Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Философия религии / философия религии лекция 03

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
10.01.2026
Размер:
2.06 Mб
Скачать

Итак, Единое есть:

а) принцип бытия;

б) принцип истинности и познаваемости, ибо лишь то, что определено, — умопостигаемо, познаваемо;

в) принцип ценности, ибо именно ограничение влечет за собой порядок, совершенствование, а значит, позитивность.

Наконец, Платон определял Единство, целостность как "меру", или соразмерность.

Рождение идей из принципов Единого и Диады следует понимать не как временной процесс, а онтологическую иерархию.

Сразу после первоначал возникают наиболее фундаментальные идеи; о пяти из высших идей говорится в диалоге " Софист" — Бытие, Покой, Движение, Тождественность, Различие, за ними следуют другие — Равенство, Неравенство, Сходство, Непохожесть и т.д.

Возможно, на этом же онтологическом уровне Платон располагал так называемые идеальные числа, или идеи-числа, архетипы идеального характера (не смешивать с математическими числами).

Ступенькой ниже в иерархии интеллигибельного мира расположены математические объекты, числа и геометрические фигуры, которые, в отличие от идеальных чисел, множественны.

Позже Филоном Александрийским и Плотином эта сложная сфера платоновской умопостигаемой реальности будет названа "ноэтическим космосом".

Подобно идеальному миру, проистекающему из Единого как формального принципа и Диады как принципа материального (вместе умопостигаемого), физический мир происходит также из идей — принципа формального и принципа материального, однако на этот раз доступных чувствам, т.е. из начала неограниченного и неопределенного, физического по характеру.

Единое действовало на неопределенную Диаду в сфере умопостигаемого без посредников, ибо оба принципа идеальны, не так дело обстоит в сфере чувственного.

Материя, лежбище чувственного, которую Платон называет "хора" (пространственность), существует лишь благодаря смутным образом участвующему в ней умопостигаемому миру, и она находится во власти бесформенного и хаотического движения.

Каким же образом идеи воздействуют на чувственный физический мир, и из хаоса рождается космос?

Ответ Платона таков. Существует Демиург, Бог-творец, Бог мыслящий и волящий , который, взяв за образец мир идей, слепил как мастеровой так называемую "хору", и таким способом породил физический космос.

Схема по Платону такова:

модель (идеальный мир), копия (физический мир)

и Творец, автор копии согласно модели.

Модель-образец вечна, вечен также творец, но чувственный мир, продукт мастерового, рожден в точном смысле слова.

"Он порожден, — читаем в " Тимее" , — ибо его можно видеть и трогать, он имеет тело и все прочее чувствующее, а как таковые они суть процессы порождения".

Так отчего же Демиургу захотелось породить этот мир? По мнению Платона, божественный мастеровой произвел мир для добра и из любви к благу:

Скажем, по какой же прихоти Творец вызвал к жизни этот универсум? Он был благостен, а в благом нет зависти никогда и ни в чем. Свободный от порока, восхотел он, чтобы все вещи стали бы похожими на него, насколько это возможно. Если кто-либо из людей благоразумных воспримет это как главный мотив рождения универсума, то воспримет главное. Ведь Бог, желая видеть все вещи благими, и, насколько это возможно, ни единой с изъяном, принял на себя все из видимого, что, лишенное покоя, металось неправильно и беспорядочно, и привел все это из разобщения к порядку, рассудив, как лучше подобает ему быть.

С тех пор не делалось ничего иного, как если только, чтобы вещь была еще более прекрасной. Рассудив так, он нашел, что среди вещей видимых, учитывая их интерес, ни одна из них, лишенная понимающего начала, не может быть прекрасней другой, а имей она хоть толику интеллекта, не может же быть совсем без души. И, основываясь на этом рассуждении, вложил он понимание в душу, а душу — в тело, произведя так универсум, чтобы творение его рук было бы прекраснейшим по натуре его и благим настолько, насколько это возможно. Таков второй мотив, надобно сказать, чтоб этот мир был в действительности одушевленным животным и понимающим, ибо порожден, согласно божественному провидению.

Платон видит мир наделенным жизненной силой и пониманием, а это фактически означает, что, по его мнению, быть живым и понимающим есть состояние более совершенное, чем быть не-живым и не-понимающим.

Именно поэтому Демиург наделил этот мир совершенным телом, а сверх того, душой совершенной и пониманием возможно более полным.

Так была создана душа мира (с использованием трех принципов: сущности, тождества и различия) , а внутри души — тело мира.

Интеллигибельный мир пребывает под знаком вечности, вне категорий "было" или же «будет» – он вечное «есть».

Мир чувственный, напротив, протяжен во времени.

А что же такое — время?

Время — это "движущееся подобие вечности", просвет "естьности" сквозь "было" и "будет". Структурно это мерцание "было" и "будет» влечет за собой движение и порождение.

Время, в таком понимании, рождено "одновременно с небесами", т.е. с возникновением космоса, это значит, что "раньше" рождения мира не было времени, оно началось с миром.