Философия религии / философия религии лекция 06
.pdfНовая эпоха в истории Церкви началась в 313 году, когда император Константин издал Миланский эдикт, по которому христиане империи уравнивались в правах с представителями других религий.
При содействии Константина христианство в течение двух десятилетий после Миланского эдикта превратилось в привилегированную религию.
В начале IV века в Александрии возникла ересь Ария (256–336), пресвитера, утверждавшего, что только Бог Отец вечен и безначален, а Сын родился во времени и не совечен Отцу.
«Было (время), когда не было Сына», – подчеркивал Арий, доказывая, что Сын является одним из творений Божиих, всецело отличным от Отца и не подобным Ему по сущности.
Учение Ария было осуждено на церковном Соборе в Александрии около 320 года, однако ересь начала распространяться за пределы Александрии и вскоре достигла Константинополя.
В 325 году император Константин созвал в Никее I Вселенский Собор, в котором приняло участие 318 епископов.
Значение этого Собора заключается не только в том, что это было первое после окончания эпохи гонений столь представительное собрание епископов, но прежде всего в том, что на этом Соборе вера в Святую Троицу была сформулирована в тех терминах, в которых она сохранилась в христианской Церкви на все последующие века.
Символ веры Никейского Собора, начинающийся словами «Верую во единого Бога» и содержащий изложение православной триадологии, стал классическим выражением веры Церкви.
Вторая и третья четверти IV века были временем распространения арианства и гонений на его противников, главным из которых был святитель Афанасий, епископ Александрийский (ок.296–373).
Опровержению арианства посвятили свои писания три «Великих Каппадокийца» – Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский, настаивавшие, вслед за Афанасием Александрийским и никейскими отцами, на единосущии и равенстве Отца, Сына и Святого Духа.
Одной из заслуг Великих Каппадокийцев стала выработка той терминологии, которая помогла четко сформулировать единство и различия в Троице.
В качестве ключевого был избран термин «ипостась», которым Каппадокийцы обозначали личностное существование, в отличие от «сущности» – термина, которым обозначили онтологическую общность.
Отец, Сын и Святой Дух суть три Ипостаси, равные и единосущные одна другой, то есть имеющие одну и ту же Божественную сущность.
Философия религии в Средние века
Уходя корнями в период патристики и опираясь на творчество первых христианских философов Боэция и Августина, религиозно-философская мысль на Западе обретает самостоятельность в IX в.
Иоанн Скот Эриугена (810877) в своих трудах обобщил философские достижения патристики, многое сделав для развития последующей философской традиции.
Первоначально эта философия, позднее получившая название «схоластика» (лат. scholaszca «ученый, школьный»), развивалась в монастырях, в библиотеках которых хранилось философское наследие поздней античности и раннего Средневековья.
Выделяют
раннюю (IX-XII вв.),
зрелую, или высокую(XIII в.),
и позднюю схоластику (XIV-XV вв.).
Отцом схоластики считается Ансельм Кентерберийский (1033-1109).
Для этого типа философии характерным считается сочетание религиозных догматов и рационалистической методологии.
С Ансельма Кентерберийского начинается традиция выдвижения рациональных доказательств существования Бога.
Ансельм, как и его предшественники, считал, что у человека есть два основных источника знания - разум и вера.
«neque enim quaero intelligere ut credam, sed credo ut intelligam» («познаем не для того, чтобы верить, а верим для того, чтобы понять»).
