Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Философия религии / философия религии лекция 05

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
10.01.2026
Размер:
941.81 Кб
Скачать

Варрон, по Тертуллиану, различал «три рода богов:

один — физический, о котором рассуждают философы;

другой — мифический, бытующий среди поэтов;

и третий род богов — народный, который зависит того, какие именно боги были приняты данным народом».

Свидетельства Августина о «трехчастной теологии» Варрона (Civ.D. VI. 5):

У Варрона есть «три рода теологии», или «теории, дающей объяснение о богах». Они у него называются соответственно:

мифическим родом (mythicon),

физическим (physicon)

и гражданским (civile).

Первая из этих «теологий» происходит от греческого mythos, что соответствует латинскому fabula («басни»). Варрон, как и его учитель, определяет первый «род теологии» как употребляемый у поэтов, второй — у философов, третий — у «народов».

Различны и их социальные назначения: первая теология приспособлена к театру, вторая — к миру, третья — к городу.

Эпикуреец Филодем из Гадары (110/100—40/35 до н.э.) в сочинении «О богах» подверг критике представления о причинах богопочитания.

Трактат «О благочестии» состоял из двух частей:

первая содержала изложение взглядов на богов и благочестие неэпикурейцев;

во второй излагался взгляд на благочестие Эпикура.

Филодем указывал, что Эпикур не только признавал необходимость почитания богов своего города, но и сам участвовал в обрядах. Он ссылался, в частности, на одно из писем Эпикура, где тот указывал, что «был посвящен в мистерии города, как и все другие». Цитировал он и положение эпикуровского сочинения «Об образах жизни», согласно которому мудрец демонстрирует уважение к богам, почитать которых надо не из страха перед ними, а «потому, что природа богов выше нашей».

В другом сочинении, «О музыке», Филодем высказывается в духе последовательного религиозного традиционализма, отрицая уже эпикуровское отрицание народной религии.

«Сколько бы ни говорили, — заявляет он в противовес «религии философов», — что божественное не нуждается дополнительно в чьемлибо почитании, нам-то как раз прирожденно его почитание в особой степени, [мы] представляем его благочестиво, согласно тому, что было передано каждому преданиями от отцов».

Задача заключалась в оправдании эпикурейцев в качестве благонамеренных граждан, но вполне вероятно, что Филодем, как и его схоларх, добросовестно отдавал должное тому, что надо почитать «по установлению», держа при себе то, что «по сущности вещей».

Младшими современниками Филодема были два философа, занимавшие по отношению к религии взаимопротивоположные позиции.

Тит Лукреций Кар (ок. 95—55 до н.э.)

Марк Туллий Цицерон (106—43 до н.э.)

Тит Лукреций Кар (ок. 95—55 до н.э.), связанный с эпикурейцами Кампании, написал свою знаменитую поэму «О природе вещей» (в шести книгах), ставшую образцом дидактической поэзии.

Лукреций прославляет Эпикура, который «в те времена, как у всех на глазах безобразно влачилась жизнь людей на земле под религии тягостным гнетом»

осмелился в одиночку против нее выступить (I. 62—67).

По его мнению, не следует бояться прослыть нечестивым за отрицание религии, «но, напротив, религия больше и нечестивых сама и преступных деяний рождала» (I. 82—83)

В доказательство своего тезиса приводит миф о ритуальном жертвоприношении в Троянской войне вождем греков Агамемноном своей дочери Ифигении: «вот к злодеяньям каким побуждала религия смертных» (1.101).

Вопрос о причине всех этих «злодеяний» и есть вопрос о происхождении религии (religio).

Первая из них, рассматриваемая уже в первой книге, — это — незнание естественных причин природных явлений (1.151-154):

.. И оттого толь страх всех смертных объемлет, что много Видят явлений они на земле и на небе нередко, Коих причины никак усмотреть и понять не умеют И полагают, что все это божьим веленьем творится.

В книге пятой, которая посвящена антропогенезу, появление религии трактуется как этап развития человеческого общества, следующий за изобретением языка и начатками общественного управления и предшествующий открытию металлов и возникновению искусств из подражания природе.

Здесь же предлагаются и две другие версии происхождения религии.

- эпикурейская концепция формирования образов богов из сновидений (V. 1169— 1174):

Дело ведь в том, что уже и тогда поколениям смертных Дивные лики богов случалось, и бодрствуя, видеть. Иль еще чаще во сне изумляться их мощному стану. Чувства тогда приписали богам, потому что, казалось, Телодвиженья они совершали и гордые речи, Шедшие к их красоте лучезарной и силе, вещали.

и страх перед разрушительными явлениями природы, которые вызывают ассоциации с гневом сверхприродных существ (V. 1193— 1197).

Поэма Лукреция была популярна в Риме. Сочинение Лукреция, как ни удивительно, впервые издал (а возможно, даже и отредактировал) не кто иной, как оппонент эпикурейцев Марк Туллий Цицерон (106—43 до н.э.)

Еще в своем раннем трактате «Риторика» («Об изобретательности ») он дает первое в истории мысли определение религии.

Religio — это то, «что позволяет [людям] служить и поклоняться высшему

порядку природы, который называется божественным»