Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИСВ ЭКЗАМЕН.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
14.12.2025
Размер:
301.79 Кб
Скачать

29. Кальвинизм: вероучение и организация Основные постулаты учения Кальвина

Согласно Кальвину христианин обретает способность «шествовать вперед по пути своего призвания» и изменить облик мира сего. Не столько через личную святость и аскетизм, сколько через труд, умеренное пользованием благами мира сего и неустанное служение общине.

По его учению, спасение основано на суверенной воле Бога выраженной двойным предопределением одних ко спасению, других к осуждению. Предназначенные к спасению составляют небольшую группу, избранную Богом в силу непостижимого решения, помимо всяких их заслуг. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто осужден на вечную погибель. Кальвин считал, что служение Христа на кресте совершилось лишь для тех, кто избран ко спасению. Избранные будут спасены независимо от их собственного начального желания.

Сомневаться в собственном избранничестве христианин не должен, ведь подобная обеспокоенность уже сама по себе является "сатанинским искушением", симптомом недостаточной веры в Бога.

Земные поступки не играют никакой роли в спасении души, так как человек избирается к спасению ещё до сотворения мира. Основанием для такого вывода для Кальвина служат слова из Послания апостола Павла к Ефесянам 1:4: «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны перед Ним...». Именно такой трактовке спасения кальвинистская Реформация была обязана своей мощью и уникальным бунтарским духом, проявлявшемся в фанатичной готовности пострадать за веру. Кальвинисты были неустрашимы, так как были уверены в своём безусловном спасении.

Догма о "двойном предопределении" в системе взглядов Кальвина была связана и с его трактовкой причастия. В понимании Лютера при евхаристии с хлебом и вином реально соприсутствуют плоть и кровь Христа. В интерпретации Цвингли причастие было лишь символическим обрядом в память Тайной вечери. Кальвин утверждал духовный характер причастия, считал, что Божью благодать при его свершении получают одни лишь избранные.

По учению Кальвина христианин должен с максимальной полнотой реализовать свое "призвание" — дарования и возможности, заложенные в него Богом, которые проявляются во всей его деятельности и, прежде всего, в профессиональной. Бог сам дает человеку ориентир, некий знак, свидетельствующий о его поддержке, о том, что человек верно понял свое "призвание" и на правильном пути осуществляет его — это успех или неудача его дела. Кальвин пользуется при этом понятиями "процветание" или "беда". Бог благословляет удачу, но ее надо добиваться только честным и законным путем, не забывая о долге и перед Богом, и перед ближними. "Процветание" и "беда" в равной мере являются испытаниями смирения и нравственных устоев человека. "Процветание", например, приводит к накоплению богатства, но этот дар Бога нельзя обретать "ценой крови и пота других людей", то есть, нарушая заповедь "не укради". Уже имея богатство, его нельзя промотать, удовлетворяя свои прихоти, лучше вложить капитал в общественно полезное дело. В целом религиозно-нравственные принципы учения Кальвина утверждают и стимулируют высокую активность личности, ее трезвый и рациональный подход к делу, волевой напор в решениях, заботу об успехе дела при аскетичности собственных желаний. Такая идеология в значительной степени способствовала развитию капитализма. Об этом влиянии написано знаменитое исследование немецкого социолога и историка начала XX века Макса Вебера – «Протестантская этика и дух капитализма» (1909-1910).

Кальвин высоко оценивал роль церковной организации. Он считал, что, поскольку церковь (не в смысле храма, а в смысле организации) является местом служения Христа, так как Он Сам учредил ее, то Он желает встречаться с верующими в ней и только в ней. Кальвин превозносил Важность церкви больше, чем остальные лидеры реформации и учил, что вне церкви не существует спасения. В связи с этим он придает важное значение отлучению от церкви (точнее лишению причастия). Он признавал только временный, воспитательный характер отлучения, служащего интересам видимой церкви. При этом Церковь связывает не на вечную погибель, а осуждает лишь образ жизни и известные дела человека. Если сравнить с католической Церковью, то здесь отлучение было средством достижения политических и финансовых притязаний Церкви. Отлученный католик лишался спасительных средств церкви и гражданских прав, после кончины его хоронили в неосвященной земле. Таким образом, он посредством отлучения лишался вечного спасения. Лютеране же не уделяли большого внимания теме отлучения.

Подобно Лютеру и Цвингли, Кальвин рассматривал государство как установление Бога. Лютер считал, что ответственность за тиранию падает на саму светскую власть, Бог сам накажет тирана, а потому сопротивление неправедной власти возможно только пассивное, без применения силы, лишь как внутреннее противостояние и ожидание справедливого суда божьего. Цвингли, в отличие от Лютера, признавал право общины на сопротивление тирании, не позволяющей верующим нормально выполнять свой христианский долг. Кальвин делает это еще резче, возводя борьбу против тирании в разряд религиозной обязанности. Но это означало не поощрение бунтов, а лишь призыв к демократии, так как функции свержения плохого правителя могут взять на себя только магистраты и представители сословий. Истоки западной демократии непосредственно вытекают из реформатских учений, прежде всего кальвинизма.

  Проповеди Кальвина

Почти весь город собирался, чтобы услышать проповеди Кальвина. Семнадцать проповедей в неделю для города с населением 15 000 человек. Отсутствие на богослужениях по неуважительной причине наказывалось штрафами. Кальвин верил, что все Слово Божие, без исключения, написано для верующих, и оно должно быть проповедано все, а не только какие-то выбранные места. Писание объясняет само себя. Поэтому Кальвин проповедовал книгу за книгой, стих за стихом. Когда он через три года вернулся из изгнания, то взял для проповеди стих, следующий за тем, на котором он вынужден был прерваться и продолжил проповедовать. Кальвин проповедовал без каких бы то ни было записей, но, тем не менее, сохранилось 2200 записанных его проповедей. Это стало возможно благодаря приставленному к нему стенографисту.

В 1551–53 годах Кальвин осуществил полный перевод Библии на французский язык с комментариями, ко всем книгам, кроме Апокалипсиса. В его  переводе пророки и  апостолы говорят на современном  ему языке , без архаизмов, но и без упрощения. Следует заметить, что все лидеры так называемой консервативной докторской реформации (возглавляемой докторами богословия), противостоящей радикальной народной реформации, очень сдержано относились к книге Апокалипсиса, сомневаясь в том, что её вообще следует считать канонической, а не апокрифической. Идея конца света оставалась на периферии их учений или вообще игнорировалась, так как они были рассчитаны на образованных и прагматично настроенных аристократов, бюргеров и зажиточных крестьян, а не на отчаявшихся невежественных и суеверных разорившихся крестьян и ремесленников.