Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Философия религии / философия религии лекция 10

.pdf
Скачиваний:
1
Добавлен:
10.01.2026
Размер:
3.02 Mб
Скачать

Глубинный опыт Святого по-разному воспринимается и выражается в разных религиях в силу различия их интенций. Поэтому Вах отвергал универсализацию исторической конкретики выражения духовного опыта, как она сформировалась в какой-либо из религий. В частности, он считал, что не следует рассматривать опыт других религий с точки зрения опыта иудео-христианской традиции. Феноменологически корректно описывать опыт других религий исходя из их собственного содержания, выявлять в них разные горизонты, особо акцентируя тот горизонт, смыслы которого имеют общечеловеческое значение.

Термином «иудео-христианская традиция» Вах собирательно назвал разные традиции христианства в их совокупности, рассматриваемые под углом зрения их связи с древнееврейским наследием. Иудео-христианский религиозный опыт понимался им как особым образом понятый «опыт Святого», уникальный и высший, за которым тем не менее есть религиозный опыт всего человеческого рода.

Ваха упрекали в том, что он смотрел на разные мировые религии сквозь призму иудео-христианства. Поэтому он изменил свою позицию и стал считать иудаизм и христианство частью универсального религиозного опыта человечества.

Вах сосредоточил особое внимание на принципиальной важности иудаизма и христианства для западной цивилизации, а также на необходимости привлечения философско-герменевтических и феноменологических разработок для понимания религии. В этом он всегда оставался близок положениям Дильтея о единстве переживания, выражения и понимания в вопросах интерпретации религиозных феноменов и жизни общин.

Серьезное значение он придавал также возрастанию влияния восточных религий на современных североамериканцев. Вдохновляясь этим, Вах даже назвал сообщество своих учеников и последователей Сангхой.

Главное, что Вах увидел в мировых религиях, это тот же опыт Святого, нуминозный опыт, из которого исходил Рудольф Отто, как, впрочем, и опыт Силы у ван дер Леува. Но трактуется он не совсем так, как у Отто, у которого Бог

— «совершенно иной». Если что-то является «совершенно иным», оно не может быть понято. У Ваха Бог трансцендентен, но обращен к человеку, делает ему серьезные предложения или бросает вызовы. Вах именует Его «Предельной Реальностью» (англ. Ultimate Reality). Опыт Святого — это также опыт Его могущественного действия в жизни человека, действия, которое соединяется с ответным действием человека.

Вах более внимателен к вопросу подлинности религиозного опыта, к вопросам его выражения для передачи другим людям, к тому, что опыт Святого — это не только переживания, но и общение с Ним.

Подлинность религиозного опыта согласно Ваху оценивается по следующим критериям:

1) Встреча с Богом — это встреча именно с Предельной Реальностью, а не с какими-либо иными реальностями, чье бытие вторично по отношению к единственно истинной Реальности. Встреча ие является чем-то субъективным, воображаемым. Это событие смысловое, с кардинальным жизненным значением, его нужно считать вызовом или обращением к человеку свыше.

2) В общении человек дает всецело личностный ответ человека на встречу с Богом, ответ Самому Богу как Личности.

Весь человек — в единстве воли, разума и чувств — дает этот ответ своей жизнью, экзистенциально.

В других, нерелигиозных видах опыта человек отвечает и действует только частью своего существа, не тотально.

3)Подлинный религиозный опыт не бывает дряблым, он в высшей степени интенсивен, потрясает все существо человека, выражается столь ярко, как нигде больше, в нем раскрывается и осуществляется все лучшее, что есть в человеке.

4)Он является источником мощной мотивации творческисозидательной деятельности как в личной жизни человека, так и в жизни сообществ, и противодействует их стагнации и духовной деградации. Эта деятельность выражает себя прежде всего в поклонении и молитве, но далеко не

только в них.

Чтобы оценивать чей-либо религиозный опыт как подлинный, необходимо, чтобы в нем были все указанные 4 признака одновременно. Они ориентируют на то, чтобы искать в религиях лучшее, животворящее и созидательное, а не худшее. Худшее надлежит преодолевать, опираясь на лучшее. Это означает, в частности, что если в жизни какоголибо религиозного сообщества обнаруживается что-то темное и деструктивное (фанатизм, нетерпимость и пр.), это, согласно Ваху, не имеет своей причиной то, что является сутью религии, а значит может и должно преодолеваться изнутри самих религий с опорой на их здоровое ядро.

Вах считал необходимым описывать религии в исторической специфике их содержания, чтобы добиться их понимания (нем. Verstehen), не ограничиваясь сугубо научным анализом эмпирического материала, какого достигают в антропологии, психологии, социологии и истории религий, но и не привлекая теологическую нормативность или же взятые со стороны философские требования.