Философия религии / философия религии лекция 02
.pdf
Философскую подготовку Эмпедокл получил в школе элейцев.
Он слушал Парменида приблизительно в то время, когда Парменида слушал и Зенон.
Но Зенон оказался в своей самостоятельной деятельности последователем и защитником парменидовского «учения истины», а Эмпедокл — продолжателем «учения мнения».
Один из результатов элейской философии оказал большое влияние на послеэлейское развитие греческого философского мышления 5 в. до н. э.
Этот результат — мысль элеицев, согласно которой истинно сущее бытие не может ни погибать, ни возникать.
Предпосылку элеицев принимал и Эмпедокл.
Но он разошелся с элейцами по вопросу о числе элементов истинного бытия.
У элеицев истинное бытие едино, в нем не может быть не
только возникновения, изменения, гибели, но не может быть и никакого множества.
Эмпедокл отказывается от строгого монизма элеицев.
Начал — основных и несводимых друг на друга материальных элементов — он признает четыре.
• Это огонь, воздух, вода и земля. Эмпедокл называет эти материальные начала «корнями всех вещей».
Однако объяснить видимые явления природы, допустив лишь существование этих четырех «корней», невозможно.
Чтобы объяснить то, что людям представляется как возникновение или как генезис всех вещей природного мира, необходимо, согласно Эмпедоклу, кроме существования четырех «корней» (материальных элементов, начал), допустить также существование двух противоположных друг другу движущих сил.
-Силу, которая производит соединение, он называет Любовью
-Силу, производящую разделение, он называет Ненавистью
По вопросу об отношении единства ко множеству предшествовавшая Эмпедоклу философия выдвинула глубоко противоположные точки зрения элейцев и Гераклита.
Для элейцев мыслимо только единство, множества нет, оно только иллюзия чувств.
Для Гераклита единое и многое существуют одновременно: все из одного и из всего одно.
У Эмпедокла, как отметил Платон, намечается компромиссная, более «нежная», по выражению Платона, точка зрения.
«попеременно все бывает то единым, полным любви при содействии Афродиты, то множественным, борющимся с самим собой по вине какой-то Вражды».
АНАКСАГОР
Анаксагор — первый греческий философ, деятельность которого в зрелые годы протекала в Афинах.
Выходец с Востока, уроженец Клазомен в Малой Азии.
В начале 5 в. до н. э. Афины из сравнительно отсталого земледельческого государства превращаются в мощную торговую и промышленную державу, подчиняют своему влиянию ряд греческих городов-государств («полисов»).
Произошло это после того, как, возглавив борьбу греков против персов, Афины в союзе с другими полисами отразили грозное персидское нашествие. Афины добились впоследствии перенесения в свой город союзной казны. Развитие морской торговли, экономические связи с городами в бассейне Средиземного моря способствовали быстрому и значительному возвышению Афин.
На смену тирании пришла власть демократии. Быстро возвысившись экономически и политически, Афины одновременно стали и крупным культурным центром. В Афинах работают выдающиеся дипломаты, деятели культуры и искусства, архитекторы, скульпторы, живописцы.
В философском учении Анаксагора есть совершенно новая черта. Эта черта — утверждение Анаксагора, что мировой строй образовался и продолжает образовываться деятельностью «ума», который приводит в порядок первоначально беспорядочные, хаотически смешанные
частицы.
Кроме того, у одного из доксографов читаем:
«Между тем как афиняне признавали солнце богом, он [Анаксагор] учил, что оно — огненный жернов. За это они присудили его к смерти» [37, т. III, с. 128].
В глазах афинян Анаксагор был опасный для религии нечестивец и вольнодумец. Однако главная причина враждебного отношения к Анаксагору была все же не в этом.
Процесс против Анаксагора был прежде всего политический. Анаксагор был одним из ближайших к Периклу друзей и деятелей его круга. Но в Афинах существовала не только партия друзей Перикла, но и партия его политических врагов.
Так как Перикл был чрезвычайно популярен, то его противники не решались прямо направлять свои политические удары против знаменитого вождя афинского демоса.
Их тактика состояла в том, чтобы последовательно наносить политические удары людям из ближайшего окружения Перикла; скомпрометировав их, они надеялись набросить тень на Перикла. Одним из первых привлек их внимание Анаксагор, позиции которого казались весьма уязвимыми.
•Исходное положение его учения то же, что и у Эмпедокла. Анаксагор стоит на почве введенного элейцами положения, согласно которому истинное бытие не может ни возникать, ни погибать.
•Как Эмпедокл и как элейцы, он критикует все теории генезиса, принимающие реальность, действительность возникновения и гибели.
•Но, по Анаксагору, возникновение и гибель — только иллюзия. В действительности то, что люди называют возникновением и гибелью, — только соединение и разделение невозникающих и непогибающих частиц вещества.
•Правильным было бы говорить, — поясняет Анаксагор, — вместо «возникать» — «смешиваться» и вместо «погибать» — «разделяться» [37, т. Ill, с. 158 — 159].
