- •Тема 7: государство как субъект международного частного права
- •Государство – особый субъект международного частного права. Правовое положение государства в частноправовых отношениях, осложненных иностранным элементом.
- •Виды иммунитета: абсолютный, функциональный, ограниченный. Доктрины, их обосновывающие. Абсолютный
- •Функциональный иммунитет.
- •Ограниченный иммунитет.
- •Национально-правовое регулирование иммунитета государства.
- •Международно-правовое регулирование иммунитета государства.
- •Правовой статус торговых представительств Российской Федерации за границей.
- •Основными задачами Торгового представительства являются:
Виды иммунитета: абсолютный, функциональный, ограниченный. Доктрины, их обосновывающие. Абсолютный
Право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме, всеми его элементами; он распространяется на любую деятельность государства и любую его собственность.
Первоначально иммунитет сложился и применялся как абсолютный, и единственное ограничение возможно было только при условии прямо выраженного согласия государства.
В советском государстве и других социалистических странах, в которых государственная собственность являлась основой экономики, иммунитет всегда понимался как абсолютный, что помогало изъять свою внешнеэкономическую деятельность из-под юрисдикции иностранных судов. Абсолютный иммунитет был законодательно закреплен в советском праве.
Однако в законодательстве иммунитет понимался не как изъятие из-под действия закона вообще, а как изъятие из правоприменительной деятельности государЬтва. Этот же аспект присутствует и в новом ГПК РФ (ч. 1 ст. 401): «Предъявление в суде в Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение ино- странного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства...»
В АПК 2002 г. (п. 1 ст. 251) иммунитет понимается так же, как изъятие из судебной власти арбитражных судов, т. е. как судебный иммунитет: иностранное государство «обладает судебным иммунитетом по отношению к предъявленному к нему иску в арбитражном суде Российской Федерации, привлечению его к уча- стию в деле в качестве третьего лица, наложению ареста на иму- щество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятию по отноше- нию к нему судом мер по обеспечению иска...»
По мере расширения функций государства внутри страны и в международных отношениях оно стало все шире выступать в качестве субъекта частноправовой деятельности и абсолютный им- мунитет становился ощутимым препятствием в развитии мирохозяйственных связей, так как контрагенты государства, по сути, лишались прав на судебную защиту своих имущественных прав.
Функциональный иммунитет.
Этот вид иммунитета основан на принципиальном разграничении функций государства на публично-правовую и частноправовую.
Если государство действует как суверен, совершает акт властвования (acta imperii), т. е. выступает как носитель суверенной власти (de jure imperii), то оно всегда пользуется иммунитетом, в том числе и в частноправовой сфере.
Если государство выступает в качестве частного лица (acta gestionis), занимается коммерческой деятельностью (de jure gestionis), то тогда оно иммунитетом не обладает.
Впервые этот вид иммунитета был сформулирован в самом общем виде в решениях суда Бельгии (1857 г.) и суда Италии (1883 г.).
Активно он разрабатывался в доктрине международного права после возникновения советского государства. Создаваемая в тот период доктрина функционального иммунитета была откровенной реакцией на прямое участие советского государства в ча- стноправовой экономической сфере. Тем не менее функциональный иммунитет утверждался в судебной практике разных стран с большим трудом. Быстрее этот процесс шел в европейских странах. Англо-американские суды продолжали придерживаться в целом позиции абсолютного иммунитета вплоть до принятия в США и в Англии законов об иммунитете2.
Функциональный иммунитет нашел закрепление и в ряде законов, принятых в 70—80-е годы в некоторых странах. Видимо, полностью на функциональном иммунитете основаны: Закон США «Об иммунитетах иностранного государства» 1976 г.; Акт, предоставляющий иммунитет государству в канадских судах, 1982 г.; Акт Австралии «Об иммунитете иностранного государства» 1984 г.
Минусы:
Прежде всего отметим, что ни доктрина, ни судебная практика, ни законы не установили какие-либо объективные критерии, с помощью которых можно было бы определенно или хотя бы с существенной долей определенности разграничить деятельность государства как суверена или как частного лица. Чаще всего на- зывается характер (природа) операции или ее цель1.
Если опираться на характер отношения, то любая сделка, операция, регулируемая частным правом, а не международным, является частноправовой, т. е. коммерческой операцией, и ничем не отличается от подобных операций, совершаемых частными лица- ми. С точки зрения природы акта аренда государством здания является частноправовой сделкой независимо от того, арендуется ли здание для расположения посольства или для устройства гостини- цы для проживания приезжающих своих граждан. Последователь- ное применение этого критерия неизбежно ведет к крайнему вы- воду (необходимость которого всеми отрицается), что в любой сфере деятельности, регулируемой не международным, а нацио- нальным частным правом, государство не должно пользоваться иммунитетом.
В качестве примера приведем дело X. v. Government of the United States. Автомобиль, принадлежавший посольству США в Австрии, должен был доставить дипломатическую почту в аэропорт. Во время парковки возле посольства США он нанес повреждение автомобилю, принадлежавшему австрийскому гражданину X., кото- рый и предъявил иск о возмещении ущерба в австрийский суд
Суд первой инстанции не принял иск к рассмотрению, сославшись на отсутствие юрисдикции в отношении иностранного государства, которое пользуется иммунитетом при совершении действий acta imperii, поскольку отправка дипломатической почты связана с осуществлением суверенной деятельности. Апелляционный суд оставил это решение в силе, признав его аргументацию правильной. Однако Верховный суд дал иную оценку данным обстоятельствам: «Управление иностранным государством автомо- билем, пользование общественными дорогами принадлежит к сфере частной деятельности, даже если такое управление и ис- пользование связаны с выполнением суверенных функций». В результате Верховный суд сделал вывод, что США в данном деле не обладают иммунитетом
Таким образом, все это свидетельствует о неспособности тео- рии функционального иммунитета выдвинуть критерии, которые бы четко разграничивали деятельность государства на суверенную и частную
— Государство и суверенитет неотделимы друг от друга так же, как и неделим государственный суверенитет. Какую бы дея- тельность ни осуществляло государство, оно всегда выступает как носитель государственной власти, т. е. как jure imperil. Участвуя в частноправовых отношениях, государство не теряет присущее ему качество властности и суверенности1. Функциональный им- мунитет исходит из того, что есть некая сфера отношений, кото- рую, как мы видели, не удалось объективно отграничить, в кото- рой государство выступает как частное лицо и соответственно не обладает ни суверенитетом, ни иммунитетом.
Как уже отмечалось выше, ст. 251 АПК 2002 г. в отличие от других российских законов распространяет действие иммунитета только на те иностранные государства, которые действуют как носители власти: «Иностранное государство, выступающее в каче- стве носителя власти, обладает судебным иммунитетом...». Види- мо, эту формулировку можно толковать как шаг в сторону функ- ционального иммунитета. В то же время, какую бы деятельность государство не осуществляло, оно всегда выступает как носитель власти. Государство—суверенитет—власть: неразрывно связанные понятия.
