- •Тема 1. Понятие жилищного права
- •Жилищное законодательство: общая характеристика. Соотношение с иными отраслями законодательства.
- •Предмет отрасли жилищного права
- •Метод правового регулирования
- •Жилищное законодательство
- •Жилищные правоотношения: понятие, виды, особенности правового регулирования.
- •Длящийся характер
- •Право граждан на жилище.
- •Стимулирование жилищного строительства;
- •Подходы к жилище и жилое помещение
- •Принципы жилищного права.
Право граждан на жилище.
Право на жилище — субъективное право гражданина на приобретение жилого помещения и пользование им.
Право граждан на жилище обладает социально-экономическим характером.
В связи с этим в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека закрепляется право каждого человека на такой уровень жизни, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
Аналогичное положение содержится в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах
Статья 31 Европейской социальной хартии посвящена праву на жилье, в целях обеспечения эффективного осуществления которого следует принимать меры, направленные на содействие доступу к жи- лью, отвечающему должным требованиям, предотвращение бездомно- сти и сокращение ее масштабов с целью ее постепенной ликвидации, а также доступность цен на жилье для людей, не имеющих достаточных средств.
В ст. 7 Конституции РФ устанавливается, что Российская Федерации есть социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В целях конкретизации данных положений в ст. 40 Конституции РФ закрепляется право каждого на жилище, а также запрет на произвольное лишение жилища.
Конституционное право граждан на жилище заключается:
во-первых, в государственном обеспечении беспрепятственного, постоянного пользования жилым помещением, занимаемым лицом на законных основаниях (ч. 1 ст. 40 Конституции РФ)
во-вторых, в содействии в самостоятельном и инициативном улучшении гражданами своих жилищных условий (ч. 2 ст. 40 Конституции РФ);
в-третьих, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов лицам, которые в силу социально-экономических причин не могут самостоятельно обеспечивать себя жилищем (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ)
Для целей гарантирования реальности субъективного права граждан на жилище органы государственной власти и органы местного самоуправ- ления предпринимают меры, направленные на обеспечение условий для его осуществления, к коим относятся, в частности:
содействие развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;
использование бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установ- ленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
предоставление гражданам в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
Стимулирование жилищного строительства;
обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
– обеспечение контроля за использованием и сохранностью жи- лищного фонда;
– осуществление в соответствии со своей компетенцией государ- ственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля;
размещение в государственной информационной системе жи- лищно-коммунального хозяйства информации в соответствии с законодательством РФ.
Право граждан на жилище гарантируется осуществлением права на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ, ч. 1 ст. 1 ЖК РФ) и реализуется при условии свободы передвижении и выбора человеком места жительства (ст. 27 Конституции РФ, ч. 4 ст. 1 ЖК РФ).
В практике Европейского Суда по правам чело- века сложилось достаточно широкое понимание жилища, которое подлежит защите на основании п. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав граждан и основных свобод, что во многом обусловлено взаимосвязанностью права на уважение жилища и права на уважение частной и семейной жизни.
Так, концепция жилища не ограничена жилищем, занимаемым на за- конных основаниях; является ли то или иное место конкретного прожи- вания жилищем, зависит от фактических обстоятельств дела, а именно от наличия достаточных продолжающихся связей с конкретным местом проживания (§ 36 постановления Европейского Суда по правам человека от 18.11.2004 по делу «Прокопович (Prokopovich) против РФ» (жалоба No 58255/00)4).
Кроме того, понятие «жилище» распространяется как на жилище частного лица, так и служебные помещения лиц, занятых в т.н. свободных профессиях (§ 36 постановления Европейского Суда по правам человека от 07.06.2007 по делу «Смирнов (Smirnov) против РФ» (жалоба No 71362/01)1). В частности, в качестве аргументов изложенной интер- претации понятия жилища указывается, что осуществлять профессио- нальную или деловую деятельность лицо может в месте своего житель- ства, как и заниматься делами, не относящимися к профессиональной сфере, в служебном помещении (§ 30 постановления Европейского Суда по правам человека от 16.12.1992 по делу «Нимитц (Niemietz) против Германии» (жалоба No 13710/88)2).
В связи с этим любопытно отметить, что жилищное законодатель- ство не содержит дефиницию понятия «жилище», что нельзя сказать об уголовном законодательстве.
Закрепляя в ст. 139 Уголовного ко- декса РФ3 правовую гарантию обеспечения права на неприкосновен- ность жилища в виде меры уголовно-правовой ответственности за ее нарушение, законодатель легально определил анализируемое понятие следующим образом: жилище есть индивидуальный дом с входящи- ми в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания .
Вместе с тем вопрос об универсальности данной дефиниции, ее применимости для целей жилищно-правового регулирования остается открытым.
