Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Философия религии / философия религии лекция 10

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
10.01.2026
Размер:
3.02 Mб
Скачать

Цель Гуссерля была дойти до тех бесспорных очевидностей, опираясь на которые, можно будет, наконец, выбраться из очередного кризиса философии и решить проблемы далеко не только одной философии, но и культуры в целом

А очевидность должен принести «опыт сущего», опыт универсального значения, открывающий реальность.

Гуссерль видел, что религия утверждает самоочевидность веры как способа обоснования истинного бытия.

Сам он относился к этой самоочевидности сдержанно. Конкретной стратегии для религиоведения Гуссерль не предложил, но наметил общий подход к духовным феноменам.

Признание реальности религиозных феноменов и того, что их вызывает, является само собой разумеющейся предпосылкой феноменологии религии.

Феноменология религии считает разумной предпосылку, согласно которой то, что переживается в религиозном опыте, то, что в нем явлено, то и реалистично, если в этом есть подлинность.

Основная цель феноменологии религии – методически тщательно выявлять и описывать, непредвзято и всесторонне, то, как представители разных религий или духовных традиций понимают суть своей духовной жизни и осуществляют ее на практике в единстве с действенным присутствием Высшей реальности.

Феноменология религии не рассматривает религиозную тематику с позиций догматически выраженной веры. А если она обращается к христианству, то не ставит своей задачей систематизацию содержания церковной веры. Тем самым она остается на расстоянии от теологии, описывая религиозный опыт без нормативной догматической оценки.

Такое понимание смысла религиозной жизни называют «дескриптивным пониманием», оно достигается без «теологической нормативности».

Значение феноменологии для философии религии:

1) Прежде чем решать задачи непредвзятого описания сути духовных феноменов, необходимо признать реальность самих феноменов. Нужно самым серьезным образом отнестись к содержанию того духовного опыта, который стал предметом внимания, тематически выразить его содержание, а затем дать оценку его качества. Это предполагает достаточно широкую осведомленность исследователя, глубину понимания им духовной жизни в разных ее проявлениях. А главное — его оценка должна совершаться в духе самой преданной и бескорыстной любви к истине, которая в данном случае не может быть ценностно или религиозно нейтральной.

2) Исследуя предмет (тот или иной религиозный феномен), феноменология отделяет его истинную суть от всех тех видов знания о религии, которые собраны религиоведами, антропологами, этнографами, психологами, социологами и другими специалистами. Следует освободить понимание духовных предметов от привходящего, от сковывающего на пути к истине,. Для этого, как говорят феноменологи, нужно методически отсекать все, что не характерно для сути религиозного опыта, чтобы в поле зрения оставались сами духовные реальности («чистые события сознания»).

Феноменолог опасается, что предлагаемые ученымиспециалистами знания могут искажаться предвзятыми мнениями о религии, общепринятыми в своих интеллектуальных кругах. При ослаблении внимания к соблюдению условий непредвзятости чуждые идеи или представления могут проникать в наше описание духовного опыта.

Найдя таковые, следует «заключать их в скобки», иначе беспредпосылочности описания не будет. «Выключение» не означает выбрасывания прочь, оно означает придание другого, более низкого познавательного или ценностного статуса.

Беспредпосылочностъ (или освобожденность мышления от предвзятых предпосылок и мнений) ассоциируется с греческим «epoche» — методическим воздержанием от суждения.

Это, во-первых, самодисциплина разума, который воздерживается от того, чтобы вводить в описание религиозного опыта оценки и идеи, взятые со стороны,

а во-вторых, — внутреннее понимание смысла и значения этого опыта, его сопереживание.

Методологически нормативное «эпохе» означает, что для непредвзятого описания и осмысления религиозных феноменов феноменолог заключает в скобки собственные религиозные убеждения, истолкования и оценки.

Это не значит, что если он сам принадлежит определенной традиции, то он изменяет своей вере и ее истине.

Это означает только, что не следует спешить с привлечением истины веры для объяснения и оценки религиозных феноменов прежде, чем закончена предварительная — беспристрастная и основательная — работа по всестороннему их изучению.

3) Все, что связано с переживаниями духовного опыта, — интенционально.

Интенциональность – это направленность сознания (мышления) на свой предмет, соединенная с актом смыслообразования.

По Гуссерлю это не просто «пристально внимательный взгляд разума на предмет», но устремленность сознания к смыслу вещей, его смыслообразующая или смыслообретающая активность.

В интенциональном акте «схватывается» и удерживается в поле сосредоточенного внимания, видения и памяти суть смыслового предмета, которая открывается как нечто самоочевидное.