Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
морфология.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
07.01.2026
Размер:
117.62 Кб
Скачать

3. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных (собственные и нарицательные, собственно-конкретные, вещественные, собирательные и т.Д.).

Имя существительное - это такая полнознаменательная часть речи, которая выражает предмет в категориях рода, числа, падежа, одушевлённости и в предложении выполняет любую синтаксическую функцию.

Общее грамматическое значение имени существительного — значение предмета.

Предметность имён существительных понимается широко, сюда относят:

  1. Названия конкретных предметов: книгабиблиотекаавтомобильсветоформетроулица.

  2. Лица, живые существа: человекштурмансмельчаккрасавицадомработницанасекомоеВасилий Тёркин«Аврора»Фру-Фру*

  3. Растения: бамбукцветокорхидеякактусколокольчики.

  4. Вещества: золотомаслонефтьсоль.

  5. Географические названия: МоскваРоссияЧукоткаБайкалВолга.

  6. Качества, свойства в отвлечении от носителя: добротамолодостьтемнотачернотабелизнасинь.

  7. Явления природы: ветербурядождьметельураганоттепель.

  8. Состояние: грустьвесельестрахпечальзлобаненависть.

  9. Действие в отвлечении от субъекта: бегплаваниесонвзлетдвижениежизнь.

На базе общности значений и морфологических свойств существительные объединяются в следующие лексико-грамматические разряды:

  1. собственные и нарицательные;

  2. конкретные и неконкретные;

  3. одушевлённые и неодушевлённые.

Нарицательные существительные являются обобщёнными названиями однородных предметов: кукласолистсобака.

Собственные существительные — это названия отдельных единичных в своём классе предметов: МальвинаФёдор.

Конкретные существительные обозначают предметы, которые существуют в виде отдельных экземпляров или особей: деревнякрестьянин.

К неконкретным существительным относят отвлечённые, вещественные и собирательные существительные: смелостьборьба.

Одушевлённые существительные являются названиями лиц и животных: другсынВсеволоддежурный.

Неодушевлённые существительные обозначают названия предметов и явления реальной действительности, не причисляемые к живым существам: лиственницастепьрастения.

4. Категория одушевленности / неодушевленности имен существительных. Связь с категорией рода. Категория личности и категория одушевленности. Категория собирательности и категория одушевленности. Разногласия в трактовке некоторых вопросов одушевленности / неодушевленности в трудах русских лингвистов.

Категория одушевленности - лексико-грамматическая категория, относящая называемый предмет к разряду одушевленных или же к разряду неодушевленных и обнаруживающая себя в противопоставлении словоформ винительных падежей.

Так, в рус. язы­ке окон­ча­ния форм вин. п. мн. ч. всех су­ще­ст­ви­тель­ных и вин. п. ед. ч. су­ще­ст­ви­тель­ных муж. ро­да за­ви­сят от то­го, яв­ля­ет­ся ли су­ще­ст­ви­тель­ное оду­шев­лён­ным или нет. У одуш. су­ще­ст­ви­тель­ных эти окон­ча­ния сов­па­да­ют с окон­ча­ния­ми род. п., а у не­оду­шев­лён­ных – с окон­ча­ния­ми им. п.; ср.: «ви­жу бра­та, брать­ев, сес­тёр, ло­ша­дей, чу­до­вищ» (оду­шев­лён­ность), но «ви­жу стол, сто­лы, кни­ги, ве­щи, ок­на» (не­оду­шев­лён­ность). Эта осо­бен­ность (ко­то­рую на­зы­ва­ют О.-н. к.) пред­став­ле­на и в боль­шин­ст­ве др. слав. язы­ков, но в мень­шей сте­пе­ни, чем в рус. язы­ке.

В единственном числе категория одушевленности грамматически свойственна только именам м. р.; во множественном числе она присуща существительным всех трех родов.

Причиной возникновения этой категории, начальный этап формирования которой относится еще к дописьменной эпохе, явилось совпадение форм им. и вин. падежей единственного числа подавляющего большинства существительных мужского рода, вследствие чего оказывалось невозможным разграничение субъекта и объекта действия. Так, в предложении отьць видить сынъ носитель действия и его объект морфологически никак не различаются. Потребовалась замена одной из этих форм, и в значении вин. п. в подобных конструкциях стала употребляться форма род. п., с которым вин. п. обнаруживает близость в синтаксическом отношении (например, при выражении частичного объекта: купил мяса и купил мясо или объекта при отрицании: не видел ручки и не видел ручку).

Первоначально новые формы вин. = род. падежей употреблялись только в кругу существительных, обозначавщих лиц, постепенно вытеснив к ХIV веку старые формы.

Во множественном числе категория одушевленности формируется гораздо позднее (начиная с ХIV в.). При этом новые формы сначала приобретают названия лиц мужского пола, затем названия лиц женского пола и, наконец, существительные, обозначавшие животных и птиц.

Отсутствие категории одушевленности в ед. числе у существительных ж. и ср. рода объясняется тем, что формы им. и вин. падежей у слов ж. р. в большинстве случаев исконно различались (жена – жену, сестра – сестру), а существительные ср. р. редко используются в функции активного субъекта.

Категория одушевленности может выражаться не только формами вин. п., но и синтаксически, т. е. формами согласуемых с существительными слов: повстречал моего старого друга, но: купил новый дом, любил своих детей, но: читал свежие газеты. У несклоняемых имен существительных она выражается только синтаксически: В зоопарке дети увидели забавного кенгуру.; Она надела теплое пальто.

Следует иметь в виду, что понятие грамматической категории одушевленности или неодушевленности не совпадает с естественнонаучным пониманием живой и неживой природы. Так, одушевленными являются:

1) слова адресат, кукла (= игрушка), лицо (= человек), матрешка, марионетка, мертвец, покойник;

2) названия некоторых карточных фигур и карточных терминов: валет, дама, король, туз; козырь;

3) названия некоторых шахматных фигур: конь, король, слон, ферзь;

4) существительные ср. р. на – ище: страшилище, чудовище;

5) существительные в переносном значении (метафорический перенос с неживого предмета на живой): болван («грубо обтесанный обрубок дерева, чурка; жесткая (обычно деревянная) форма для расправления шляп, париков», неодуш.) — болван («тупица, неуч», одуш.); при обратном переносе существительные сохраняют категорию одушевленности, например: змей («змея», одуш.) — [воздушный] змей («игрушка», одуш.).

Неодушевленными являются:

1) собирательные имена существительные: войско, народ, стая, толпа и др.;

2) слово персонаж и нек. др.;

3) названия микроорганизмов: бактерия, микроб, а также слова типа личинка, куколка, эмбрион и под.

В современном русском литературном языке наблюдаются колебания одушевленности / неодушевленности, что может зависеть либо от значения контекста, либо от стиля речи. Ср.: ловить крабов — есть крабы; уничтожать куколки вредных насекомых (общелит.) — уничтожать куколок вредных насекомых (научн.).

Понятийная категория, выражающая трактовку некоторого множества как целостной, нечленимой совокупности однородных предметов.

5. Категория рода имен существительных. Род и одушевленность. Согласовательные классы русских существительных. Вопрос о парном роде. Существительные общего рода. Род несклоняемых заимствованных существительных. Род аббревиатур и составных существительных.

Категория рода - грамматическая категория, выражающая принадлежность слова к женскому, мужскому или среднему или общему роду. Для существительных категория рода является словообразовательной, дифференцирующей (вне этой категории существительные pluralia tantum), для имен прилагательных и местоимений род не является дифференцирующей, константной категорий, с помощью рода прилагательное и местоимение согласовываются с именем существительным. У глагола категория рода появляется только в прошедшем времени. Показателем рода является окончание.

Как уже отмечалось, по согласованию прилагательного (причастия, некоторых форм спрягаемого глагола) с существительным в роде и одушевленности выделяют согласовательные классы. Классы включают все словоформы существительных и все признаковые словоформы, избираемые ими при согласовании. Классов восемь:

1 класс образуют неодушевленные существительные мужского рода: круглый стол, захолустный городишко.

2 класс —  одушевленные существительные мужского рода: способный студент, талантливый юноша.

3 класс — неодушевленные существительные женского рода: глубокая река, русская печь.

4 класс — одушевленные существительные женского рода: знакомая девушка, старшая дочь.

5 класс — неодушевленные существительные среднего рода: глубокое озеро, красное знамя.

6 класс — одушевленные существительные среднего рода: незнако-мое насекомое

7 класс — неодушевленные pluraha tantum: французские духи.

8 класс — одушевленные pluralia tantum: счастливые новобрачные. 

Лексикографическая традиция, помимо трех основных родов, выделяет также так называемый общий род. К нему относятся одушевленные существительные, обозначающие лиц (часто также животных), в зависимости от пола обозначаемого лица согласуемые то по женскому, то по мужскому роду:

Они относятся к женскому морфологическому роду. Семантически большинство таких слов связано с отрицательными характеристиками (пьяница, неумеха, задира, привереда) или объективными недостатками (сирота, калека).

Трактовка общего рода зависит от того, усматривать ли для каждого из этих слов одну или две лексемы. Если считать согласуемые по женскому и по мужскому роду словоформы типа сирота представляющими одну лексему, то такие слова выделяются в особый согласовательный класс (по А. А. Зализняку – скрещённый). Возможна также трактовка, при котором в каждом из таких случаев в языке представлены две омонимичные лексемы разного рода. При любой трактовке такие слова не образуют самостоятельного согласовательного класса со своим набором окончаний.

Иностранные склоняемые заимствования в большинстве случаев не копируют род языка-источника. Склоняемые существительные выбирают род исходя из морфологического рода (так, слова мужского рода органон, консилиум в греческом и латыни среднего, лозунг – в немецком женского). Несклоняемые тяготеют к среднему роду.

Соседние файлы в предмете Морфология