Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5-й семестр / Французская революция.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
14.12.2025
Размер:
81.26 Кб
Скачать

2. Первый этап Французской революции. Конституция Созыв Генеральных штатов (1789)‍

Король Людовик XVI не отличался решимостью и силой, которые требуются от правителя в такой тяжёлый период. Но даже он понимал: чтобы спасти экономику, платить налоги должны все. 

22 февраля 1787 года министр финансов Калонн убедил короля созвать собрание нотаблей — высшего духовенства и аристократии, и предложил им ввести всеобщий земельный налог. Узнав о состоянии казны, нотабли пришли в ужас, обвинили Калонна в растрате и потребовали его отставки. Таких полномочий у них не было, но Людовик уступил. 

Поскольку платить налоги элита отказала сь, 24 января 1789 король объявил созыв Генеральных штатов — представителей всех сословий от всех провинций. Они должны были помочь ему найти решение, которое устроило бы всех. 

Неожиданно для правительства это известие очень взволновало Францию. Генеральные штаты не созывались уже 175 лет, и все ждали глобальных перемен. Обедневшие дворяне хотели увеличить своё влияние, крестьяне надеялись получить землю в собственность, а буржуа — равные права с дворянами и доступ к общественным должностям. 

Каждый регион готовил свой «список жалоб» для рассмотрения на собрании. Издавались сотни брошюр и публичных обращений к депутатам. На улицах говорили о равноправии и гражданских свободах. 

«1. Что такое третье сословие? — Всё. 2. Чем оно было до сих пор в политическом отношении? — Ничем.  3. Чего оно требует? — Стать чем-то». Из брошюры аббата Сийеса «О третьем сословии»  

Первое заседание Генеральных штатов прошло 5 мая 1789 года в зале «Малых забав» в Версале. На открытии король предостерёг депутатов от «опасных нововведений». На обсуждение выносились только финансовые вопросы — все остальные требования власти оставили без внимания. 

Несмотря на то что депутатов от третьего сословия было вдвое больше, чем от первого и второго вместе взятых, у каждого сословия был только один голос. Представители третьего сословия требовали индивидуального голосования, но правительство отказало им. 

Это возмутило либерально настроенных депутатов. 17 июня большинством голосов (490 против 90) они создали Национальное собрание, которое решит судьбу страны.

20 июня депутаты пришли на очередное заседание, но зал «Малых забав» оказался заперт: король приказал никого не впускать под предлогом ремонта. Тогда депутаты заняли королевский зал для игры в мяч и поклялись не расходиться, пока не примут Конституцию. 

Король привёл гвардейцев и приказал всем разойтись, но председатель собрания Жан Байи ответил: «Собравшейся нации не приказывают». Против гвардии обнажили оружие либеральные дворяне во главе с маркизом де Лафайетом. Опасаясь кровопролития, Людовик XVI был вынужден признать Национальное собрание легитимным. 

9 июля 1789 года его переименовали в Учредительное собрание — оно должно было разработать Конституцию и выбрать новую форму правления. 

Конституционная монархия (1789—1792)

Король не собирался сдаваться: 11 июля он уволил министра финансов Неккера, который поддерживал третье сословие. Это возмутило всех: простые граждане видели в нём заступника, а дворяне понимали, что он — единственный, кто может остановить экономический кризис. Париж окружали королевские войска. По городу ползли слухи о предстоящей резне. Участники Учредительного собрания решили нанести упреждающий удар. 

14 июля 1789 года толпа парижан захватила Бастилию — крепость-тюрьму для политзаключённых. Именно этот день считают началом Великой французской революции. Бастилия была для восставших символом ненавистного самодержавия. Кроме того, революционеры надеялись найти там оружие. Позже этот замок сравняют с землёй. Примечательно, что на момент штурма там содержалось всего семь заключённых — четыре фальшивомонетчика, двое умалишённых и убийца. Волна восстаний под девизом «Свобода! Равенство! Братство!» прошла по всем крупным городам: всюду свергали королевское правительство и присягали Учредительному собранию.  

Оценив масштаб беспорядков, Людовик отозвал войска и вернул Неккера на пост министра. С этого момента Учредительное собрание стало верховным органом власти в стране. В начале августа было окончательно ликвидировано крепостное право, отменены феодальные повинности крестьян, а дворяне и духовенство лишились привилегий. Сословия упразднили. Чиновников и священников больше не назначали, а выбирали. Всё церковное имущество национализировали. 

Конституция 1791 года

26 августа 1789 была принята Декларация прав человека и гражданина. Свобода личности, слова и убеждений объявлялась естественной и принадлежащей каждому от рождения. Отныне все люди были равны перед законом. 

Вначале король отказался принять Декларацию и другие декреты, но был вынужден сделать это под давлением общества. А после принятия Конституции 3 сентября 1791 года у короля осталась лишь исполнительная власть, и та была сильно ограничена. Фактически его функции теперь сводились к тому, чтобы подписывать приказы Законодательного собрания, созданного взамен Учредительного.

9 июля 1789 года Национальное собрание, принявшее название учредительного, приступило к рассмотрению вопросов относительно будущей конституции и слушало мемуары Мунье о её основах.

Несмотря на то, что большинство членов было на стороне конституционной монархии, выработанная собранием конституция лишь по форме была монархической, по существу же — республиканской: тогдашние политические теории (Руссо и Мабли), недоверие к королевской власти, неуверенность в окончательном уходе абсолютизма заставляли учредительное собрание всячески урезать полномочия монарха. Большое влияние в этом смысле оказало также бегство короля Людовика XVI, побудив собрание внести в конституцию статьи, в силу которых король в некоторых случаях должен был считаться отказавшимся от престола.

3 сентября 1791 года конституционный акт был предложен королю, который, после долгих колебаний и совещаний, 14 сентября, дал присягу в верности нации и закону.

Во главе этой конституции стояла «Декларация прав человека и гражданина». Верховная власть, «единая, нераздельная, неотчуждаемая и неотъемлемая», принадлежит нации: все власти делегируются нацией; представители её — Законодательное собрание (фр. le corps législatif) и король.

Граждане — вопреки «декларации», признавшей общее равенство в правах — делились на «активных» и «пассивных»: активными могли быть только те природные и натурализованные французы, которые достигли 25-летнего возраста, имели оседлость в городе или кантоне в течение известного времени, платили прямой налог в сумме не менее трехдневной заработной платы, ни у кого не состояли в услужении и принесли гражданскую присягу. Беднейшая часть нации лишалась, таким образом, избирательных прав. Активные граждане, на своих «первичных» собраниях, избирали, кроме муниципальных властей, «выборщиков», уже с большим имущественным цензом; в каждом департаменте выборщики образовали избирательное собрание, которое, кроме департаментской администрации, избирало представителей в законодательное собрание из среды всех активных граждан.

Члены законодательного собрания избирались на два года и считались представителями не отдельного департамента, а целой нации. Законодательное собрание обновлялось на основании закона, без созыва королём; оно предлагало и декретировало законы, заведовало финансами, национальными имуществами, сухопутными и морскими силами; ему же принадлежало, совместно с королём, право войны и мира.

В руках короля находилась исполнительная власть, которой, однако, он мог пользоваться только через ответственных министров; последними не могли быть члены собрания, что уничтожало единственное связующее звено между королевской властью и народным представительством. Король не мог распускать законодательное собрание, не имел законодательной инициативы и имел право лишь приостанавливающего вето. Личность его объявлялась священной и неприкосновенной. Он должен был считаться отказавшимся от престола в трёх случаях: если не присягнет конституции или возьмёт назад данную присягу; если станет во главе армии против нации или формальным актом не воспротивится восстанию, задуманному во имя короля; если, удалившись из королевства, не вернётся в назначенный срок, по приглашению законодательного корпуса.

Ни король, ни министры не участвовали в замещении административных должностей и не могли смещать чиновников: вся администрация была построена на начале народного избрания в первичных и департаментских собраниях, причём в ведении местных выборных властей находились и общегосударственные дела.

Главные принципы конституции 1791 года — индивидуальная свобода, в смысле личной неприкосновенности и независимого проявления личности в области веры, мысли, слова, и свобода политическая, в смысле народного участия через представителей в законодательстве и управлении — легли, однако, в основу последующих французских конституций, до ныне действующей включительно.

Принятие Конституции положило конец абсолютизму во Франции. Однако Великая Французская буржуазная революция на этом не кончилась.