Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
языкознание.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
07.01.2026
Размер:
5.35 Mб
Скачать

7.6. Понятие корреляции. Понятия фонемы и архифонемы.

Корреляции

ПФШ разрабатывалась идея нейтрализации фонем. В позиции нейтрализации, с точки зрения ПФШ, выступают архифонемы – особые фонологические единицы, отличные от фонем, обладающие иным набором дифференциальных признаков. По ПФШ, фонема – пучок дифференциальных признаков. Архифонема состоит из дифференциальных компонентов, общих для нейтрализованных фонем (у слов прут и пруд один и тот же фонологический состав < пруТ> – фонемы < п>, < р>, < у> и архифонема < Т>. ПФШ разрабатывает теорию оппозиций фонем. В основе учения – сигнификативная функция фонемы, в отличие от МФШ, где основой учения является перцептивная функция.

Коррелятивными называются такие оппозиции, члены которых различаются только одним признаком, по всем же другим – совпадают; при этом противопоставление может исчерпываться двумя членами (образуя замкнутую пару, например, глухая || звонкая: [п] || [б], [т] || [д]; твердая || мягкая: [п] || [п'], [т] || [т']; неогубленная || огубленная: [i:] || [у:]; задняя || передняя: [о:] || [ï:]; краткая || долгая: [е] || [е:] и т. п.) или же состоять более чем из двух членов, которые могут усиливать какой-нибудь признак.

Фоне́ма — минимальная единица звукового строя языка. Фонема не имеет самостоятельного лексического или грамматического значения, но служит для различения и отождествления значимых единиц языка (морфем и слов).

8. Морфология

8.1. Понятия морфа и морфемы. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Слово как основная единица языка может состоять из более мелких значимых единиц, называемых морфемами. Этот термин был введен в лингвистический обиход И.А. Бодуэном де Куртенэ для обобщения таких понятий, как корень и аффикс. Понятие морфемы было «расщеплено» в работах американских ученых на два соотносительных понятия – морфа и морфемы.

Ученые исходят из того, что конкретные словоформы, т.е. грамматические формы слов, в речи представлены не морфемами, а морфами – наименьшими формальными частями слова, наделенными значением. Иными словами, морфы являются предельными знаковыми (двусторонними) единицами. Например, словосочетание «хорошей погоды» как часть речевого отрезка «Давно не было хорошей погоды» состоит из корневых морфов хорош=, погод= и флексийных морфов =ей и соответственно.

Морфы, наделенные одним и тем же значением, в соответствии с определенной процедурой анализа объединяются в морфемы – абстрактные, обобщенные (инвариантные) единицы определенных уровней. Таким образом, морфы – это конкретные представители морфем, их разновидности, варианты.

Морфема обладает двусторонним характером. Двусторонний характер морфемы, то есть наличие у нее не только стороны материальной – плана выражения (формального выражения), но и стороны смысловой – плана содержания (семантики, значения), отличает ее от единицы фонетического уровня языка – фонемы, даже в случае их материального совпадения. Например: в слове стен-а единица [а] является однофонемной морфемой, так как за ней закреплено грамматическое значение женского рода, именительного падежа, единственного числа. В слове же сад > является собственно фонемой, так как выполняет лишь смыслоразличительную функцию (сравните: суд, сед).

В неизменяемых непроизводных словах морфема может быть единственной частью слова: завтра, здесь (наречия), пальто, такси (несклоняемые существительные). Но в таких случаях морфема не равна слову, их совпадение носит внешний характер. Морфема не выполняет тех функций, которые характерны для слова. Например, полнозначные слова могут быть членами предложения или сами составляют предложение при соответствующем интонационном оформлении, а морфемы не в состоянии выполнять эти функции. Это связано с тем, что слово всегда выступает как лексически и грамматически оформленная единица, тогда как морфема этими свойствами не обладает.

Та или иная последовательность фонем выделяется как морфологическая единица языка в том случае, если она встречается со сходным значением и в других словах.

Например, слово тетрад-к-а членится в русском языке на три морфемы в силу наличия в языке таких рядов:

1) тетрадь, тетрад-ный, тетрад-очка и т.д.;

  1. книг-а, стен-а, бумаг-а, рук-а, ям-а и т.д.;

  1. бумаж-к-а, ям-к-а, стен-к-а, нож-к-а и т.д.

В данных рядах каждая из предполагаемых морфем слова «тетрадка» встречается в сочетании с другими морфемами и имеет везде сходное значение: тетрад – относящийся к тетради, -к- уменьшительность, -а- женский род, единственное число, именительный падеж.

Морф – это одна из формальных разновидностей морфемы, выступающая в разных словах и словоформах (например: русская морфема друг – в словоформах друг, другом выступает в виде морфа друг-, в словоформе о друге - в виде морфа друг᾽-, в словоформе друзья - в виде морфа друз᾽-, а в словоформе дружу - в виде морфа друж-; в английском языке в словоформе leaf «лист» корневая основа выступает в виде морфа leaf-, а в словоформе leaves «листья» в виде морфа leav-).

Таким образом, морфы являются конкретными представителями морфемы, которая по отношению к ним является единицей более обобщенной и свободной. К одной морфеме относятся морфы, обладающие тождеством значения, а также частичным формальным тождеством. Сравни: лг-ать, лж-ец, ложь.

Морфы, объединяющиеся в одну морфему, различаются по многим своим свойствам: фонемному составу, морфному окружению, условиям употребления, функционирования.

8.2. Принципы сегментации словоформы на морфы.

Морфема выделяется при сегментации / членении высказывания на значимые единицы как предельная составляющая. Она не может быть расчленена на более короткие единицы, обладающие и означаемым, и означающим. На фонемы членится не сама морфема (или морф), а только экспонент морфа. При этом ни одна из фонем, составляющих этот морф, не “наследует” какой-то доли его значения. Значение морфа линейно нечленимо.

С именем А.М. Пешковского связан ассоциативный анализ по двум рядам — вертикальному и горизонтальному. Так, членение слова стекло на две значимые части поддерживается возможностью заполнить каждый из этих рядов:

стекл о, окн о, весл о, сукн о, долот о и т.д. стекл а стекл янный стекл яшка стекл ышко

Вертикальный ряд иллюстрирует возможность выделения составляющей (а именно корневой морфемы) стекл-, обладающей вещественным (лексическим) значением. Горизонтальный ряд показывает возможность выделения составляющей (аффиксальной морфемы) о, обладающей грамматическим значением ‘существительное, им. или вин. пад., ед. ч.’

Слово домой нечленимо (может быть выстроен вертикальный ряд: дом ой, дом, дом а, дом у, дом ом, дом ашний, дом овый, дом овничать и т.д., но отсутствует горизонтальный ряд типа *город ой, *стол ой, *стул ой и т.д.). Точно так же нечленимо слово вчера (возможен горизонтальный ряд типа завтра, иногда, всегда, тогда, когда, но не выстраивается вертикальный ряд). Возможно выделение и нулевой составляющей (нулевой морфемы; вернее, морфа с нулевым экспонентом #):

стол-#, стул-#, пол-#, дом-# и т.д. стол а стол у стол овый стол ешница и т.д.

Словоформа им. и/или вин. пад. ед. ч. слова стол может быть представлена записью стол -# (с омонимичными нулевыми означающими).

Членение многоморфемных слов осуществляется многоступенчато. Так, слово разговорчивый с использованием того же ассоциативного анализа сперва расчленяется на две части (разговорчив ый), первая составляющая делится в свою очередь (разговор чив), на следующем этапе расчленяется разговор (раз говор). В результате мы получаем на последней ступени анализа предельную составляющую говор.

Широко известен приём морфемной сегментации, именуемый “квадратом Гринберга”. Джозеф Гринберг, предложивший этот приём в графическом представлении, размещает по двум противоположным сторонам квадрата (или ромба) англ. словоформы sleeps ‘спит’ и eats ‘ест’, по двум другим противоположным сторонам словоформы sleeping ‘спящий’ и eating ‘едящий’. Можно то же самое записать в виде пропорции sleeps:eats = sleeping:eating. Совпадение в фонемном и семантическом отношениях одних составляющих и различение в тех же аспектах других составляющих позволяют выделить четыре морфа: sleep, eat, s, ing.

Описанные приёмы, служащие выделению морфов, основаны на наличии у сопоставляемых слов как совпадающих, так и различающихся составляющих. При этом данные составляющие соотносятся как двухсторонние сущности.

Американский языковед Харрис предложил вероятностную методику морфемной сегментации. В качестве иллюстрации он приводит англ. предложение He's clever [hiyzklev‚r] ‘он умён’. Отыскиваются все предложения, которые, подобно приведённому, начинаются с [h]; затем предложения, начинающиеся с [hi], [hiy], [hiyz], [hiyzk] и т.д. На каждом из этапов движения от начала предложения к его концу подсчитывается число возможных выборов на роль "преемников". Харрис получил такие показатели: 9 после первой фонемы, 14 после второй, 29 после третьей, 29 после четвёртой, 11 после пятой, 7 после шестой. Пики свидетельствуют о наличии границ между морфами. Соответственно, анализируемое предложение может быть записано в виде цепочки морфов: He-'s-clever. Для дополнительной проверки может быть осуществлено движение от конца предложения к его началу.

В принципе, всякая сегментация предполагает членение на соответствующие звенья без остатка. При членении на фонемы не должно оставаться сегмента, который не был бы соответствующим образом идентифицирован как представитель какой-то фонемы. Точно так же при морфемной сегментации не могут оказаться в остатке сегменты, не идентифицируемые как представители каких-то морфем.

Однако возникает немало казусов, которые ставят лингвистов в трудное положение. Так, в слове читатель выделяется морфема -тель со значением ‘тот, кто читает’. Но неясно, что делать со вторыми составляющими в словах стекл-ярус, почт-амт, поп-ад’-j-а, с начальными составляющими в словах мал-ин-а, буз-ин-а, бужен-ин-а. Чтобы признать их морфемный статус, нужно найти другие слова, где бы эти же составляющие повторялись с тем же самым значением.

Если это оказывается невозможным, то остаётся либо не признавать их морфемными сегментами, либо говорить о так называемых уникальных морфемах.

При морфемной сегментации высказывания вычленяются морфы. Это кратчайшие значимые единицы речи. Они являются речевыми реализациями абстрактных языковых единиц — морфем. Исследователю-лингвисту предстоит теперь осуществить морфемную идентификацию морфов, т.е. определить, представителем (репрезентантом) какой морфемы будет тот или иной конкретный морф.

Для целей идентификации в этом случае используются те же самые приёмы дистрибутивного анализа, которые применяются и по отношению к фонемам. Но учитывается двухсторонний характер морфов, сопряжённость в их структуре двух сторон — означающего и означаемого. Обязательным условием для идентификации двух разных морфов считается наличие у них одинакового значения.

Возьму для иллюстрации стихотворение Марины Цветаевой, которое позволяет увидеть, что при различиях в семантическом плане разных морфов, репрезентирующих служебную морфему (аффикс) раз-, все варианты данной морфемы семантически (идея разделения) сводятся воедино:

Рас-стояние: вёрсты, мили... Нас рас-ставили, рас-садили, Чтобы тихо себя вели, По двум разным концам земли.

Рас-стояние: вёрсты, дали... Нас рас-клеили, рас-паяли, В две руки раз-вели, рас-пяв. И не знали, что это — сплав

Вдохновений и сухожилий... Не рас-сорили — рас-сорили, Рас-слоили... Стена да ров, Рас-селили нас, как орлов- Заговорщиков: вёрсты, дали... Не рас-строили — рас-теряли. По трущобам земных широт Рас-совали нас, как сирот.

Который уж — ну который — март?! Раз-били нас — как колоду карт!

Выделенные при сегментации морфы при соблюдении условия семантической тождественности подвергаются дистрибутивным тестам:

Тест на дополнительную дистрибуцию: Два разных морфа принадлежат одной морфеме на правах её алломорфов, если они не встречаются в тождественном фонемном окружении (/raz/ перед гласными и звонкими согласными ~ /ras/ перед глухими согласными; англ. показатели мн. ч. имён существительных /s/ ~ /z/, реализующие одну морфему {-S}); один из алломорфов квалифицируется как основной, для остальных могут быть сформулированы правила перехода; ср., например, рук- /ruk/ в рук-а > /ruk'/ (перед передними гласными, как в рук-е), /ruč/ (перед суффиксом -н-, как в руч-н-ой).

Тест на свободное варьирование: Если два разных морфа, будучи составляющими слов (словоформ), при появлении в тождественном окружении не различают двух разных слов (словоформ), то они являются по отношению друг к другу и к данной морфеме факультативными вариантами (соб-ой /oj/ ~ соб-ою /oju/).

Тест на контрастную дистрибуцию служит проверке того, с одной ли морфемой или двумя разными морфемами мы имеем дело: Если появление двух разных морфов в тождественном окружении связано с различением слов (словоформ), то они являются представителями двух разных, омонимичных морфем (вод1 и вод2 в словах вод-н-ый и пут-е-вод-н-ый).

Учёт критерия дополнительной дистрибуции и, соответственно, тождества фонемного окружения не допускает объединения в одну морфему морфов, у которых различие в фонемном составе экспонентов не обусловлено действующими или историческими звуковыми законами. Поэтому в одну морфему не могут быть сведены разные показатели мн. ч. русских существительных (-и/-ы, -а и т.д.). Не является элементом англ. морфемы {-S} фонемное чередование в корне (man — men, goose — geese, break — broke).

Такова позиция многих отечественных, и не только отечественных, лингвистов. Стала утверждаться точка зрения, в соответствии с которой названный критерий не обязателен и достаточно лишь семантическое (функциональное) тождество. В этом случае постулируется наличие, допустим, морфемы {Pl — мн. число имён существительных} и допускается её любая реализация. Морфема тогда выступает как класс, в который входят и сегментные морфы, и суперсегментные показатели. Итогом процедуры идентификации оказывается установление инвентаря морфем.

8.3. Принципы отождествления алломорфов в состав морфемы.

Алломорфы

В одну морфему объединяются морфы, которые характеризуются следующими двумя признаками: