд ли рационально. В современной синтаксической литературе в содержании предложения выделяется так называемая модусная часть. Модус включает в себя модальные смыслы, но не только их. В него входят самые разнообразные компоненты значения, отражающие позицию субъекта речи (оценка, эмоциональность, временная локализация высказывания, отношение к структуре своего высказывания, указание на источник высказывания идр). Особенностью модальных слов является то, что они всегда сориентированы на говорящее лицо и выражают значения, входящие в модус высказывания. Модальные слова надо бы называть модусными словами, но термин «модусный» закрепился в литературе, когда модальные слова как часть речи уже были выделены.

Модальные слова как особые единицы в словарном составе языка были замечены давно, но в отдельную часть речи они не выделялись. В трудах А. X. Востокова, Н. И. Греча, И. И. Давыдова, А. А. Шахматова, В. А. Богородицкого они включались в наречия. И в настоящее время некоторые лингвисты такие слова, как во-первых, во-вторых, называют наречиями. Л. В. Щерба склонялся к тому, чтобы не относить их ни к одной части речи. Модальные слова стали выделяться в качестве отдельного частеречного разряда прежде всего под влиянием работ И. И. Мещанинова и особенно В. В. Виноградова, подробно охарактеризовавшего их в связи с категорией модальности. Такой части речи нет в академических грамматиках русского языка, не упомянута она ни в «Лингвистическом энциклопедическом словаре» 1990 г., ни в энциклопедии «Русский язык» 1979 г., хотя в учебной литературе выделение модальных слов, можно сказать, стало традицией.

Отрицательное отношение к выделению модальных слов как части речи объясняется в первую очередь тем, что у них нет ни структурного, ни функционального единства. Их объединяет позиция вводного слова, которая при этом открыта для словоформ различных частей речи, существительных, прилагательных, глаголов и наречий: Говорят, гречанки на Босфоре хороши... (Бунин); Я. признаюсь, рад, что вы одного мнения со мною (Гоголь); По счастью, близко тут журавль случился (Крылов);

В деревнях, слышно, постреливают.

В. В. Виноградов, впервые выделивший модальные слова как часть речи, при описании фактического материала не установил границы ме- жду модальными словами и модальными частицами. Напротив, В. В. Виноградов писал о том, что такой границы в языке просто не су- ществует, что модальные слова и частицы одинаково используется как лексическое средство дал выражения многообразных субъективно-модальных значений.

Тем не менее выделение модальных слов не только возможно, но и желательно по двум причинам. Во-первых, потому что они объединяют те лексемы, за которьми функция вводности закрепляется в языке как единственная (т. е. те лексемы, которые функционально отрываются от исходных частей речи). И. И. Мещанинов считал, что вводные (= модальные) слова надо выделять в особую группу именно потому, что они ни в одну другую часть речи не входят. Во-вторых, и это принципиально важно, отрыв модального слова от той или иной части речи регулярно связан с закреплением в модальной (вводной) словоформе значения, равного свернутому предложению. Другими словами, с вводностью связан живой процесс образования таких слов, которые отличаются по природе их лексического значения и от самостоятельных частей речи, выражающих понятия о предметах, их свойствах и отношениях, и от служебных слов, не имеющих понятийной семантики.

Предложенческий характер модальных слов побуждал лингвистов (А. А. Потебню, Д. Н. Овсянико-Куликовского, А. М. Пешковского) видеть в них реликты свернутых предложений. В. В. Виноградов, не соглашаясь в целом с такой оценкой вводной синтагмы, показал, что далеко не всякое вводное слово генетически выводится из предложения, что модальные слова активно образуются из наречий и кратких форм прилагательного. «Класс модальных слов и частиц, — писал он, — в его соременном виде представляет собою продукт сложных изменений грамматического строя русского языка. Он очень пестр по своему лексическому составу, по этимологической природе относящихся и тяготеющих к нему словесных элементов» ". В связи с этим важно обратить внимание на то, что предпоженческое содержание имеют как слова, соотноси- тельные с глаголом, так и лексемы субстантивного, наречного и адъективного происхождения: конечно = я не сомневаюсь, возможно = я до- пускаю, несомненно = я убежден, кстати = в связи со сказанным добавлю, по-моему = я полагаю, я считаю и т. д.

Итак, при всей неопределенности модальные слова имеют признаки грамматической оформленное: 1) неизменяемость (морфологический признак), 2) функция вводного слова (синтаксический признак), 3) свернутое предложенческое модусное значение (семантический при- знак). Когда все эти признаки в лексеме представлены, модальное слово выделяется достаточно свободно.

Примечание. Формирование слов-предложений модусного плана наблюдается еще в так называемой этикетной лексике: спасибо = я благодарю, привет = я приветствую, пока = я прощаюсь, спокойной ночи = я желаю спокойной ночи и т. п. Здесь это явление не оформлено не только морфологически, но и синтаксически. Место, занимаемое эти- кетным словом, в отличие от позиции вводности не имеет отличи- тельных признаков.

ВЕРСИЯ Б.Е.К.: