
!!!!Экзамен зачет 2026 год / ЗАДАЧИ ПОСТАВКА
.docxЗадача 1
2. Коммерческий кредит по своей сути — это проценты, начисляемые на денежное обязательство (отсрочку платежа) или обязательство по передаче товара (аванс) по договору. Проценты за отсрочку платежа, признанную сторонами коммерческим кредитом, уплачиваются в размере и в порядке, предусмотренными договором (п. 1 ст. 809 ГК РФ).
Все подобные условия, как бы они ни были выражены, по своей сути увеличивают финансовые обязательства должника в связи с нарушением им договора. Тот факт, что стороны не именуют эти положения договора неустойкой, сути не меняет, так как в гражданском праве квалификация тех или иных правовых феноменов осуществляется не на основе того, как стороны назвали этот феномен в своей сделке, а на основе анализа содержания соответствующего феномена. Если налицо все квалифицирующие признаки неустойки (возложение на должника дополнительного финансового бремени в связи с нарушением обязательства), мы имеем дело с неустойкой, и использованные сторонами приемы камуфлирования значения не имеют». (А.Г. Карапетов. Договорное и обязательственное право (общая часть): постатейный комментарий к статьям 307-453 Гражданского кодекса Российской Федерации. М. Статут. 2017 С. 226-227).
Мотивы по которым такие положения включаются в договор вполне очевидны. Устанавливая условие о коммерческом кредите, на случай просрочки платежа, продавец получает целый набор «бонусов»:
- размер процентов по коммерческому кредиту невозможно скорректировать на основании ст. 333 ГК РФ;
- проценты по коммерческому кредиту погашаются ранее суммы основного долга в порядке ст. 319 ГК РФ (если не оговорено иного). Соглашение же о первочередном погашении неустойки по отношению к основному долгу ничтожно (абз. 3, пункта 2, ст. 319 Информационного письма от 20 декабря 2010 г. № 140);
- по смыслу пункта 2 статьи 4 и пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для определения наличия признаков банкротства и в целях голосования на собрании кредиторов учитываются только требования по основному долгу (куда входят и проценты по коммерческому кредиту), в то время как в силу прямого указания закона финансовые санкции для названных выше целей не учитываются.
суд в такой ситуации может и должен переквалифицировать условие о коммерческом кредите в условие о неустойке или об ином размере процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ (используя легальное определение неустойки и направленность общей воли сторон или же используя концепцию злоупотребления правом путем обхода закона). В обоих случаях, к такому «коммерческому кредиту» будут подлежать применению нормы гражданского законодательства, в обход которых он был установлен (ст. ст. 319, 333 ГК РФ и т.п.). К слову, именно такая философия прослеживается в правовых позициях ВАС РФ относительно увеличения процентов за пользование кредитом в случае просрочки уплаты долга ( см. п. 14 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 октября 1998г. № 13/14, п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 147).
Отметим, что суды взыскивают и неустойку, и проценты за коммерческий кредит, если стороны определяют последние как плату за пользование деньгами, а не как санкцию за просрочку оплаты. Постановление АС Центрального округа от 02.02.2021 по делу N А48-1839/2020
В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 № 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами», к коммерческому кредиту, предусмотренному статьей 823 Гражданского кодекса Российской Федерации, относятся гражданско-правовые обязательства, предусматривающие отсрочку или рассрочку оплаты товаров, работ или услуг, а также предоставление денежных средств в виде аванса или предварительной оплаты, что соответственно отличает проценты по коммерческому кредиту от неустойки за просрочку исполнения денежного обязательства, имеющей санкционный характер и применяющейся при нарушении срока исполнения денежного обязательства. Согласно данным разъяснениям, проценты, взимаемые за пользование коммерческим кредитом (в том числе суммами аванса, предварительной оплаты), являются платой за пользование денежными средствами.
Исходя из изложенных в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении» разъяснений, проценты за пользование коммерческим кредитом не являются мерой гражданско-правовой ответственности за неисполнение обязательства, а являются платой за пользование денежными средствами, срок уплаты которых наступил, а должник продолжает пользоваться денежными средствами, причитающимися кредитору.
Таким образом, апелляционный суд приходит к выводу, что проценты по коммерческому кредиту являются платой за правомерное, обусловленное договором, пользование денежными средствами и отличаются от неустойки за просрочку исполнения денежного обязательства, имеющей санкционный характер и применяющейся при нарушении срока исполнения денежного обязательства, ввиду чего применение положений данной нормы не может быть связано с обстоятельством, свидетельствующим о нарушении срока исполнения денежного обязательства, а включение такого условия в договор позволяет его применительно к статье 170 Гражданского кодекса Российской Федерации квалифицировать как прикрывающее соглашение о неустойке, предусмотренное статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также следует обратить внимание, что условие оплаты (пункт 5.1 заявки-спецификации) содержит возможность отсрочки на 10 календарных дней с даты отгрузки, в то время как взыскиваемые истцом проценты начислены по истечении данного срока, а не с первого дня пользования денежными средствами.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу, что из буквального толкования условий договора и заявки-спецификации, как его неотъемлемой части, по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что стороны связали начисление процентов с нарушением сроков оплаты и образованием задолженности. Поэтому данный платеж, хотя и назван процентами по коммерческому кредиту, является мерой ответственности за нарушение условий договора, применяется при нарушении сроков оплаты и имеет правовую природу неустойки.
Постановление от 21 июля 2020 г. по делу № А51-20142/2019
Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)
Задача 2
Принципиальное отличие договоров в том, что договор поставки согласно ст. 506 Гражданского кодекса РФ, отражает обязательство одной стороны торговой сделки, именуемой поставщиком, осуществить передачу в установленный срок (или сроки) определенного количества товаров, которые она производит или приобретает, второй стороне – покупателю, который будет использовать их в своей предприниматель-ской деятельности (то есть исключительно в коммерческих целях, а не личных или бытовых). При этом поставщиком и покупателем по договору поставки могут быть только лица, ведущие предпринимательскую деятельность.
3. Ошибка в преамбуле договора может коснуться реквизитов: наименования, номера договора, даты документа. Подобные ошибки относятся к техническим. На суть соглашения такие ошибки в договоре не влияют. Если возникнет арбитражный спор, суд оценит договор в целом. Чаще всего суды не считают существенными технические ошибки в тексте договора.
Эти ошибки в договоре повлияют на ведение бухучета по сделке. Однако суд обратит внимание на существо договора. Обычно суды указывают, что техническая ошибка в тексте договора при указании номера договора не влечет недействительности сделки (постановление АС Дальневосточного округа от 18.10.16 по делу № А04-1148/2016).
Например, суд признал дату ошибкой в договоре, поскольку данные в нем не могли быть известны на тот момент. Но эта ошибка не повлекла недействительности договора (постановление Двадцатого ААС от 24.01.17 по делу № А23-3812/2013).
В соответствии с условиями договора наименование, ассортимент, количество и стоимость товара указываются в товарных накладных и/или счетах-фактурах на каждую партию товара, являющихся неотъемлемой частью договора.
Вместе с тем условие о сроке поставки относится к определимым существенным условиям договора поставки, поскольку при отсутствии этого условия в тексте договора должны применяться диспозитивные нормы, позволяющие определить срок исполнения обязательства, не содержащего условия о дате его исполнения. Следовательно, отсутствие в договоре сроков поставки либо их несогласование сторонами само по себе не может служить основанием для признания договора незаключенным.
1. В случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота. (508 ГК ч.1)
Задача 3
Разграничение договоров поставки и подряда выражается в том, что по договору подряда изготавливается и передается заказчику индивидуально определенная вещь, а по договору поставки — вещь, приобретенная у третьих лиц или изготовленная поставщиком, но не имеющая индивидуальных особенностей.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ст. 702 ГК РФ).
2.1. В отличие от договора поставки, предметом договора подряда является не только передача результата работ в собственность заказчика, но и выполнение самой работы подрядчиком (в том числе изготовление вещи). Иными словами, условия договора подряда направлены, прежде всего, на определение взаимоотношений сторон в процессе выполнения обусловленных работ, а при поставке главное содержание договора составляет передача предмета договора другой стороне – покупателю.
2.2. При разграничении договора поставки и договора подряда необходимо учитывать, что по договору поставки покупателю передается вещь, приобретенная у третьих лиц или изготовленная поставщиком, но не имеющая индивидуальных особенностей (серийная модель), в то время как по договору подряда изготавливается вещь в соответствии с потребностями, определяемыми заказчиком в техническом задании или ином документе.
https://zakon.ru/blog/2021/06/03/spravochnik_po_sudebnoj_praktike_dogovor__postavki_2021
Задача 4
Если договор был заключен с условием о поставке партиями, но ни срок действия договора, ни периоды поставки не были согласованы, поставка товара должна осуществляться в разумный срок
Каждая конкретная поставка оформлялась отдельным согла-
шением, в котором непосредственно оговаривались наименова-
ние, количество и ассортимент оборудования.
https://base.garant.ru/58074126/
Предмет договора поставки определяется наименованием поставленного товара и количеством.
В данном определении не содержится ограничений относительно типа (вида) договоров, условия которых могут быть оставлены сторонами открытыми, так же как и не определяется количество и содержание таких открытых условий. Для того чтобы договор можно было признать рамочным, достаточно, чтобы он определял общие условия обязательственных взаимоотношений сторон, тогда как открытыми могут оставаться любые договорные условия.
Допустимо
https://zakon.ru/blog/2019/7/19/kak_formulirovat_usloviya_o_neustojke_v_dogovore_podryada
Да
1.1.2. Пункт 77 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»:
Снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 ГК РФ).
https://zakon.ru/blog/2022/5/24/zavetnye_tri_trojki_obzor_sudebnoj_praktiki_po_snizheniyu_neustojki_po_st_333_gk
Задача 5
Односторонний отказ от исполнения договора считается юридическим фактом, влекущим прекращение договора
В случаях, если при наличии оснований для отказа от договора (исполнения договора) сторона, имеющая право на такой отказ, подтверждает действие договора, в том числе путем принятия от другой стороны предложенного последней исполнения обязательства, последующий отказ по тем же основаниям не допускается.
Покупатель вправе, уведомив поставщика, отказаться от принятия товаров, поставка которых просрочена, если в договоре поставки не предусмотрено иное. Товары, поставленные до получения поставщиком уведомления, покупатель обязан принять и оплатить.
Признавая исковые требования не подлежащими удовлетворению, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что поставщиком были нарушены свои обязательства по поставке товара в обусловленные договором сроки и отсутствия у покупателя по этой причине обязанности по его приемке» (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20.05.2013 №№ А60-36317/2012, Ф09-3439/2013)
В случае недопоставки покупатель при наличии определенных обстоятельств имеет право отказаться от принятия товара. Обязанность в таких случаях (если приемка осуществляется на территории покупателя) принять товар на ответственное хранение и незамедлительно уведомить об этом поставщика установлена в пункте 1 статьи 514 Гражданского кодекса РФ. Если этого не сделать, то товар будет считаться принятым покупателем без возражений. Если покупатель примет товар на ответственное хранение, то поставщик будет обязан вывезти его в разумный срок или распорядиться им. Если поставщик этого не сделает, покупатель будет вправе реализовать товар или самостоятельно возвратить его поставщику (абз. 2 п. 2 ст. 514 ГК РФ). При этом расходы, понесенные в связи с принятием товара на ответственное хранение, реализацию или возврат, будет обязан возместить поставщик (п. 3 ст. 514 ГК РФ).
Задача 6
Исчисление убытков при нарушении условий по договору поставки товара производится по правилам, установленным в п. 3-5 ст. 393 ГК РФ с учетом положений ст. 15 ГК РФ.
В соответствие с указанной нормой при определении размера убытков суду необходимо установить следующее:
- понесла ли сторона расходы, необходимые для восстановления ее права, а равно имеет ли место повреждение или утрата имущества?
- какова стоимость утраченного имущества, либо остаточная стоимость поврежденного имущества, а равно каков размер расходов, понесенных стороной с целью восстановления нарушенного права?
- имеется ли причинно-следственная связь между нарушением обязательства и причинением стороне убытков?
В случае, если речь идет об убытках в форме упущенной выгоды, суду необходимо установить, могло ли лицо при обычных условиях оборота получить доход, которого была лишена в следствие нарушения обязательства?
Конкретные убытки - это убытки, определяемые на основе ценовой разницы двух договоров: нарушенного и заключенного взамен него (заменяющей сделки).
Абстрактные убытки - это убытки, определяемые на основе разницы между ценой нарушенного договора и текущей или рыночной ценой тех товаров, работ или услуг, которые являлись предметом первоначального договора.
Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. - ст 15 ГК
Убытки подлежат взысканию сверх неустойки, – в части, ей не покрытой.
+законная неустойка