Философия религии / философия религии лекция 05
.pdf
Философия
религии
• Лекция 5
Напоминание: исторически философия религии предстает
-либо как философская теология,
-либо как философское религиоведение.
Мы рассмотрели линию античной философской теологии.
Рассмотрим линию античного философского религиоведения, или, по В.К.Шохину «проторелигиологии»
Ксенофан Колофонский (ок. 570 — после 478 до н.э.) критикует политеистическую «религию отцов», наряду с которой должна быть, по его мысли, и «религия разумная».
В критике многобожия, альтернативой которого у него выступает философский монизм, он предстает первым в истории мысли философским теологом.
Множественность богов устраняется через анализ самого понятия Божества: если оно есть «самое могущественное из всех существ», то ему по определению подобает быть
единственным, и если боги будут в чем-то превосходить друг друга, то они не могут быть божествами (ибо оно не допускает над собой господства), а если будут равны друг другу, то также ни один из них не может соответствовать своему статусу, предполагающему превосходство.
Это логическое разоблачение онтологических оснований традиционного политеизма Ксенофан восполняет наглядными примерами, согласно которым
эфиопы пишут своих богов черными и с приплюснутыми носами, фракийцы — рыжими и голубоглазыми, мидяне и персы также подобными себе, египтяне изображают их по собственному образу
Если бы руки имели быки и львы или <кони>, Чтоб рисовать руками, творить изваянья как люди,
Кони б тогда на коней, а быки на быков бы похожих Образы рисовали богов и тела их ваяли, Точно такими, каков у каждого собственный облик.
Это сравнение считалось и нередко считается образцом атеистической сатиры на религию
Это неверно, ибо по свидетельству Секста Эмпирика, Ксенофан разоблачал традиционную мифологию, приписывавшую богам человеческие страсти:
Все на богов возвели Гомер с Гесиодом, что только У людей позором считается или пороком:
Красть, прелюбы творить и друг друга обманывать [тайно].
Он впервые поставил в истории мысли вопрос о происхождении религии.
Его он усмотрел в антропоморфизме и антропопатизме самого традиционного религиозного сознания — в глубинно-психологической потребности создания высших сил по образу и подобию человека.
Ксенофан подверг рациональной критике традиционный политеизм, не отрицая при этом религию как таковую.
Старшие софисты сделали уже и этот шаг:
Протагор (485—415 до н.э.) отказывается считать богов существующими или несуществующими
Двое из ближайших к Протагору философов стали первыми создателями атеистических концепций происхождения религии:
Продик Кеосский (после 470—после 399 до н.э.), разработал первую в истории утилитаристскую концепцию объяснения религии.
Он учил, что
люди включали в число богов то, что шло на пользу человеческой жизни
Секст Эмпирик уточняет, что, по его учению,
солнце, луну, реки, источники и вообще все полезное для нашей жизни древние наименовали богами за пользу, получаемую от них, как, например, египтяне Нил
Стоик Персей из Кития (ок. 300—243 до н.э.), разделявший его взгляды, позволяет считать, что Продик допускал наряду с указанной первой и вторую стадию становления религии:
обожествление и «первых изобретателей» (вроде Прометея), которые принесли людям блага цивилизации.
Критий (ок. 460—403 до н.э.), один из руководителей проспартанской авторитарной олигархии в Афинах («Тридцать тиранов»), ученик софиста Антифонта, противопоставлявшего «природу» и
«установления», драматический поэт и близкий к софистам философ (друг Сократа), стал основателем «педагогической теории» возникновения религии.
В драме «Сизиф» говорится, что религию изобрел некий «хитроумный и мудрый человек», который догадался о том, что человеческие законы не достаточны для предотвращения преступлений, и ввел идею существования богов, коим доступны не только дела людей, но и их замыслы. Этот мудрец поместил богов на небе, откуда проистекают как величайшие угрозы для людей, так и польза.
Цицерон относит Крития к тем «разрушителям религии»
которые утверждали, будто все эти представления о бессмертных богах были измышлены мудрыми людьми в интересах государства с той целью, чтобы религия приводила к выполнению своих обязанностей по отношению к государству тех, на кого не могут подействовать доводы рассудка.
Секст Эмпирик уточняет его идею:
древние законодатели сочинили бога в качестве надсмотрщика за хорошими поступками и за прегрешениями людей, чтобы никто тайно не обижал ближнего, остерегаясь наказания от богов
