Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Билеты Уголовное право ОБЩАЯ ЧАСТЬ.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
24.09.2025
Размер:
182.01 Кб
Скачать

Пределы ответственности соучастников

Специфика заключается в том, что признаки состава преступления, вменяемого соучастникам, устанавливаются на основе не только статьи Особенной части, но и положений, содержащихся в ст. 33 Кодекса. Поскольку соучастники совместно совершают единое преступление, то и ответственности они подлежат на едином основании и в одинаковых пределах в рамках санкции той статьи Особенной части УК, которая вменена исполнителю. Юридически это выражается в квалификации действий всех соучастников по одной и той же статье Особенной части Кодекса. Вместе с тем закон (ч. 1 ст. 34 УК) устанавливает, что ответственность соучастников преступления определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления. При назначении наказания за преступление, совершенное в соучастии, кроме того, учитываются значение действий участника для достижения цели преступления, их влияние на характер и размер причиненного или возможного вреда. Следовательно, суд при назначении наказания соучастнику должен учесть не только его роль в совместно совершенном преступлении (т. е. вид соучастника), но и конкретно совершенные им при этом действия, а также форму соучастия.

Российское уголовное право исключает коллективную ответственность соучастников за действия, которые не охватывались их умыслом.

Квалифицирующие признаки, объективно повышающие степень общественной опасности совместно совершенного преступления (последствия, способ, орудия и средства), вменяются каждому соучастнику, если только они охватывались его умыслом.

Смягчающие или отягчающие обстоятельства, относящиеся к личности одного из соучастников (например, совершение преступления с использованием своего служебного положения) учитываются при назначении наказания только этому соучастнику и не вменяются другим соучастникам (ч. 2 ст. 67 УК). Однако при квалификации действий соучастников, осознававших наличие у исполнителя личных признаков, характеризующих его как специального субъекта преступления, им вменяется состав того преступления, которое совершено таким субъектом.

Действия исполнителя (соисполнителей) квалифицируются только по статье Особенной части УК.

Поскольку организатор, подстрекатель и пособник непосредственно не совершают деяние, охватываемое объективной стороной состава преступления, предусмотренного Особенной частью УК, они несут ответственность по статье, вменяемой исполнителю со ссылкой на ст. 33 УК. Если организатор или подстрекатель одновременно являлись исполнителями преступления, то содеянное ими квалифицируется без ссылки на ст. 33 УК — только по статье Особенной части Кодекса, предусматривающей наказание за совершенное преступление. Однако в процессуальных документах должно быть отражено, что исполнитель преступления выступал в качестве организатора или подстрекателя.

Соисполнительство в преступлениях со специальным субъектом (например, совершаемых должностными лицами) возможно только как совместная противоправная деятельность нескольких лиц, специально указанных в статье Особенной части УК. Поэтому лицо, не являющееся специальным субъектом, участвовавшее в совершении такого преступления, в соответствии с ч. 4 ст. 34 УК несет уголовную ответственность за него в качестве организатора, подстрекателя или пособника (т. е. их действия квалифицируются со ссылкой на ст. 33 УК).

При сложном соучастии в форме организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) ответственность организатора (руководителя) и других участников строится на основе положений, установленных в ч. 5 ст. 35 УК: лицо, создавшее преступное сообщество (вооруженную банду, террористическое сообщество, экстремистское сообщество, незаконное вооруженное формирование) или руководившее такой группой, то он несет ответственность не только за те конкретные преступления, которые эта группа совершила, но и за сам факт организации и руководства преступной структурой, при условии, что эта структура занимается деятельностью, предусмотренной статьями 205.4, 208, 209, 210 и 282.1 УК РФ.

В случаях когда исполнитель не доводит преступление до конца по не зависящим от него обстоятельствам (вынужденно), остальные соучастники несут уголовную ответственность в зависимости от того на какой стадии было прекращено совершение преступления, т. е. за приготовление к преступлению или покушение на преступление (ч. 5 ст. 34 УК).

Так называемое неудавшееся соучастие имеет место тогда, когда организатору или подстрекателю по не зависящим от них обстоятельствам не удалось склонить другое лицо к совершению преступления. В этом случае уголовная ответственность наступает за приготовление к преступлению: действия указанных соучастников квалифицируются по ст. 33 и статье Особенной части УК, предусматривающей преступление, к совершению которого они склоняли потенциального исполнителя.

Неудавшееся соучастие, кроме того, имеет место при добровольном отказе исполнителя от замышляемого преступления, в результате чего остальные соучастники также несут ответственность за приготовление к преступлению.

Эксцесс исполнителя – это совершение исполнителем преступления, не охватывающееся умыслом других соучастников (ст. 36 УК).

Практике известно несколько разновидностей эксцесса исполнителя:

а) вместо одного (задуманного) преступления исполнитель совершает абсолютно другое (например, вместо разбоя — незаконное приобретение наркотических средств);

б) вместо задуманного преступления он совершает это же преступление, но при квалифицирующих обстоятельствах (например, вместо убийства, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК, — убийство при отягчающих обстоятельствах, указанных в ч. 2 этой статьи);

в) наряду с задуманным преступлением исполнитель совершает иное преступление, не охватываемое умыслом соучастников (например, кроме вымогательства — еще и изнасилование).

За эксцесс исполнителя другие соучастники преступления ответственности не подлежат.

Поэтому в первых двух случаях соучастники несут ответственность либо за неоконченное (приготовление, покушение), либо за оконченное преступление, которое охватывалось их умыслом. При третьей разновидности эксцесса исполнитель подлежит ответственности по совокупности за оба совершенных им преступления, другие соучастники — только за совместно совершенное оконченное преступление, которое изначально охватывалось их умыслом.