26 билет
.docx26. Идейно-художественное своеобразие лирики А.Ахматовой конца 10-х -20-х годов. Сборники «Anno Domini», «Подорожник». Поэтический сборник А.Ахматовой «Anno Domini»: основные мотивы и образы.
Анна Ахматова — величайшая поэтесса «серебряного века». Только ей удалось стать женским голосом своего времени, женщиной-поэтом вечного, общечеловеческого значения. Именно она впервые в русской литературе явила в своем творчестве универсальный лирический характер женщины.
Творчество Ахматовой явилось высшей точкой развития женской лирики в России, но в первую очередь ее поэзия мужественна. В начале века много поэтесс (Гиппиус, Соловьева, Галина, Цветаева), но именно Ахматова вошла в русскую литературу как классик. Она разработала систему приемов, раскрывающую женскую душу. Никто из женщин той поры не смог избежать влияния Ахматовой.
По многим параметрам проявила себя как новатор, но в то же время была абсолютно традиционна, вся поэзия под знаком классики. Н-р, она возродила форму фрагмента (в 19 в. – Тютчев) (отрывок из дневника, песенка, устная жалоба – но всегда вполголоса). Если стихи Цветаевой – всегда «вопль», поэзия Ахматовой – жалоба вполголоса, шепот. Нередко стихотворение начинается с союза, междометия (излюбленный прием Ахматовой). Преобладают гласные (о, и, а). Этим передается особенность библейского стиля.
Значение Ахматовой как поэта чрезвычайно велико. Новый стиль, новое слово, становление нового поэтического мышления.
Стиль, жанр, тематика. Ахматова стала «Ярославной ХХ в.». Ей чуть ли не единственной удалось в своих стихах оплакать своих современников. Сама она называла себя «плакальщицей дней». Сонеты («Память»), стихи, обращенные к поэтам, прозаикам (Булгаков, Зощенко, Пастернак, Цветаева, Замятин, Пильняк, Гумилев, Мандельштам и др.).
Совершенно особый, новый стиль. Немалую роль играл тот фактор, что она была человеком христианского мироощущения.
Все стихи вполголоса. Ее поэзия –плач по своему поколению. Лирическая героиня – носитель бесконечного множества биографий и судеб.
Хар-ны синкретические эпитеты. Подробности, предметность, детали. Эпитеты подчеркивают бедность и неяркость предметов. Метафоры не вознесены, а приближены к земле. Поэт реалистического мироощущ. Пишет так, как будто на нее смотрит мужчина. А. сблизила 2 поэтич стихии – лирическую и драматургическую. Ахматова в высшей степени обладала системой жестов.
Эл-ты диалога, разговорность, тяготение к живой речи свид-т об отсутствии лирич мира. Пафос А. – проникновение в близкое .
Чувства в кризисном выражении( либо первая встреча, либо последняя). Время в ее поэзии в 2 ипостасях: 1. соц-историч. 2. философское-поэма без героя. северные элегии(совмещение 2х времен- н-р Реквием).
Темы:
- тема любви
- Тема Пушкина
- Тема Петербурга(«Сердце бьется ровно,мерно», «Вновь Исакий в облаченье(четки)»:ветер душный и суровый С черных труб сметает гарь…Ах!своей столицей новой Не доволен государь.).
- Тема музы( «Музе»,»Муза ушла по дороге»).
- Тема войны..
Сборники: «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Подорожник» (1921), «Anna Domini» (1921).
В первом сборнике «Вечер» А. представляет читателю свою героиню как сильную натуру, связывая ее силу с характером ее земной женской любви. Образ земной любви проходит через весь первый сборник в сопоставлении с любовью христианской, платонической, неизбирательной ко всему миру, земле, природе. В «Четках» - к русскому народу, национальному укладу жизни, нац. истории. Отличительным признаком земной любви – страсть! Ахматова предпочитает земную любовь при всей своей религиозности. Христ-ая любовь дает выход от страдания плотской любви, но этот выход Ахматова не принимает. Единственный источник полноценной жизни – любовь-страсть! Мир открывается в дополнительной реальности: “Ведь звезды были крупнее, // Ведь пахли иначе травы”. Оппозиция 2х типов любви => жизнь – смерть (Я живу как кукушка в часах). Любовь-страсть у А. – это поединок, борьба двух, столкновение 2х характров. ( «И когда друг друга проклинали..»). В центре – любовь женщины и дана от ее лица! Ее поражение в любви выявляет силу и цельность ее натуры. Всепоглощающее чувство вместе со страданиями – самые ценные минуты в жизни! (Сжала руки под тёмной вуалью...; Песня последней встречи – перчатка с левой руки).
Тема Творчества. Любовь – источник творчества, а творчество – ср-во увековечивания любви.
«Четки» приносит известность! Через бытовое и обыденное передаются сложнейшие оттенки психологических переживаний, тяготение к простоте разговорной речи. Ахматова предпочитала “фрагмент”, так как он давал возможность насытить стихотворение психологизмом
Была выпущена третья книга стихов – «Белая стая», она отразила появление в творчестве новых тенденций, обусловленных изменениями общественно-политической обстановки в России. Мировая война, национальные бедствия, приближение революции обостряют у Ахматовой чувство сопричастности к судьбам страны, народа, истории. Расширяется тематический диапазон её лирики, в ней усиливаются мотивы трагического предчувствия горькой участи целого поколения русских людей: Думали: нищие мы, нету у нас ничего; «Молитва»
Основные черты ахматовской поэтики сложились уже в первых сборниках. Это сочетание недосказанности «с совершенно четким и почти стереоскопическим изображением», выраженность внутреннего мира через внешний, сочетание взглядов мужских и женских, детальность, романность, конкретность образа.
Цикл "Подорожник". В нем Ахматова как бы завершила отдельные лирические сюжеты "Белой стаи". - темы, связанные с общественной жизнью (революция, гражданская война)
- мотивы пророчества, "последних сроков" и искупительной жертвы. магистральные во втором периоде творчества Ахматовой, определяя облик лирической героини - нищей странницы и пророчицы. Более того, они напрямую соотносятся с формированием у Ахматовой новых ценностных доминант - социальных, этических и эстетических.
Эти мотивы появляются в "Белой стае" и развиваются в "Подорожнике" и "Anno Domini" в нескольких смысловых планах и на разном жизненном материале, прежде всего - на материале войны и революции. Война - надругательство над "божьим миром", его осквернение. Жить в это время и быть свидетелем происходящего нестерпимо больно:
И ранней смерти так ужасен вид,
Что не могу на Божий мир глядеть я.
Происходящее можно изменить покаянием, молитвой и жертвенным отказом от мирских радостей. Идея искупления воплотилась в стихотворении "Молитва".
- Тема предсказания будущего в "Белой стае": "Подошла я к сосновому лесу..." (1914), "Июль 1914" (1914), "Город сгинул, последнего дома..." (1916); в "Подорожнике" - "Теперь никто не станет слушать песен..." (1917) и в "Anno Domini" - "Предсказание" (1922).
Начиная с "Подорожника", любовная тема нередко переключается в общественно-исторический план. Лирическая героиня говорит не от первого лица, а как бы от имени всех, отождествляя свою судьбу с судьбой России. Стихотворения личного плана пронизывает пафос религиозной соборности и искупления.
Тема поэтического "ведовства" развивается в "Подорожнике" ("Дьявол не выдал. Мне все удалось...", 1923) и в "Anno Domini".
Цикл "Anno Domini" – пятая книга стихов Ахматовой, завершает первый период творчества поэта (1907 – 1925). Темы времени, памяти, духовного родства со своим поколением. Во всех трех частях героиня, не удовлетворенная настоящим, посредством памяти погружается в прошлое, которое, по ее мнению, более достойно человеческой жизни. Повернуть время вспять (хотя бы на уровне сознания) – для нее единственный выход из сложившегося тупика.
1)Особенность метафоры. Эйхенбаум: у ранней Ахматовой вообще нет метафор. У поздней – метафоры больше похожи на символ. Основная особенность – они приближены к земле. «Как соломинкой пьешь мою душу»
2) близость к драматургии. Сблизила лирическую и драматургическую стихии. Состояние выражено глаголами, действием. Некоторые стихотворения построены почти полностью на действии. Скупой диалог; мизансцена на лестнице; на первом плане – физические действия героини («Перчатка»). Весь драматизм отношений может быть явлен через жест.
3)«Ахматова в высшей степени обладала системой жестов» (Л. Гинзбург). Почти в любом портрете Ахматовой – отражение жеста. В первую очередь красноречивы руки, именно через них передается состояние ЛГ. Ослабнувшей рукой, помертвелой рукой, рука дрожала, рука, закапанная воском и т.д.
Вывод: тяготение к живой речи, разговорность стиха, точность деталей, обычность обстановки, видение человека в жесте, движении, отсутствие особого лирического мира – следствие основного отличия Ахматовой от символистской поэзии. Пафос Ахматовой – проникновение в близкое, прозу жизни.
Образ любви – образ больной любви, образ больного, предреволюционного мира. Нравственный и исторический самосуд.
Образ времени. Ахматова – представитель Серебряного века, но она и большой реалистический поэт. Вопрос о времени особенно актуален. Контрасты – отражение времени бурь и тревог.
Образ времени – в двух ипостасях: 1) время как философская категория, философский образ; Ахматова – сама живое воплощение эпохи, связи времен; 2) время реалистическое, социальное, время как социальная категория. «Реквием» - совмещение обеих ипостасей времени.
Лирика Анны Ахматовой конца 1910-х – 1920-х годов отражает переход от интимных переживаний к гражданским и философским мотивам на фоне революционных потрясений. Этот период отмечен сборниками «Белая стая» (1917) и «Anno Domini» (1922), где акмеистическая точность сочетается с трагическим осмыслением эпохи.
Идейные мотивы
Революцию Ахматова воспринимала как катастрофу, выраженную в неприятии разрушений и потерь, но с сохранением надежды на возрождение ("Все расхищено, предано, продано...", 1921). Усиливается патриотизм и отказ от эмиграции: в "Не с теми я, кто бросил землю..." (1922) лирическая героиня отвергает "жалких изгнанников", подчеркивая связь с Россией несмотря на лишения. Появляются религиозно-философские темы – память как противостояние смерти, духовность и жертвенность, формирующие гражданскую позицию.
Художественные особенности
Поэзия сохраняет акмеистическую сюжетность и лаконичность: стихи строятся как новеллы с яркими деталями (перчатка на левой руке, шёпот клёнов), создающими ощущение реальности. "Шёпот Ахматовой" – тихая, разговорная интонация контрастирует с трагизмом, усиливая психологизм героини. Мотивы одиночества, вины и дома переходят в циклы вроде "Три стихотворения", где историческая память интегрируется в личный нарратив.
Ключевые сборники
Сборник |
Годы |
Основные темы |
Белая стая |
1917 |
Любовь, революционный хаос, религиозность, гражданские мотивы |
Anno Domini |
1922 |
Память, Родина, отказ от эмиграции, трагедия эпохи |
"Anno Domini" – пятая книга стихов Ахматовой, завершает первый период творчества поэта (1907 – 1925) и некоторым образом предвещает стихотворения, которые она собиралась написать во второй половине своей жизни. Первоначально книга называлась "Anno Domini MCMXXI", что в переводе с латинского означает "В лето Господне 1921". Почти все стихотворения, входящие в эту книгу, были написаны в 1921 году. Это, мы знаем, год потерь для Ахматовой: она пережила смерти родного брата, своего первого мужа Н. Гумилева, А. Блока, о котором говорила как о "памятнике началу столетия". Мир, в котором обречена жить лирическая героиня, - ненадежный, опасный мир. Следовательно, главным предметом художественного осмысления, поэтических раздумий Ахматовой стала именно судьба сверстников и современников, людей ее круга. Композиция "Anno Domini" трехчастная: 1) "После всего; 2) "MCM XXI" .
В первой части книги Ахматова не просто констатирует результаты перемен, ее переполняют чувства и эмоции, бушующие в душе по поводу случившегося. Поэт не знает, что его ждет, поэтому, может быть, в его сознании тревога, растерянность, метания сознания из настоящего и в прошлое, и в будущее. В первом стихотворении рисуется картина Петрограда 1919 года через то душевное состояние людей, ту атмосферу, царившие в городе: Никто нам не хотел помочь За то, что мы остались дома, За то, что, город свой любя, А не крылатую свободу, Мы сохранили для себя Его дворцы, огонь и воду. ( "Петроград, 1919", стр. 144).
Вторая часть стихотворения обращена в будущее. Осознавая всю трудность, непреодолимость нынешней ситуации, Ахматова предвидит будущее: Иная близится пора, Уж ветер смерти сердце студит, Но нам священный град Петра Невольным памятником будет. ( “Петроград, 1919”, стр. 144). Итак, Ахматова «заключена в столице дикой». Свобода потеряна. В некоторых стихах первой части чувствуется преемственность «Anno Domini» с книгой «Белая стая». Образ птицы – символ свободы в «Anno Domini». А ее – то и не хватает лирической героине. И даже небо – свободная стихия –лишено своего естественного состояния, своего света: Веет ветер лебединый, Небо синее в крови. ( «Веет ветер лебединый», 1922, стр. 149) Обращение к Библейскому циклу подтверждает мысль о том, что она жила в «страшном мире», где сознание, чувства расходятся с реальностью, вступают в противоборство со временем и пространством. Из настоящего посредством памяти – в прошлое. Часть с названием «MCM XXI» передает ту атмосферу, которая окутывала Россию в 1921 году: ощущение тоски, потерянности. Это нашло свое отражение в стихах любовной тематики: Путник милый, ты далече, Но с тобою говорю. В небесах зажглися свечи Провожающих зарю. ( «Путник милый, ты далече», 1921, стр. 160). Ахматова считает себя виновницей всех несчастий своих близких, так как, пророчествуя о днях катастрофы, накликала беду: Я гибель накликала милым, И гибли один за другим. О, горе мне! Эти могилы Предсказаны словом моим. ( «Я гибель накликала милым», 1921, стр. 168).
Одну из главных мыслей третьей части книги «Anno Domini» «Голос памяти» можно сформулировать так: мир, человек, жизнь вообще существуют лишь тогда, когда в человеческой душе, в сознании сохраняется память о друзьях, когда-то ушедших. Отсутствие памяти – это всеобщая гибель, физическая и духовная. Эта мысль об огромном значении чувства дружбы и духовного родства нашла отражение в эпиграфе к третьему разделу: Мир – лишь луч от лика друга, Все иное тень его. Н. Гумилев. Ничего не остается, как только справлять «тайную тризну» и думать о том, что: Все души милых на высоких звездах. Как хорошо, что некого терять И можно плакать. ( «Царскосельские строки», 2, 1921, стр. 175).Героине некого больше терять – она одна. Рассмотрев три части книги «Anno Domini», мы видим, что главными здесь явл. темы времени, памяти, духовного родства со своим поколением.
Сборник Анны Ахматовой «Anno Domini» (1922) завершает первый период её творчества, объединяя стихи 1913–1922 годов и отражая трагедию послереволюционной России через личные потери поэта. Книга разделена на три части: «После всего», «MCM XXI» и «Голос памяти», где доминируют мотивы катастрофы, памяти и любви к Родине.
Основные мотивы
Тема разрушенного бытия и революционной катастрофы пронизывает сборник: Ахматова оплакивает утрату культурных ценностей и гибель современников (Блок, Гумилёв). Мотив памяти как спасения от забвения – героиня уходит в прошлое, чтобы противостоять настоящему («Я гибель накликала милым...»). Гражданский патриотизм и отказ от эмиграции звучат в образах оставшихся «дома» в «столице дикой» («Петроград, 1919»).
Ключевые образы
Библейские аллюзии усиливают трагизм: Рахиль (обман эмигрантов), Лотова жена (сострадание к изгнанникам), Мелхола (конфликт любви и судьбы). Образы Петрограда как «круга кровавого», тернового венца, неба «в крови» символизируют ужас эпохи и пророчества гибели. Памятники (град Петра) и голоса ушедших (души на звёздах) воплощают вечность памяти.
Структура сборника
Часть |
Период стихов |
Доминирующие мотивы и образы |
После всего |
1919–1922 |
Катастрофа, Петроград, библейский цикл |
MCM XXI |
1915–1921 |
Любовь, тоска, предсказания гибели |
Голос памяти |
1915–1921 |
Воспоминания, духовное родство, прошлое |
