Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Философия религии / философия религии лекция 07

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
10.01.2026
Размер:
884.57 Кб
Скачать

Априорными формами чувственности явлются пространство и время.

По мнению Канта, пространство и время не являются свойствами вещей. Эти две категории, как и другие формальные структуры, — часть порядка, который разум устанавливает в его мире.

Хотя предметы, возможно, не существуют в пространстве и времени, по словам Канта, мы способны познавать внешний мир чувственного опыта лишь в контексте этих двух понятий.

Теория познания Канта, как и учение Юма, ограничивала способность мыслящего субъекта опираться на чувственное восприятие в познании трансцендентных реалий: Бога, бессмертной души и человеческой свободы.

С точки зрения Канта, представленной в «Критике чистого разума», всякое явление, находящееся за пределами пространства и времени, не поддается научному познанию, поскольку наука опирается на чувственное восприятие.

«Чистый», или спекулятивный, разум (наука) способен не более чем указывать на вероятность существования этих метафизических концепций, поскольку ничто известное нам из опыта не противоречит такому предположению.

Обозначив границы эмпирического познания, «Критика чистого разума» вывела реалии, запредельные пространству и времени (например, Бога) за рамки научного опыта, основанного на чувственном восприятии.

На первый взгляд, это делает такие явления непознаваемыми, но в намерения Канта не входило обоснование религиозного скептицизма Юма.

В другой своей работе - «Критика способности суждения» — Кант указывал, что если бы реальность Бога можно было доказать с помощью аргументов, заимствованных из чувственного опыта, то Бога трудно было бы рассматривать в контексте нравственных категорий, что, собственно, и являлось целью Канта.

Во втором издании «Критики чистого разума» он пояснял:

«Посему я счел необходимым отвергнуть знание в пользу веры».

С точки зрения Канта, вера принадлежала другой области мыслительной деятельности человека — практической стороне разума, — которую он связывал с нравственной составляющей человеческого существования.

Практический разум

Указав на несостоятельность всех теоретических аргументов в пользу метафизических постулатов, первая «Критика» ограничила возможности «чистого», или спекулятивного, разума. В результате возникла необходимость доказательства этих постулатов иными средствами.

Обоснование концепций Бога, бессмертия и свободы Кант приводит в своих сочинениях о нравственности, в частности, «Основах метафизики нравственности» (1785), «Критике практического разума» (1788) и «Метафизике нравов» (1797).

Если в своей первой значительной работе он изучал теоретический разум, то на этот раз его целью было исследование концепций, необходимых разуму в его практическом выражении.

В основе доказательства Канта лежал тезис о том, что, помимо чувственного восприятия, человек наделен еще и нравственными качествами.

Наши взаимоотношения с миром не ограничиваются научным знанием, отмечал он. Мир - как сцена, на которой мы являем себя носителями нравственных ценностей.

В качестве свидетельства нравственной природы человеческого существования Кант ссылался на то, что, по его мнению, может считаться в этом плане универсальным нравственным опытом – на осознание человеком своих нравственных обязательств.

По мнению Канта, практическая, или нравственная, составляющая человеческого существования по сути своей столь же рациональна, как и теоретическая.

Следовательно, он был убежден, что все обоснованные нравственные суждения продиктованы рациональными принципами, а другие такие же принципы лежат в основе теоретических знаний, полученных путем чувственного восприятия.

Наши нравственные принципы должны становиться как можно более рациональными. Кант считал этот разумно нравственный образ жизни долгом каждого человека.

Для Канта необходимость исполнения этого долга находит свое ярчайшее выражение в высшем нравственном принципе, его знаменитом категорическом императиве. По существу, он требует от каждого человека готовности поступать в соответствии с принципами, к соблюдению которых он или она, как разумное существо, хотели бы призвать все человечество.

По выражению самого Канта: «Поступай согласно лишь тем правилам, которые по твоей воле могли бы стать Всеобщим законом».

Из этого определения очевидно, что категорический императив относится не столько к конкретным действиям, сколько к мотивации, стоящей за каждым поступком.

Практические постулаты

Наличие в человеке нравственной природы, засвидетельствованное всеобщим осознанием заложенных нравственных ценностей, легло в основу возрождения Кантом метафизики.

Именно оно позволило ему с уверенностью рассуждать о трех понятиях, которые невозможно было обосновать с точки зрения теоретического разума.

По утверждению Канта, эти «практические постулаты» должны быть признаны, как того требует нравственная природа мира.

Это

существование Бога и

бессмертие души

человеческая свобода

Всеобщее благо человечества, по мнению Канта, заключается в том, чтобы счастье являлось логическим следствием добродетели. Но, как известно, в этой жизни добродетель далеко не всегда вознаграждается.

Посему, заключил Кант, впереди нас должна ожидать новая жизнь, в которой добродетель будет, наконец, оценена по достоинству.

Бог же должен существовать, дабы гарантировать соблюдение справедливости в будущей жизни.