Философия религии / философия религии лекция 01
.pdf
Милетский философ указывает на необходимость соблюдать меру во всем: огонь, воздух, вода, земля должны находиться в определенной пропорции.
При попытке расширить свои владения как стихии, так и люди совершают преступления. А так как за всеобщим порядком в мире, выстроенным божественным Первоначалом, наблюдает естественный закон, одной из форм которого является необходимость, то она и карает провинившихся, восстанавливая в мире равновесие стихий и их гармонию.
Ни люди, ни стихии, ничто и никто не могут нарушить эту справедливость безнаказанно - таково был глубочайшее убеждение древних греков.
Анаксимен
Последним представителем милетской философской школы был Анаксимен, ученик и товарищ Анаксимандра. Он умер, согласно «Хронике» Аполлодора, в 63 Олимпиаду (528-525 гг. дон. э.).
В поисках эмпирического эквивалента апейрону Анаксимандра, этот философ обратился к понятию воздуха.
Как свидетельствуют сохранившиеся у Цицерона и Аэция свидетельства, в основе учения Анаксимена находится положение:
Воздух есть бог, он рождается, безмерен, бесконечен. и всегда находится в движении. Затем, из этого бесконечного бога-воздуха под действием божественных Сил, рождаются уже ограниченные земля, вода, огонь, а из них – все остальное.
Но боги и божества также рождаются этим божественным Воздухом параллельно со всем, что «есть, было и будет», пишет Ипполит .
Метод создания физического мира в доктрине Анаксимена типичен для пантеизма: уплотняясь, этот безграничный божественный Воздух образует ветры, облака, воду, землю и камни; разряжаясь - становится огнем, поэтому мировой процесс является сжатием и расширением Первоначала при этом сжатие оказывается охлаждением, а расширение - нагреванием.
Все вещи оказываются модификацией воздуха, который, следовательно, является не одним из элементов, а всеобщим и при этом - божественным, субстратом вещей.
Воздух у Анаксимена тождествен с материей души , тем самым он первым из философов не только объявляет душу божественной, но и обращается к ней как к фактическому Творцу Универсума.
Таким образом, у Анаксимена божественны воздух и душа, из божественной субстанции которых состоят все вещи, - что дает основания считать его философию пантеистической.
Гераклит
Гераклит, сын Блосона, басилевс (царь - верховный жрец) Эфеса, по прозвищу «темный» или «плачущий».
Его акме приходится на 69 Олимпиаду (504-501 г. дон. э.).
Произведение Гераклита, которое он спрятал в святилище Артемиды, распространялось под разными названиями: «О природе», «Логос», «Музы». В древности оно считалось настолько малопонятным, что уже Сократ заметил, что требуется «делосский водолаз», чтобы понять все, в нем написанное.
Диоген Лаэртский пишет, что трактат Эфесца содержал три части («рассуждения»): «Обо всем, о государстве, и о божестве».
Сочинение Гераклита долго переписывалось: еще в третьем веке его читали отцы церкви Климент Александрийский и Ипполит, но затем шедевр Эфесца был утерян.
К настоящему времени известны около 130 фрагментов философа.
Гераклит первый, говоря о первоначале, не только назвал его РазумомСловом, но и указал (очевидно, следуя характеристике Зевса как кипящего Огня), на Огонь как на его субстанцию.
Халкидий сохранил утверждение Гераклита о связи человеческого разума с божественным Логосом, которое хорошо согласуется с его же положением об общности разума (Логоса) для всех людей:
«Поэтому должно следовать общему, но хотя разум (Логос)- общ,
большинство [людей] живет так, как если бы у них был особенный рассудок»
Гераклит указывает также на зависимость всех человеческих законов от
«одного божественного», который «простирает свою власть так далеко, как
только пожелает, и всему довлеет, и [все] превосходит».
Божественный Огонь
Гераклит, по свидетельству Симпликия, полагал, что всё происходит из огня по той же модели, как и у Анаксимена: «Гиппас из Метапонта и Гераклит Эфесский также полагали одно, движущееся и конечное начало, но только огонь, [а не воду], и из огня порождают все вещи сгущением и разрежением, и снова разлагают в огонь».
«Этот космос, один и тот же для всех, не создал никто из богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живой огонь, мерами возгорающийся, мерами угасающий»
