Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИСВ ЭКЗАМЕН.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
14.12.2025
Размер:
301.79 Кб
Скачать

Период безвластья 1589-1594

Францию опустошали дворянские отряды и иноземные наемники. Испанский король Филипп II в 1592 г. ввел в Париж из Нидерландов свой гарнизон. Во многих городах вспыхнули восстания, пришло в движение и крестьянство. Страна оказалась на грани национальной катастрофы. В этих условиях развернула свои решительные действия армия Генриха Наваррского – законного наследника престола. В середине 1593 г. он приблизился к Парижу и начал осаду. Генрих отрезал его от источников снабжения: сжег в окрестностях все мельницы и разобрал мосты. Париж сопротивлялся около трех месяцев: военные силы города превосходили армию Генриха Наваррского. В осажденном городе продолжала свою работу ассамблея сторонников Католической лиги, обсуждался вопрос о престолонаследии. В нарушение традиции лига брала ответственность за престолонаследие на себя. Это обстоятельство подтолкнуло Генриха Наваррского к решению о принятии католичества. По этому поводу ему принадлежит высказывание: «Париж стоит мессы». Законный наследник престола, хотя и был французом, но в глазах своих соотечественников оставался, прежде всего, гугенотом — еретиком. Торжественное отречение от кальвинизма состоялось в июле 1593 г., в феврале 1594 г. состоялась коронация. Коронация Генриха Наваррского Бурбона означала завершение гражданской войны.

38. Внутренняя политика Генриха IV.

Генрих Бурбон, король Наварры, стал королем Франции под именем Генриха IV (1594—1610). Генрих IV принял разумное решение не преследовать своих противников и не конфисковывать их имущество. После шестилетнего безвластия престол оказался в руках умного и опытного правителя. Религиозные войны выявили непоследовательность политики короны, антиабсолютистский характер выступлений дворянства как под католическим, так и под протестантским знаменами и слабость бюргерства, которому еще не чужды были средневековые муниципальные интересы. Генрих IV попытался, прежде всего, разрешить конфессиональный конфликт и лишить тем самым антикоролевские силы идеологической основы.

Сначала король опасался раздражить католиков покровительством гугенотам, но, наконец, в 1598 г. издал Нантский эдикт, который был как бы повторением прежних эдиктов 1563, 1570, 1577 гг., с некоторыми добавлениями. Нантский эдикт стал гарантией мира в послевоенной Франции. Эдикт объявил в качестве официальной галликанскую церковь. В эдикте декларировались права граждан на сословные статусы, имущество, образование, суд, медицинскую помощь независимо от того католики они или кальвинисты. Однако реализация этих прав для католиков и гугенотов была не одинаковой. Эдикт территориально ограничивал права кальвинистов на отправление культа: молебны могли совершаться в строго указанных местах, из которых исключались Париж, все крупные города и епископские резиденции. Кальвинисты могли обучать своих детей только в своих школах, коллегиях и университетах, которые разрешалось строить в местах отправления ими культа. Они не могли воспользоваться госпиталями, так как последние находились под покровительством католической церкви. Право на суд кальвинистам разрешалось осуществлять только в специальных палатах, созданных при провинциальных парламентах. Кальвинисты, как подданные короны, обязывались платить церковную десятину в пользу галликанской церкви, хотя они и не признавали этой церкви.

С политической точки зрения Нантский эдикт был призван содействовать укреплению власти на местах. Повсеместное действие Нантского эдикта, начиная с 1598 г., лишало знать права по собственному усмотрению решать конфессиональную проблему в своих сеньориях. Генрих IV сделал важный шаг к превращению феодалов, прежде обладавших столь значительной привилегией, в простых королевских подданных. В интересах мира Генрих IV разрешил кальвинистам оставить за собой города-крепости занимаемые ими со времени образования Гугенотской конфедерации. Это право жаловалось как "королевская милость" на 8 лет, по истечении которых надлежало его продлить либо отменить.

Одним из позитивных итогов религиозных войн был пересмотр понятия ереси. В условиях реально утвердившегося конфессионального многообразия это понятие утрачивает одиозный смысл. Перед лицом угрозы взаимного истребления борющиеся церкви вынуждены были принять факт религиозного плюрализма. Это было началом эры терпимости. Разумеется, Европа не сразу вошла в нее. Здесь можно выделить три вехи. Нантский эдикт 1598 г., Вестфальский мир 1648 г., окончательно зафиксировавший право свободы религиозного выбора, и деятельность просветителей 18 века, вообще подорвавших доверие к церкви.