Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Кафедральное пособие по воспалению 2019г

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
11.11.2025
Размер:
2.37 Mб
Скачать

В очаге острого воспаления эмиграция лейкоцитов характеризуется очередностью. Хотя для форсирования стенки сосуда отдельному нейтрофилу достаточно 3-12 мин., максимальная скорость выхода нейтрофилов приходится на первые 2 часа, а максимальное накопление этих клеток в очаге наступает к 4-6 часам.

Моноциты начинают эмиграцию вместе с нейтрофилами, но наращивают ее до 16-24 часов и после этого срока преобладают в инфильтрате. Считается, что лимфоциты начинают эмигрировать позже других лейкоцитов. Асинхронность эмиграции связана с неодновременным появлением молекул клеточной адгезии и хемотаксических факторов, специфичных для разных лейкоцитов.

Функции лейкоцитов в очаге воспаления представлены в таблице 2.

Таблица 2

Функции лейкоцитов в очаге воспаления

Вид лейкоцитов

 

Функция

 

 

 

фагоцитоз разрушенных тканей, что ведет к

 

 

очищению зоны воспаления

ПМЯЛ (нейтрофилы)

 

фагоцитоз микроорганизмов

синтез и выделение пирогенов, медиаторов

 

 

 

воспаления

 

 

регуляция пролиферации

 

 

 

фагоцитоз микроорганизмов и других

 

 

чужеродных агентов, в том числе

 

 

опсонизированный

Моноциты/ макрофаги

 

презентация антигенов лимфоцитам

 

синтез и выделение пирогенов, медиаторов

 

 

воспаления

 

 

регуляция пролиферации

 

 

осуществление иммунного ответа

Лимфоциты

 

синтез и выделение медиаторов воспаления

 

 

регуляция пролиферации

Все вышеперечисленные

отграничение зоны воспаления путем

 

образования лейкоцитарного вала

 

 

 

 

 

Фагоцитоз был открыт и изучен как важнейший элемент воспаления и естественного иммунитета в 1882 г. И.И. Мечниковым, который выделил четыре фазы фагоцитоза:

1)фаза приближения — выход лейкоцитов из сосуда и приближение к объекту фагоцитоза под действием хемоаттрактантов;

2)фаза прилипания (контактная);

3)фаза погружения — обволакивание и погружение объекта внутрь фагоцита; образуется особая вакуоль, где скапливаются лизосомы

(фаголизосома);

21

4)фаза переваривания, результатом которой могут быть два варианта исхода:

адекватное дозированное освобождение лизосомальных ферментов, разрушающих только флогоген (сам фагоцит остается интактным),

чрезмерное выделение лизосомальных ферментов или активных радикалов кислорода, что ведет к разрушению объекта фагоцитоза и самого фагоцита. Нейтрофилы способны продуцировать высокоактивные молекулы кислорода под действием фермента миелопероксидазы, что приводит к их гибели вместе с микроорганизмами и образованию гноя.

Биологическое значение эмиграции связано с очищением очага

воспаления. При поверхностных очагах воспаления (нарыв) кожный покров истончается и прорывается: флогогены, обломки клеток и погибшие фагоциты удаляются из организма с гноем. При глубоких нагноениях макрофаги, удаляя останки лейкоцитов и разрушенных тканей, устраняют важнейший источник собственной хемотаксической стимуляции и подавляют дальнейшее их поступление из крови. Из очага они уносятся восстанавливающимся током лимфы в регионарные лимфоузлы, где погибают. Лимфоциты частью погибают, частью превращаются в плазматические клетки, продуцирующие антитела, и затем постепенно удаляются.

Пролиферация

Сущность пролиферации (proliferate, от лат. proles– «потомство», ferre– «создавать») состоит в разрастании соединительной ткани, новообразовании кровеносных сосудов, в меньшей степени – в размножении специфических клеток паренхимы органов. Эта тканевая реакция также развивается с самого начала воспаления наряду с явлениями альтерации и экссудации, но становится преобладающей по мере стихания экссудативноинфильтративных явлений.

Условие запуска пролиферативных реакций – эффективная очистка очага воспаления от микроорганизмов или других патогенов, продуктов альтерации тканей, погибших лейкоцитов (раневое очищение).

Вторым условием прогрессирования пролиферации является смена субпопуляций лейкоцитов в очаге: ПМЯЛ – на макрофаги и лимфоциты. Моноциты и макрофаги с помощью своих цитокинов (фактор роста фибробластов, трансформирующий фактор роста) могут как активизировать мезенхимальные клетки органов и фибробласты, так и ограничивать их деятельность, препятствуя чрезмерному разрастанию ткани (простагландин Е, коллагеназа). В пролиферативных процессах участвуют и нейтрофилы: они не только «расчищают» очаг воспаления для последующей регенерации, но и синтезируют лейкоцитарный фактор роста, который стимулирует деление клеток соединительной ткани.

Основные клетки, участвующие в репаративном процессе в очаге воспаления: фибробласты, камбиальные, адвентициальные, эндотелиальные.

22

Фибробласты продуцируют основное межклеточное вещество – гликозаминогликаны, а также синтезируют и секретируют волокнистые структуры – коллаген, эластин, ретикулин. В свою очередь, коллаген является главным компонентом рубцовой ткани.

Различают физиологическую, репаративную и патологическую регенерацию.

Физиологической регенерацией называется процесс непрерывного обновления структур на клеточном (смена клеток крови, покровных тканей и др.) и внутриклеточном (обновление органелл) уровнях, которым обеспечивается функционирование органов и тканей. Она является основой любых проявлений нормальной жизнедеятельности организма.

Репаративная регенерация процесс ликвидации структурных повреждений после действия патогенных факторов, когда возникает дефект клеток или ткани. Примером репаративной регенерации является ликвидация повреждения тканей путем клеточного деления, происходящая при гибели клеток в очаге некроза, механической или термической травмы. При завершении воспаления происходит восстановительная (репаративная) регенерация. При незначительном повреждении ткани происходит полная регенерация – восстановление той же ткани, что и погибла в ходе воспаления, без образования рубца. Полное восстановление погибшей ткани идентичной тканью иначе еще называется реституцией – наблюдается в тканях, способных к регенерации. При образовании большого дефекта он заполняется вначале грануляционной тканью – молодой, богатой сосудами (рис. 6), которая впоследствии замещается соединительной тканью с образованием рубца – неполная регенерация.

Репаративная регенерация в большинстве случаев протекает адаптивно для организма, однако возможно дезадаптивное (патологическое) течение репаративной регенерации.

При воздействии на ткань патогенных факторов в условиях нарушения питания, нервной регуляции, при эндокринных и иммунных нарушениях, когда клетки подвергаются дистрофическим и некротическим повреждениям, включаются приспособительные механизмы, называемые патологической регенерацией. Патологическая регенерация происходит в тех же формах, в которых осуществляется и физиологическая регенерация, т.е. путем внутриклеточного обновления структур и деления клеток. Она может проявляться как при физиологической, так и при репаративной регенерации и характеризуется количественными и качественными изменениями при заживлении раны, образованием трофических язв, ложных суставов, келоидных рубцов. Патологической может быть также внутриклеточная регенерация, т.е. нарушение обновления внутриклеточных структур.

Выделяют следующие формы патологической регенерации:

гипорегенерация (вялопротекающая, незавершающаяся) – возникает, когда восстановление утраченных тканей идет очень медленно или совсем останавливается (например, при трофических язвах, пролежнях);

23

гиперрегенерация – ткань реагирует избыточно, при этом страдает функция органа (например, при формировании грубых келоидных рубцов);

метаплазия – переход одного вида ткани в другой, но в пределах одного гистиотипа, функция органа при этом не восстанавливается (например, развитие в области повреждения слизистой оболочки бронха вместо мерцательного эпителия многослойного плоского ороговевающего эпителия или трансформация соединительной ткани в кость);

дисплазия нарушение регенерации, характеризующееся появлением скоплений атипичных (опухолевых) клеток. Относится к предопухолевым процессам.

Сявлениями регенерации и компенсации тесно связаны структурнофункциональные процессы гипертрофии (увеличение объема структур ткани или органа, что направлено на усиление их функции) и атрофии (уменьшение объема структур ткани или органа, что направлено на снижение функции). Если при гипертрофии размеры органа закономерно увеличиваются, то при атрофии размеры органа могут как уменьшаться, так и увеличиваться за счет разрастания не обеспечивающей функцию органа ткани (жировой, соединительной) или скопления жидкости (например, ликвора в желудочках мозга при гидроцефалии).

Различают следующие виды заживления тканей.

Первичное натяжение – это заживление раны путем соединения ее стенок свертком фибрина с образованием на поверхности струпа, под которым происходит быстрое замещение фибрина грануляционной тканью, эпителизация и образование узкого линейного рубца.

Условия, необходимые для заживления раны первичным натяжением:

плотное прилегание краев раны;

сохранение жизнеспособности тканей раны, хорошее кровоснабжение и нормальная трофика;

отсутствие инфекционных агентов в ране и условий, приводящих к их развитию.

Первичное натяжение возможно при асептических операционных ранах, свободных от инфекции и инородных тел, а также после хирургической обработки свежих и огнестрельных ран при условии тщательной остановки кровотечения, наличия жизнеспособных краев раны, наложении на них глухих швов, без значительного натяжения тканей. Сущность первичного заживления ран сводится к следующему. После наложения швов узкая раневая щель заполняется небольшим количеством крови и серозно-фибринозным экссудатом. Через несколько минут кровь свертывается, фибриноген выпадает в виде фибринозной сети. Противоположные стенки и края раны соединяются первичной фибринозной спайкой. В этой спайке в течение первых суток на фоне слабовыраженного серозно-фибринозного воспаления накапливается большое количество гистиоцитарных клеток, происходит окисление раневой среды, активируются

24

Рис. 1. Фибринозный крупозный перикардит. На поверхности перикарда определяются рыхлые наложения фибринозного экссудата.

Окраска гематоксилин и эозин.

Рис. 2. Острый абсцесс миокарда. В строме миокарда виден вал из клеток крови: моноцитов, макрофагов, лимфоцитов, эозинофилов, скоплений фибрина, содержащих полиморфноядерные лейкоциты.

Окраска гематоксилин и эозин.

25

Рис. 3. Острый абсцесс почки. Вокруг абсцесса формируется грануляционная ткань и пиогенная мембрана.

Окраска гематоксилин и эозин.

Рис.4. Хронический абсцесс лёгкого. Определяются три слоя: гнойнонекротический, грануляционная ткань, слой зрелой соединительной ткани. Окраска гематоксилин и эозин.

26

Рис. 5. Гнойный лептоменингит. В мягких мозговых оболочках наблюдается диффузная нейтрофильная инфильтрация. Сосуды полнокровны. В веществе мозга – признаки периваскулярного и перицеллюлярного отека.

Окраска гематоксилин и эозин.

Рис. 6. Грануляционная ткань. Грануляционная ткань представлена большим числом вновь образованных тонкостенных кровеносных сосудов, просветы которых заполнены эритроцитами. Среди сосудов множество клеточных элементов грануляционной ткани – фибробластов, фиброцитов, плазматических, лимфоидных, эпителиоидных клеток. Наряду с этим видны элементы созревания грануляционной ткани – тонкие коллагеновые волоконца. Окраска гематоксилин и эозин.

27

Рис. 7. Межуточный миокардит. В строме миокарда определяется диффузная инфильтрация, представленная лимфоцитами, плазматическими клетками, гистиоцитами, с примесью нейтрофилов и полиморфно-ядерных лейкоцитов. Окраска гематоксилин и эозин.

Рис. 8. Кардиосклероз. В строме миокарда разрастания грубоволокнистой соединительной ткани, окрашенной пикрофуксином в красный цвет. Окраска пикрофуксином по Ван-Гизон.

28

Рис. 9. Макрофагальная гранулема в миокарде при ревматизме. В строме миокарда видны скопления макрофагов и лимфоцитов вокруг фибриноидного некроза (гранулемы Ашоффа-Талалаева).

Окраска гематоксилин и эозин.

Рис. 10. Эпителиоидно-клеточная гранулема легких при саркоидозе. Наблюдается скопления мононуклеарных фагоцитов - макрофагов и эпителиоидных клеток с гигантскими клетками.

Окраска гематоксилин и эозин.

29

Рис. 11. Туберкулёзная гранулёма. В центре гранулемы казеозный некроз, который окружен валом из эпителиоидных клеток, лимфоцитов и гигантских многоядерных клеток Пирогова-Лангханса. Окраска гематоксилин и эозин.

Рис. 12. Гигантская многоядерная клетка Пирогова-Лангханса. Клетка имеет округлую форму с многочисленными ядрами, расположенными в виде частокола у клеточной мембраны.

Окраска гематоксилин и эозин.

30