Зоология / Общая зоология / Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Беспозвогочные
.pdf
Многообразие кишечнополостных |
75 |
У актинии обнаружены два новых свойства — память и обучение. Ученые предлагали им в пищу совершенно несъедобные кусочки фильтровальной бумаги, касаясь ими щупалец. Сначала актинии жадно отправляли бумагу в рот, принимая ее за пищу. Однако скоро «обман» был раскрыт — актинии выбрасывали бумагу наружу. Через несколько дней им уже было известно, что бумажное уго щение в пищу не годится и они больше не глотали ее. Приобретенный навык сохранялся в их памяти больше недели.
Такое поведение актинии объясняется ее способностью к научению. Научение — это использование индивидуального опыта для приспособительных изменений в поведении живот ных. Научение бывает очень разным. Самое простое — привы кание. Так, при толчке гидра сжимается. Но если она сидит на травинке, которую все время качает движением воды, она перестает обращать на это внимание — привыкает.
Привыкание — это процесс, в результате которого приос танавливаются программы поведения на такие стимулы, по вторение которых не приносит вреда и не дает пользы. При привыкании организм сосредоточивается на важных в данном месте стимулах и не отвлекается на неважные. Оно позволяет экономить время и энергию животного, обращая их на выгодное в данном месте поведение.
Коралловые полипы распространены во всех морях Ми рового океана. В тропических морях некоторые их колонии образуют на мелководье густые поселения — коралловые рифы различной формы и протяжения. Колонии кораллов, имеющие* мощный известковый скелет, создают препятст вия для судоходства.
Рифообразующие кораллы часто поселяются вдоль бе регов островов, окаймляя их со всех сторон. Если морское дно опускается и остров погружается в воду, то кораллы, продолжая расти вверх, остаются у поверхности моря. Впоследствии из таких кольцеобразных рифов образуются характерные для тропических морей острова — атоллы. Скелет рифообразующих кораллов используется для полу чения извести. Коралловые рифы — самая продуктивная экосистема океана, места обитания множества морских организмов.
78 Тип Кишечнополостные
захвата пищи, а клетки внутреннего слоя — функцию перевари вания захваченной пищи, как это мы видим, например, у гидры. Так могло образоваться многоклеточное животное с разными функциями внутренних и наружных клеток.
Если внутри такого организма была полость, клетки сте нок которой усваивали пищу, то возник организм, соответст вующий кишечнополостным. Такая гипотеза была предложена немецким зоологом Э. Геккелем, который назвал этот предпо лагаемый организм гастреей ( что означает «животное — же лудок» ).
Русский биолог И. И. Мечников предложил другую гипотезу: многоклеточные животные возникли из колониальных жгути коносцев, способных к фагоцитозу (захватыванию пищи клет ками с внутриклеточным перевариванием). В этой теории предполагается, что поверхностные клетки, захватившие пи щу, погружаются в глубину тела колонии для переваривания, освобождая место голодным клеткам. Тогда получается орга низм, в котором клетки внутреннего слоя переваривают пищу, а наружный слой, состоящий из голодных клеток — ее захваты вает. Он же осуществляет функции рецепции движения и за щиты. Предполагаемый организм Мечников назвал фагоцителлой (организм, состоящий из клеток, занятых фагоцитозом).
Наконец, третью гипотезу выдвинул немецкий зоолог О. Бючли: исходный многоклеточный животный организм состоял из двух слоев клеток, причем нижней стороной он ползал по грунту, а верхняя — имела защитную и чувстви тельную функции. Встретив пищу крупных размеров, такой организм обвивал ее и переваривал нижним слоем. Бючли назвал этот предполагаемый организм плакулой (животное в форме обволакивающей лепешки).
Самое примитивное известное ныне многоклеточное жи вотное — трихоплакс. Оно имеет вид тонкой пластинки из двух слоев клеток, имеющих жгутики. Между его сло ями расположены клетки, похожие на амеб. Тем самым этот организм похож, с одной стороны, на плакулу, а с другой — на фагоцителлу.
Таким образом, гипотезы Геккеля (1866 г.), Мечникова (1877 г.) и Бючли (1884 г.) сближались под влиянием открытия трихоплакса, похожего на личинку кишечнополостных. Отсут ствие палеонтологических данных по-прежнему не позволяет про двинуться вперед в понимании первых шагов эволюции много клеточных животных.
