- •Историко-культурная ситуация эпохи рубежа XIX – начала хх века. Модернистская и реалистическая традиции в литературе.
- •Понятие о «Серебряном веке» русской литературы. Основные направления русского модернизма 1900-1910-х годов.
- •Эстетика и поэтика русского символизма. Символизм как «самое радикальное» течение русского модернизма. Особенности символистского языка. Образ-символ, его значение для символистской эстетики.
- •«Трилогия вочеловечения» а.Блока: идейно-художественное своеобразие. Идея пути.
- •«Стихи о Прекрасной Даме» как смысловое ядро лирики первого тома «Трилогии Вочеловечения» а.Блока. Основные символические оппозиции 1 тома.
- •8. Второй том «Трилогии вочеловечения» а Блока: основные циклы, мотивы, образы-символы.
- •11. Ключевые образы-символы поэмы «Двенадцать», реализация в них идеологии Блока. Многоголосие, карнавальность в поэме, структурообразующая роль образа-символа ветра.
- •12. Эстетическая программа и художественная практика акмеизма. Основные эстетические трактаты акмеизма, главные поэтические сборники.
- •13. Идейно-художественное своеобразие первых поэтических сборникоа а.Ахматовой: жанр интимного женского дневника («Вечер», «Четки», «Белая стая»)
- •14. Творческий путь н. Гумилева. Мотивы и образы ранней лирики поэта. Философские мотивы в сборнике стихов н. Гумилева «Огненный столп».
- •16. Творчество в.Маяковского 10-х годов 20 века. Своеобразие лирического героя в ранней лирике Маяковского.
- •17. Жанр лирической поэмы в творчестве в.Маяковского: «Облако в штанах».
- •20. Лирика с.Есенина: своеобразие лирического героя. Имажинистский период в лирике с.Есенина («Кобыльи корабли», «Сорокоуст»).
- •22. Цикл «Персидские мотивы», его значение в творчестве Есенина. Образ сказочной Персии как идеального мира, традиции восточной поэзии в стихотворениях цикла. Образ России в «Персидских мотивах».
- •30. Поэтический сборник о.Мандельштама «Tristia»: основные мотивы, идеи, образы. Любовная лирика. Тема поэта и поэзии («Летейские стихи»). Тема революции.
- •24. Изображение начала нового века в «Стихах 1921-1925 г.Г.» о.Мандельштама. Основные мотивы, образы этого сборника. «Грифельная ода»: рождение поэзии нового типа.
- •25. Ранняя лирика б.Пастернака. Книга стихов «Сестра моя – жизнь»: основные мотивы, образы. Книга стихов как целостное произведение.
- •26. Идейно-художественное своеобразие лирики а.Ахматовой конца 10-х -20-х годов. Сборники «Anno Domini», «Подорожник». Поэтический сборник а.Ахматовой «Anno Domini»: основные мотивы и образы.
- •27. Поэтический сборник а.Ахматовой «Бег времени»: проблематика и поэтика циклов стихотворений «Северные элегии», «Шиповник цветёт», «Тайны ремесла».
- •29. «Поэма без героя» как итоговое произведение а.Ахматовой. Поэтика названия, семантика композиции, значение системы эпиграфов и посвящений.
12. Эстетическая программа и художественная практика акмеизма. Основные эстетические трактаты акмеизма, главные поэтические сборники.
В 10-е годы формируются новые течения внутри модернизма – акмеизм и футуризм.
Акмеизм – неотрадиционалистское течение. Формируется в Петербурге на основе «цеха поэтов» - литературный кружок. Цех – средневековое значение, объединение ремесленников. Переосмысление символистского понимания поэта.
Акмеизм заявляет о себе в 1912 году, когда выходит первый сборник журнала «Аполлон» с ключевыми манифестами символистов.
Статьи: «Наследие символизма и акмеизм» - Гумилев; «Некоторые течения в современной русской поэзии» - Городецкий;
Мандельштам – «Утро акмеизма» - снята с публикации. 1919 год – только опубликовали – самый главный манифест акмеизма.
Главные акмеистские сборники: «Чужое небо» - Гумилев; «Вечер» - Ахматова; «Камень» - Мандельштам.
По сравнению с символизмом, акмеизм – явление более частное – только в литературе. Акмеизм – факт только русской литературы.
В качестве учителей считали группу «Парнас», Теофиля Готье.
Несмотря на это, акмеизм сыграл важную роль в развитии русской литературы.
1915 год – акмеизм, по сути, распадается как течение.
1917 год – Гумилев создает второй «цех поэтов». Г. Иванов; не был таким значительным.
До уровня символизма не дотянул.
Эстетика акмеизма
С греческого «акме» - вершина, высшее достижение чего-либо.
Адамизм – от имени Адама. Этот смысл очень важен.
- стремление к мастерству, совершенству.
«Как адамисты мы немного лесные звери и во всяком случае не отдадим того, что в нас есть звериного, в обмен на неврастению» - Гумилев.
- отсылки к сверхчеловеку; утверждение мужественного и твердого взгляда на жизнь
- Библейский миф о сотворении мира.
Акмеисты также претендовали на миссию переименования всех явлений мира. – подобно Адаму. – символисты типа относились к слову нецеломудренно.
Отношение к творчеству и понимание личности поэта.
Акмеизм высшим искусством считает структуру и архитектуру.
Идея превращения хаоса в гармонию.
Шли за парнасцами и Теофилем Готье. «Эмали и камеи»
Гумилев в сборнике «Чужое небо» публикует раздел из переводов Теофиля Готье. Переводит стихотворение «Искусство».
По словам акмеистов на смену Моцарту приходит мастер Сальери.
Акмеизм – разнородное общество поэтов.
Главное, что объединяло этих поэтов – стремление вернуть поэтическое вдохновение на землю – образы зодчего и готической колокольни.
- отказывались от ключевой роли образа-символа.
Но при этом акмеисты не возвращались к реалистической поэзии.
Их образность оставалась модернистской и их образы несли в себе наполняемости культурным содержанием и экзотикой.
Акмеисты не используют реалистическое словарное слова. Их словарное слово – это слово, насыщенное культурной памятью и каждое его употребление вызывает целый контекст культурных ассоциаций, смыслов, которые раскрывают смысл произведения.
13. Идейно-художественное своеобразие первых поэтических сборникоа а.Ахматовой: жанр интимного женского дневника («Вечер», «Четки», «Белая стая»)
Поэтическая зрелость пришла к Ахматовой после ее «встречи» со стихотворениями Ин.Ф. Анненского, у которого она восприняла искусство передачи душевных движений, оттенков психологических переживаний через бытовое и обыденное. Образ в лирике Ахматовой развертывается в конкретно-чувственных деталях, через них раскрывается основная психологическая тема стихотворений, психологические конфликты. Так возникает характерная ахматовская «вещная» символика.
Ахматовой свойственна не музыкальность стиха символистов, а логически точная передача тончайших наблюдений. Ее стихи приобретают характер эпиграммы, часто заканчиваются афоризмами, сентенциями, в которых слышен голос автора, ощущается его настроение:
Мне холодно... Крылатый иль бескрылый,
Веселый бог не посетит меня.
Восприятие явления внешнего мира передается как выражение психологического факта:
Как непохожи на объятья
Прикосновенья этих рук.
Или:
Ты зацелованные пальцы
Брезгливо прячешь под платок.
Афористичность языка лирики Ахматовой не делает его «поэтическим» в узком смысле слова, ее словарь стремится к простоте разговорной речи:
Ты письмо мое, милый, не комкай,
До конца его, друг, прочти.
Или:
Не в лесу мы, довольно аукать,–
Я насмешек таких не люблю...
Включенная в строчки стиха прямая речь, как речь авторская, построена по законам разговорной речи:
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой...»
Но это и язык глубоких раздумий. События, факты, детали в их связи раскрывают общую мысль поэтессы о жизни, любви и смерти.
Для стиля лирики Ахматовой характерна затушеванность эмоционального элемента. Переживания героини, перемены ее настроений передаются не непосредственно лирически, а как бы отраженными в явлениях внешнего мира. Но в выборе событий и предметов, в меняющемся восприятии их чувствуется глубокое эмоциональное напряжение. Чертами такого стиля отмечено стихотворение «В последний раз мы встретились тогда...»:
В последний раз мы встретились тогда
На набережной, где всегда встречались.
Была в Неве высокая вода,
И наводненья в городе боялись.
Он говорил о лете и о том,
Что быть поэтом женщине – нелепость.
Как я запомнила высокий царский дом
И Петропавловскую крепость! –
Затем что воздух был совсем не наш,
А как подарок божий – так чудесен
И в этот час была мне отдана
Последняя из всех безумных песен.
В памяти героини всплывают какие-то детали окружающей обстановки («в Неве высокая вода», «высокий царский дом», «Петропавловская крепость», «воздух был совсем не наш»), обрывки разговора («Он говорил о лете и о том,//Что быть поэтом женщине – нелепость»), отчетливо запечатлевшиеся в сознании в минуту душевного волнения. Непосредственно о душевном переживании говорит только слово «последний» («в последний раз мы встретились тогда», «последняя из всех безумных песен»), повторенное в начале и в конце стихотворения, и взволнованное повышение голоса в строках: «Как я запомнила высокий царский дом//И Петропавловскую крепость!» Но в рассказе о явлениях мира внешнего и заключена целая повесть о духовной жизни героини.
В интимно-«вещной» сфере индивидуальных переживаний в «Вечере» и «Четках» воплощаются «вечные» темы любви, смерти, разлук, встреч, разуверений, которые в этой форме приобретали обостренно-эмоциональную, ахматовскую выразительность. В критике не раз отмечалась специфичная для лирики Ахматовой «драматургичность» стиля, когда лирическая эмоция драматизировалась во внешнем сюжете, столкновении диалогических реплик.
В «Белой стае» проявились и новые тенденции стиля Ахматовой, связанные с нарастанием гражданского и национального самосознания поэтессы. Годы первой мировой войны, национального бедствия обострили у поэтессы чувство связи с народом, его историей, вызвали ощущение ответственности за судьбы России. Подчеркнутый прозаизм разговорной речи нарушается пафосными ораторскими интонациями, на смену ему приходит высокий поэтический стиль.
Муза Ахматовой уже не муза символизма. «Восприняв словесное искусство символической эпохи, она приспособила его к выражению новых переживаний, вполне реальных, конкретных, простых и земных. Если поэзия символистов видела в образе женщины отражение вечно женственного, то стихи Ахматовой говорят о неизменно женском».
Интернет:
“Вечер” 1912
В сборнике “Вечер” лирическая героиня сдержанная, нежная, гордая женщина. Любовь для неё - плотные сети, не дающие покоя. Душевное состояние героини передано через экспрессивно окрашенные художественные детали: “золотая пыль”, “бесцветный ледок”.
Лирическая героиня Ахматовой - героиня несбывшейся, безнадежной любви. Любовь в её поэзии предстаёт как “поединок роковой”, “любовная пытка” (“Музе”). Ахматова почти никогда не изображает любовь безмятежной, идиллической, а, наоборот, в момент разрыва, разлуки, утраты чувств.
Поэт стремится преодолеть дисгармонию мира, обратясь к миру культуры, природы. Любовь, по Ахматовой, уводит “от радости и от покоя”, “покоряет обманно”. Лирическая героиня охвачена болью недоумения.
Стихотворения Ахматовой похожи на финалы повестей о любви, они сюжетны. В них наблюдается сходство с балладой, новеллой (“Сероглазый король”). На фоне символистов язык Ахматовой кажется прозаическим, в нём много деталей, передающих быт, создающих “вещный мир”
Для стихотворений этого периода характерны следующие признаки акмеизма:
ясный взгляд на жизнь;
стремление к простоте, естественности;
конкретно-чувственное восприятие “вещного мира”;
увлеченное любование мелочами;
близость стиха разговорному строю языка;
камерность.
Поэтическое мастерство проявляется в лаконизме, малом объёме произведения, в "говорящей" детали, "овеществлении" поэтических образов, афористичности речи.
Лирике Ахматовой присуща интимность, она воспринимается как личные дневники, так как в образе лирической героини прослеживаются автобиографические черты поэта. В области метра – господство дольника; в области ритма – ровный, сглаженный ритм 4-стопного и 5-стопного ямба.
«Чётки», 1914 г.
Было душно от жгучего света,
А взгляды его – как лучи.
Я только вздрогнула; этот
Может меня приручить... –
Эти строки, открывающие "Четки", демонстрируют сразу главные приметы стиха ранней Ахматовой: это дольник, и рифмы в нем неточные. Возрастает кол-во стихотворений, написанных 5-стопным ямбом, 4-стопным хореем и 3-стопным анапестом. Чаще, чем в какое-либо иное время, эти размеры появляются с дактилическими рифмами – традиционной приметой установки «на фольклор». Сочетание фольклорных и торжественных интонаций напоминает о Некрасове.
В характере лирической героини проявляется величие, властность. Лирическая героиня заявляет о своей избранности. В стихах Ахматовой появляется новый мотив - властность. Лирическая героиня Ахматовой взрослеет - теперь в трагедии любви она винит и себя, ищет в себе причину разрыва. Теперь Ахматова думает, что “от счастья и славы безнадежно дряхлеют сердца”. В стихах нет жалобы, но есть изумление: как такое может происходить со мной? Любовь, по Ахматовой, - чистилище, потому она показывает тончайшие оттенки чувств.
“Белая стая” 1917 г.
Как по ступеням, лирическая героиня восходит вверх. Она становится мудрее, ценит обретённую свободу чувства и творчества. Теперь из мира камерной, замкнутой любви лирическая героиня вырывается к любви подлинной, великой. Внутренний мир любящей женщины расширяется до глобальных, общечеловеческих масштабов, и потому в мир стихов Ахматовой входит любовь к людям, к родной земле, к Родине. Всё чётче звучат патриотические мотивы. Для стихотворений этого периода характерен психологизм. Чувства поэтесса передаёт через конкретную психологическую деталь: "Нестерпимо больно душе любовное молчанье…" Боль утраты не ослабела, но она теперь как песня.
Отчётливей слышится мотив смерти ("Муза ушла по дороге…")
Первые поэтические сборники Анны Ахматовой — «Вечер» (1912), «Четки» (1914) и «Белая стая» (1917) — воплощают жанр интимного женского дневника, где лирическая героиня предстаёт как страдающая, но стоическая женщина, фиксирующая внутренние конфликты любви, разлуки и предчувствия трагедии. Идейно это подчёркивает акмеистическую ясность, земную конкретность чувств и преодоление символистской расплывчатости через психологическую достоверность. Художественно уникален лаконизм, разговорная интонация и вещная деталь, создающие иллюзию исповеди.
Идейное своеобразие
В «Вечере» доминирует мотив чувственной любви с нотками тревоги, где героиня разрывается между страстью и предчувствием утраты, отражая конфликт женского начала и судьбы. «Четки» углубляют трагизм через темы вины, одиночества и невозможности счастья, с лирической героиней, подавляющей чувственность ради духовного роста. В «Белой стае» интимное переходит в гражданское: война и революция рождают мотивы народного горя и духовного единения, где «белая стая» символизирует жертвенность и божественный дар поэзии. Жанр дневника подчёркивает эволюцию героини — от эгоцентричной страдалицы к носительнице коллективной памяти, побеждающей дисгармонию через самопознание.
Художественные особенности
Поэтика строится на контрасте краткости формы и глубины эмоций: простые рифмы, точные эпитеты («лёгкий запах флоксов») и диалогичность имитируют дневниковую запись, усиливая иллюзию подлинности. Образы рук, окон, комнат — вещные символы интимного пространства, где любовь ощутима физически, но отмечена роковой тенью; в «Четках» мотивы молитвы и чёток добавляют сакральности. Архитектоника сборников спиралевидна: повторяющиеся мотивы (прошлое-настоящее) наращивают конфликт, кульминацией которого в «Белой стае» становится хор голосов, преодолевающий личное «я».
