Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Доклады / Социально-рыночная экономика Германии.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
08.01.2026
Размер:
10.15 Mб
Скачать

Современные вызовы (2020–2025)

Демографическая нагрузка: старение населения, уменьшение доли трудоспособного населения — давление на пенсионную и систему ухода. Требует миграционной политики и инвестиций в автоматизацию/производительность.

Энергетический переход (Energiewende): выход из атомной генерации, наращивание возобновляемых источников, энергетическая безопасность — всё это дорогостоящее и требует перестройки отраслей.

Дигитализация и инвестиции в инфраструктуру: долгосрочные провалы в инвестициях привели к необходимости создавать целевые фонды (включая реформу «долгового тормоза» для инвестиций). IMF и другие организации отмечали потребность в увеличении государственных инвестиций в инфраструктуру и цифровизацию.

Миграционная политика: приток мигрантов в 2015–2016 гг. (пик — политика Ангелы Меркель «Wir schaffen das») привёл к сильной политической поляризации, озабоченности интеграцией и вопросам безопасности; при этом миграция частично решает проблему дефицита рабочей силы, но требует активной политики интеграции.

Место Германии в ЕС и в мире и в международных организациях

Германия — крупнейшая экономика Евросоюза (по ВВП), часто называется экономическим «локомотивом» ЕС, активный участник формирующих решений в ЕС; однако роль «локомотива» сопровождается сложностями согласования политики с другими членами ЕС.

Она является членом ЕС, НАТО, ООН, G7/G20, ОЭСР, ВТО и других международных организаций, активно участвует в европейских институтах и в формировании политики ЕС. Это даёт Германии значительное влияние на региональную и глобальную экономическую политику.

Народность и характер немцев

Пунктуальность и уважение ко времени. Немцы очень дисциплинированы и строго придерживаются расписания. Они ценят своё и чужое время и ожидают того же от других людей. Просрочка или опоздание в Германии считаются неприемлемыми и неуважительными. Главным исключением из этого правила можно назвать работу немецких железных дорог – задержка и отмена поездов здесь вовсе не считается редкостью. В остальном немецкая пунктуальность проявляется во многих сферах жизни, включая работу, учёбу, личные отношения и повседневные обязанности.

Глубокое уважение к правилам и законам. «Правильные немцы» считают, что только строгое соблюдение законов и норм обеспечивает порядок и стабильность в обществе. Они не просто знают правила, но и следуют им во всех сферах жизни. И то же самое они ожидают от других людей. Это связано с тем, что жизнь в Германии базируется на развитой и прозрачной системе управления и справедливости, которые жители Германии ценят и поддерживают.

Дисциплина и ответственность. Немцы понимают свои обязанности и выполняют их с большим энтузиазмом и усердием. Они отличаются высокой работоспособностью и преданностью своей работе или проектам. Немецкий менталитет сосредоточен на достижении результатов и стремлении к совершенству.

Прямота и простота в общении. Немцы не любят заигрывания и лицемерия. Они предпочитают откровенность и прямоту даже в самых деликатных ситуациях. Немецкий язык, как и менталитет, отличается прямотой и ясностью. Важно отметить, что прямота немецкого общения не является оскорбительной или грубой, она просто ясна и откровенна.

Тщательность и пристрастие к деталям. Немцы славятся своим стремлением к совершенству и осторожностью во всех видах деятельности. Они склонны выполнять задачи более тщательно и точно, чем некоторые другие национальности. Поэтому слово “Ordnung”, порядок, стоит назвать одним из ключевых для понимания немецкой культуры. Тяга к порядку и аккуратности в жизни выражается стремлением к качеству и надёжности в производстве и потреблении товаров и услуг.

Эти черты, как культурный набор, коррелируют с институциональной надёжностью и аккуратностью в деловой практике, однако важно избегать упрощённых этнических обобщений: в Германии разношерстное общество (региональные различия, миграция). Исторически попытки «сделать народ послушным» (например, в межвоенный/нацистский период) были насильственными и разрушительными и не имеют никакого отношения к современной политике и культуре.

Немцы за границей всегда узнаваемы: аккуратные светлые одежды, гортанный смех, уверенность в каждом движении, непременная кружка пива по вечерам. Более узнаваемы, пожалуй, только японцы, но и их легко спутать с южнокорейцами. К тому же немцев всегда выдает их речь, отрывистая, резкая, словно они общаются друг с другом приказами — даже не зная ни слова по-немецки, ее всегда отличишь от любой другой. Но за этой простой схемой-стереотипом скрывается нечто неопределенное и туманное, и попытки заглянуть глубже наталкиваются на большие сложности. Начать с того, что даже название обсуждаемого народа неустойчиво и звучит по-разному в разных языках. По-нашему — «немец», он же по-английски — «German», по-французски — «allemande», по-итальянски — «tedesco», на своем языке — «Deutsche».

Исследователи ссылаются на тот факт, что современный народ складывался в результате смешения различных племен, вот и вошли в разные языки разные названия.

Возможно, данная неустойчивость и неопределенность немецкого характера обуславливаются неопределенностью и неустойчивостью положения самого государства. Ведь Германия — страна, почти не имеющая естественных границ, зажатая между другими европейскими государствами, на протяжении своей истории постоянно меняла свои очертания, то расползаясь почти на все европейское пространство, то сжимаясь до размеров маленьких княжеств.

Подобное срединное положение действительно определило участие самых разных племен и народностей в формировании немецкой нации: куда бы ни продвигались народы по Европе, они почти неизбежно проходили по территории Германии. И это особенно любопытно применительно к народу, ратовавшему за расовую чистоту и до сих пор считающему, что закон крови первейший. Известно, что, по немецкому законодательству, дети эмигрантов, не граждан Германии, родившиеся в этой стране, могут не иметь немецкого гражданства, зато немцы, родившиеся в других странах, достаточно легко могут его получить.

Сложность и неопределенность характера немцев подчеркивает и то, как они изображаются в записках путешественников и публицистике. Страна, традиции, порядки, памятники приводятся точно и досконально, а вот когда дело доходит до описания народа, населяющего эту страну и создавшего эти памятники, наступает тишина. Н.М. Карамзин одним из первых в России дал блестящие характеристики европейским народам, с которыми он сталкивался во время своего путешествия: англичан он назвал угрюмыми, французов — легкомысленными, итальянцев — коварными. А вот про характер немцев у него — ни слова. При этом отметим, что в Германии он провел самую значительно часть своего путешествия, а в Италию не заезжал вовсе. Ф.М. Достоевский заявлял категорично: «К немцу надо особенно привыкать и… с непривычки его весьма трудно выносить в больших массах». Да и сами немцы не отставали. Томас Манн, например, утверждал, что «немцы воистину непостижимый народ», а великий Гете считал, что «немцы усложняют все себе и другим».

Gerhard Fritz Kurt Schröder

Герхард Шрёдер — канцлер ФРГ в 1998–2005 гг. («Автомобильный канцлер»). В 1980-м Шредер впервые получил место в Бундестаге. Одновременно с этим он возглавил Социал-демократическую партию в Нижней Саксонии. Шредер постепенно менял свои политические взгляды с ультралевых на более умеренные. Непосредственно в период канцлерства Г. Шрёдера Россия и Германия вышли на новый уровень взаимодействия: экономические, политические, общественные отношения начали стремительно развиваться.

В 1990-е не наблюдается стабильности в экономическом смысле. После падения Берлинской стены и, как следствие, объединения ФРГ и ГДР, товарооборот между Россией и Германией снизился, однако в 1994 году его темпы начали увеличиваться. 1998 год ознаменован печальным экономическим событием для еще неокрепшей после развала Советского Союза России. Дефолт оказал негативное влияния на развитие немецкого сектора бизнеса, вследствие чего для Германии значительно снизилась инвестиционная привлекательность российских предприятий. Однако после 2000 года взаимный товарооборот вырос более, чем на четверть, по сравнению с предыдущим годом. В 2004 году товарооборот достиг уровня в 24 миллиарда долларов, что позволяло Германии опередить Белоруссию и Украину по показателям внешней торговли. Для самой Германии доля Российского экспорта составила 8,7%.

Отношения между Россией и Германией динамично развивались также благодаря личным взаимоотношениям между лидерами двух стран. Шредер проникся уважением к президенту РФ и публично поддерживал его политику. Так, например, в ходе судебного процесса над Михаилом Борисовичем Ходорковским (ЮКОС) канцлер Германии встал на сторону Владимира Путина. Герхард Шредер сыграл важную роль в укреплении российско-германских отношений, бывший канцлер ФРГ, по словам В. В. Путина, способствовал процессу окончательного примирения россиян и немцев. Вторая Мировая война внесла раскол в отношения России и Германии, который на долгие годы оставался препятствием на пути к стратегическому партнерству двух стран, однако Г. Шредер всячески стремился прекратить все исторические споры. Для этого он в год 60-летнего юбилея окончания Второй Мировой войны лично присутствовал на торжествах 9 мая в Москве.

До сих пор бывший канцлер ФРГ отзывается о Путине как о друге и заявляет, что их дружба будет продолжаться несмотря на то, что западные СМИ пытаются дискредитировать Шредера из-за личных отношений с российским лидером.

Инициатива создания форума представителей государств и гражданского общества Германии и России «Петербургский диалог», была выдвинута в 2001 году с целью создания основы для российско-германских отношений за счет взаимодействия гражданских обществ Германии и России. Форум представлял собой открытую площадку для обсуждения важных и актуальных вопросов, что способствовало углублению взаимопонимания и развитию двусторонних отношений между ФРГ и РФ. В рамках форума проводилось обсуждение различных тем, затрагивающих политическую, экономическую, научную, образовательную и другие сферы. Помимо множества проектов, различных интересных дискуссий и предложений форум сумел повлиять на российско-германские отношения за пределами официально заданных тем.

В 2001 году впервые за всю историю российскому лидеру была предоставлена возможность выступить в Бундестаге, что является показателем уважения и доверия к России. Владимир Владимирович Путин в своем выступлении говорил о взаимном желании России и Германии сотрудничать при решении проблем, касающихся двусторонних отношений, а также непосредственно в области международной безопасности.

Примечательным является тот факт, что российско-германские отношения могли ухудшиться из-за ситуации на Украине гораздо раньше 2014 года. В 2004 году происходили события «Оранжевой революции», которые создавали угрозу стабильности отношений двух стран. Однако Герхард Шредер и Владимир Путин сумели наладить конструктивный диалог и обсудить возникшую проблему объективно. Российской стороной было отмечено, что Москва стремится к налаживанию диалога с Европейским Союзом и что Германия наверняка очень удачно может выполнить посредническую функцию.

Отдельно стоит отметить роль Герхарда Шредера в вопросе реализации проекта «Северный поток». Идея о строительстве газопровода, соединяющего Россию с Германией по дну Балтийского моря, появилась еще в конце 1990-х годов, но соглашение между ФРГ и РФ было подписано только в 2005 году, всего за несколько дней до парламентских выборов в Германии. Вероятнее всего, это было сделано из-за того, что российский лидер был уверен в одобрении проекта бывшим канцлером ФРГ, в то время как претендентка на руководящую должность, Ангела Меркель, не выражала определенного мнения относительно строительства «Северного потока». Таким образом, Герхард Шредер сыграл решающую роль в вопросе о поставки российского газа в Европу.

Победа на выборах в 2002 году далась Шредеру непросто. Социал-демократы теряли голоса из-за непопулярной политики. На помощь СДП пришло наводнение на востоке Германии и война США с Ираком. Правительство принялось изо всех сил устранять последствия паводка, помогать пострадавшим. Встав в оппозицию к действиям США, Шредер надолго испортил отношения с американской стороной, зато нашел новые точки соприкосновения с Францией и Россией. В 2005-м неожиданно для всех на пост канцлера выбрали Ангелу Меркель. Новую программу реформ «Повестка 2003» Шредеру не удалось довести до конца.

В период с 1998 по 2005 годы отношения двух столь значимых на международной арене игроков улучшились во всех сферах. Главами России и Германии было выдвинуто и поддержано множество инициатив по развитию партнерских отношений и укрепления двустороннего диалога. Во многом, конечно, помогло личное расположение лидеров двух стран.

После ухода с поста канцлера он развил тесные деловые/политические связи с российскими энергетическими компаниями, включая «Газпром» и «Роснефть», что вызвало существенную критику в Германии после 2022 г. и привело к общественному и политическому конфликту вокруг его роли и привилегий бывшего канцлера.

Отношения с Россией сейчас (2024–2025)

Отношения Германии и России после 2014 г. и особенно после 2022 г. (полномасштабной войны в Украине) стали сложными: заметное снижение экономических связей в ряде сфер (энергетика, торговля), политические санкции и дипломатическая напряжённость. Внутри Германии — дискуссии о внешней политике, санкциях и энергобезопасности. Одновременно существует фактор личных связей (например, экс-канцлер Г. Шрёдер), которые вызывали критику и общественные споры. В 2023–2025 гг. торговля с Россией сократилась в объёмах, и политический диалог ограничен.

Проблемы с миграционной политикой Меркель и её последствия

В 2015 году федеральный канцлер Ангела Меркель приняла открытый курс в отношении большого притока беженцев (в основном из Сирии и других зон конфликтов) — фраза «Wir schaffen das» вошла в публичный дискурс. 2015 год начался с эйфорического самоупоения: граждане Германии позировали на вокзалах с цветами и плюшевыми мишками, приветствуя прибывающих мигрантов под безвкусным баннером «Беженцы, добро пожаловать». Но «культура гостеприимства» быстро сменилась разочарованием.

Ночь с 31 декабря 2015 года на 1 января 2016 года в Кельне ознаменовала собой поворотный момент: сотни женщин стали жертвами насилия со стороны преимущественно североафриканских мигрантов. 1600 уголовных обвинений, треть из которых — сексуальные преступления, — свидетельствовали о новой реальности. Этот шаг имел и гуманитарные, и демографические/экономические аспекты, частично он компенсировал потребность рабочей силы, но также повлёк политическую поляризацию, рост популистских настроений (AfD - Alternative für Deutschland, и пр.) и сложности интеграции.

Споры о «ошибке» или «правильном шаге» продолжаются, последствия — необходимость усиленных программ интеграции, обучения и пересмотра миграционной политики. Германия изменилась, и не в лучшую сторону: общество расколото, ситуация с безопасностью напряженная, а система социального обеспечения перегружена. Но вместо того, чтобы предпринять разумные действия, политики предпочли введение языковых ограничений: термин «nafri» (сокращение от Nord AFRikanischer Intensivtät — североафриканский рецидивист), используемое с 2013 года полицией Германии для обозначения молодых мужчин североафриканского происхождения, стал табу для сотрудников полиции. С тех пор критика импортированной преступности и миграционной политики считалась праворадикальной.

Миф об успешной массовой миграции необходимо было поддерживать любой ценой, и по сей день ничего не изменилось. Статистика преступлений полиции раскрывает правду, которую часто скрывают основные средства массовой информации. В 2024 году количество преступлений с применением ножей выросло на 10,8% и достигло 29 014 случаев, это около 80 нападений в день со смертельным исходом каждые три дня. Насильственные преступления достигли самого высокого уровня с 2007 года, увеличившись на 1,5%. Особенно тревожно то, что дети и молодежь, часто из числа мигрантов, увеличивали эти цифры. Изнасилования и сексуальные нападения также увеличились на 9,3%. Но не немцы становились подозреваемыми в 35,4% случаев, хотя они составляют 14,3% населения. На каждые 100 000 не немцев было совершено 5091 преступление, по сравнению с всего лишь 1878 для немцев.

Культурные влияния, такие как «нормы мужественности, легитимирующие насилие» среди молодых мигрантов из мусульманских стран, усугубляют проблему. Обещанная интеграция остается сказкой. Только в 2015 году в страну прибыло 490 000 сирийцев, 161 000 афганцев и 133 000 иракцев, многие из которых не имеют четкой личности. В общей сложности в 2015 и 2016 годах иммигрировало четыре миллиона человек, а 1,2 миллиона подали ходатайства о предоставлении убежища. В 2022 и 2023 годах это число превысило 4,6 миллиона иммигрантов, включая 1,4 миллиона украинцев. Однако «настоящие квалифицированные рабочие» завтрашнего дня так и не появились. Только 16% иммигрантов в период с 2013 по 2016 год имели университетское или профессиональное образование, в то время как 58% имели аттестат о среднем образовании. В 2024 году уровень занятости иммигрантов, прибывших в 2015 году, составлял 64%, но зачастую на низкооплачиваемых должностях. Любой, кто работает всего один час в неделю, уже считается занятым, что искусственно завышает этот показатель.

Женщины остаются позади, часто из-за отсутствия ухода за детьми или образования. Школы переполнены: разрыв в успеваемости детей-мигрантов в навыках чтения увеличился до 1,7 года к 2021 году. Качество школьного образования снижается, в первую очередь из-за высокого уровня иммиграции. В то время как свинина постепенно исчезает из столовых, а мусульманский праздник Ураза-байрам приобретает все большую общественную значимость, в центрах городов теперь развешивают гирлянды на Рамадан, а из мечетей раздаются призывы муэдзина. То, что когда-то считалось исключением или сугубо личным делом, постепенно становится новой нормой в общественных местах, чему способствуют видимые, слышимые и институционально закрепленные знаки.

Ангела Меркель не испытывает никаких угрызений совести. В недавнем документальном фильме ARD, посвященном 10-летию миграционной политики Меркель, она защищает свое решение открыть границы, говоря о «гуманных» решениях и «сильной Европе», но игнорирует разногласия, которые они вызвали. По ее словам, «Альтернатива для Германии» укрепилась благодаря кризису евро, а не благодаря своей политике. На Евангелическом церковном съезде в этом году она похвалила свою «культуру гостеприимства» и сослалась на веру в Бога. Но реальная жизнь говорит об обратном. Восприятие и реальность иногда могут сильно расходиться. Мы не справились. Но Меркель упрямится: «Мы справимся». И под «мы» она подразумевает всех граждан этой страны, даже тех, кто давно отвергает эту политику.