Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Этика.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
30.11.2025
Размер:
3.08 Mб
Скачать

175

Лекция VII

Смысл жизни и счастье

(Мишаткина Т.В., Бражникова З.В.)

Каждый хочет быть счастливым, но чтобы достичь счастья, необходимо знать, что такое счастье

Ж.Ж. Руссо

Смыл жизни состоит в том, чтобы вновь и вновь переживать свое рождение, а не становиться жертвой столь распространенной трагедии нашего века, когда человек умирает, не успев начать жить.

Э. Фромм.

Ключевые понятия: смысл жизни, пессимизм, скепти- цизм, оптимизм, гедонизм, эвдемонизм, благо, цель, осмыс- ленность, счастье парадоксы счастья.

Как уже отмечалось в 1-й и 3-й лекции одной из центральных проблем этики является определение места человека в жизни, смысл его бытия. С незапамятных времен перед людьми вставали вопросы: зачем я? Зачем мы? Чего я хочу от жизни, для чего живу? Человек искал, выбирал, а различные этические учения предлагали разные концепции смысла жизни, (зачастую прямо противоположные).

1. Основные концепции смысла жизни

(Мишаткина Т.В., Бражникова З.В.)

176

Можно условно выделить три подхода к вопросу о смысле жиз-

ни:

а) пессимистический – это отрицание смысла жизни (жизнь воспринимается как бессмысленная череда страданий, зла, болезней с закономерным финалом – смертью);

б) скептический – сомнение в смысле и значимости земного бытия, (религиозная этика);

в) оптимистический – признание смысла человеческой жизни и возможности его реализации как наивысшей ценности («Самое дорогое у человека – это жизнь…»).

Нередко смысл жизни связывали со счастьем. Но поскольку понимание последнего было различным, то создавалась довольно пестрая картина представлений и о смысле жизни. Так, если еще в античности, отличавшейся своим оптимистическим мироощущением, гедонизм высшим благом считал наслаждение и соответственно видел смысл жизни в стремлении к нему, то эвдемонизм, полагая высшим благом счастье, смыслом жизни делал его достижение, в частности, путем преодоления стремления

кнаслаждению. Киники также презирали наслаждения, выставляли в качестве жизненного принципа борьбу со страстями, победу над желаниями: блаженство доставляет нам не обладание вещами, а преодоление влечения

кним.

По Эпикуру, безмятежность и свобода от чувства страха перед смертью и страданием есть высшее блаженство и, следовательно, смысл жизни. Средневековая этика наслаждение считала грехом и потому требовала отречения от земных удовольствий (аскетизм), а благо видела в духовном служении богу во имя вечного спасения, которые и становились смыслом жизни верующего человека.

177

Вновь гедонистические мотивы в понимании смысла жизни зазвучат в этике Возрождения: им становится стремление к славе. Если имя человека прославилось среди современников, если он может надеяться, что оно не будет забыто и впредь, то его жизнь приобретает смысл уже благодаря ее отражению в сознании других.

Материалисты XVII-XVIII вв. в частности, Спиноза, продолжили линию эвдемонизма, усилив в нем рационалистический момент и выдвинув чисто интеллектуальное понимание блаженства и смысла жизни в познании. Позднее намечаются и другие пути поиска смысла. Одна из таких новых моделей смысла жизни – власть человека над человеком, выдвинуться Т. Гоббсом еще в XVII в., развитая и обоснованная немецким фи- лософом-иррационалистом Ф. Ницше в его учении о «воле к власти». Он считал, что смыслом жизни должна быть индивидуальная «воля к власти», могуществу, подчинению чужой воли своей.

Идеал Ницше – «сверхчеловек», сильная личность, противостоящая толпе – «посредственности» и находящаяся «по ту сторону добра и зла»: ее предназначение (смысл жизни) – в собственной самореализации.

Другая концепция смысла жизни, имевшая своих сторонников во все времена, но особенно утвердившаяся в эпоху создания и накопления капитала – обладание материальными благами, богатством. Шекспир и Бальзак, Дж. Лондон и Д. Голсуорси, авторы современных бестселлеров раскрывают перед нами английские, французские, американские, а сегодня и русские трагедии, связанные со стремлением к деньгам, золоту, роскоши, когда в жертву им приносят все.

XX век обострил и сделал более жестокой эту погоню за богатством. Мафиозные структуры с помощью коррупции втягивают в свои преступления самых, казалось бы, честных и неподкупных людей, подрывая тем самым нравственные основы общества.

178

Обывательским проявлением этой концепции является принятие в качестве главной жизненной цели – стремление к обладанию: вещами, комфортом, престижем. Мещанин все многообразие жизни воспринимает через призму своего непомерно раздутого «я». Средства жизни (удобства, вещи, досуг, материальные блага) в его сознании становятся целью бытия, а главный смысл существования он выражает паразитической формулой «бери от жизни все, что можешь». Конечно, было бы нелепо и нечестно отрицать значение материальных благ в жизни современного человека.

Но плохо, если вещи, удобства, комфорт из средства жизни превращаются в цель, смысл существования. Материальное благополучие само по себе обретает смысл только тогда, когда оно становится условием совершенствования его владельца, или дает возможность помочь другому (благотворительность) или способствует развитию общества и культуры (меценатство).

Как отмечалось, существуют пессимистические концепции, вообще отрицающие смысл жизни, французский писатель Ф. Мориак приходит к выводу, что жизнь большинства людей – мертвая дорога «в никуда». Он сравнивает человеческую жизнь с движением слепых, которые бредут к неведомому морю, и в этом движении им остается единственный выбор; либо ринуться в пучину волн, либо возвратиться вспять и все начать сначала.

Критикуя пессимистический подход к смыслу жизни, русский философ Вл. Соловьев указывал на противоречия в рассуждениях и действиях его сторонников, которые, отрицая всякий жизненный смысл, тем не менее опровергают самих себя, продолжая жить. Он называет их несерьезными отрицателями, противопоставляя им «серьезных отрицателей – самоубийц». Размышляя об этих людях на примере литературных и исторических персонажей (Ромео,