Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
литвед.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
07.01.2026
Размер:
6.34 Mб
Скачать
  1. Стих и проза: критерии разграничения. Факторы, определяющие ритм стихотворения.

Терминами “проза” / “поэзия” в античные времена = все нехудожественные / и все художественные произведения. Впоследствии изменилась функция употребления терминов, и они стали обозначать все нестихотворные и все стихотворные произведения. Такое своё содержание понятия “проза” и “поэзия” сохраняли несколько веков, даже исторических эпох. Но ближе к нашему веку “проза” и “поэзия”, осознанные как “низкое” и “высокое”, “обыденное” и “необычное”, не только были возвращены к обозначению этими словами различных по патетике и поэтике литературных текстов, но даже начали метафорически применяться вне литературы, в быту, по отношению к различным жизненным явлениям, стали служить оценкой человеческого действия и проявляющегося в обыденной жизни образа мысли.

Размытость литературоведческих понятий привела к тому, что сегодня некоторые филологи не улавливают функциональных отличий в классификационном делении литературных текстов на “прозу и поэзию” (с одной стороны), “прозу и стих” (с другой) и “эпос и лирику” (с третьей). Однако отличия есть. “Эпос и лирика” - деление родовое, подразумевающее деление произведений на “повествовательные” и “описательные”. Должно быть понятно, что это деление отличается от деления на “прозу и поэзию”, так как “проза и поэзия” – это прежде всего деление произведений в зависимости от обнаружения в них “обыденной” либо “украшенной” речи. И вполне ясно, что проза может быть лиричной, описательной (некоторые рассказы Бунина, тургеневские стихотворения в прозе), как и поэзия эпичной, повествовательной (например, басня или романтическая баллада).

Еще чаще путают “прозу и поэзию” с “прозой и стихом”. По поводу и первой, и второй пары в учебниках и монографиях можно прочитать, что это две общие формы организации художественной речи. Относительно деления на прозу и поэзию можно было бы уточнить: это два общих типа организации текстов на тематическом, сюжетно-образном и лексико-синтаксическом уровнях.

А стих и проза – это две общие формы интонационной организации речи устной и сопутствующей ей графической организации речи письменной.

Для некоторых читателей являются признаками речи стихотворной и не являются признаками речи прозаической такие явления, как упорядоченный ритм (метр), рифма, строфика, экспрессивная интонация, яркая образность и, наконец, графическое членение записанного речевого потока на равномерные отрезки, образующее привычную для глаз форму «столбцов». Однако только последний признак можно считать действительно устойчивым: во-первых, стихи оформлены в «столбцы» всегда, проза – никогда; во-вторых, остальные признаки характерны для подавляющего большинства стихотворных текстов, но и без регулярных ритма, рифмы, строфики тексты, оформленные в «столбцы», являются стихотворными, относясь к образцам верлибра; в-третьих, все перечисленные признаки, кроме последнего, могут появляться в прозаических произведениях, следовательно, не они отделяют форму стихотворную от прозаической.

Прозаический текст может быть графически поделён на абзацы, которые выглядят приблизительно равными, а потому аналогичны строфам. Предложения в нём могут завершаться концевыми рифмами и содержать рифмы внутренние (такую прозу называют «рифмованной»). Ритм прозы, обычно свободный, может быть упорядочен и подчинён, например, тому или иному силлабо-тоническому метру (такую прозу называют «метризованной»). Если автор прозаического сочинения активно использует в тексте приёмы риторики, прежде всего фигуры стилистические, его речи свойственна экспрессия (выразительность). Наконец, если он постоянно прибегает к ресурсам лексики поэтической, в частности к тропам, его язык отличается образностью. Даже при наличии всех «стиховых» признаков, кроме особой графической формы стиха, проза не перестаёт быть прозой. Например, живописен язык и нередко экспрессивна авторская интонация Н.В.Гоголя в «Мёртвых душах», но как его «поэма» остаётся прозой, так и сам автор не превращается в стихотворца.

По-видимому, стих и прозу следует различать не только как формы графические. Несовпадение этих форм на письме – всего лишь визуальное выражение различительных интонационных свойств двух соответствующих типов речи. В прозе интонация подчинена синтаксису. В стихах интонация подчинена устойчивому ритму: об этом убедительно свидетельствуют стихотворные тексты с анжанбеманами.

Ритм стихотворной речи, уравнивающий строки, регулируется той мерой, которую диктует выбранная поэтом система стихосложения: в силлабике – количеством слогов, в силлабо-тонике – количеством стоп, в тонике – количеством ударений. Концы звучащих строк часто подчёркнуты фонетически – рифмами, и всегда интонационно – паузами.