Скачиваний:
15
Добавлен:
07.09.2025
Размер:
909.85 Кб
Скачать

24. Представительство в суде: понятие, основания, виды

Общие положения о представительстве в суде содержатся в ст. 48 ГПК. Закон наделяет правом вести свои дела в суде лично или через представителей, прежде всего, граждан. При этом допускается одновременное участие в производстве по делу гражданина и его представителя.

Кроме того, право участвовать через своих представителей в гражданском процессе имеют организации. Следует обратить внимание на то, что применительно к ним законодатель разграничивает участие в процессе их органов и их представителей (ч. 2 ст. 48 ГПК). В отличие от судебного представителя орган, наделенный исполнительными полномочиями (у ЮЛ, как правило, генеральный директор или директор), выступает как часть организации, в лице которой действует непосредственно сама организация, реализуя свои процессуальные права и обязанности. Полномочия такого единоличного органа подтверждаются документами, удостоверяющими служебное положение соответствующего должностного лица, а в необходимых случаях — учредительными документами.

Если на момент рассмотрения дела в нем участвует организация, находящаяся на стадии ликвидации, то от ее имени в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.

Представительство – деятельность, осуществляемая в рамках правоотношения, в силу которого одно лицо (представитель) вправе совершать процессуальные действия от имени и в интересах другого лица (доверителя) с наступлением правовых последствий для последнего.

Традиционно в науке гражданского процессуального права под целью судебного представительства понимается оказание помощи не только лицам, участвующим в деле, но также и суду в осуществлении правосудия по гражданским делам.

Нередко процессуальная деятельность представителей объективно содействует постановлению судом законного и обоснованного решения по делу, однако такое содействие является не целью, а лишь желательным результатом данной деятельности.

Судебным представителем является лицо, допущенное судом к участию в рассмотрении дела для совершения процессуальных действий в пределах предоставленных ему полномочий за другое лицо.

ГПК не содержит примерного перечня лиц, которые могут выступать в качестве представителей в суде. Единственным обязательным для лица, занимающего процессуальное положение представителя, признаком является наличие у него дееспособности. Исходя из этого, не могут выполнять функции представителей те лица, которые сами нуждаются в представительстве, т.е. недееспособные, не обладающие полной дееспособностью и ограниченно дееспособные лица.

Законодатель конкретно определил лишь категории субъектов, которые не могут быть представителями в суде. Таковыми признаны судьи, следователи и прокуроры, помощники судей, работники аппарата суда, за исключением случаев, когда они участвуют в процессе как представители соответствующих органов или законные представители (ст. 51 ГПК).

Согласно ст. 34 ГПК судебные представители не относятся к числу лиц, участвующих в деле. Однако вопрос о положении, которое должны занимать представители в гражданском процессе, давно вызывает споры в процессуальной науке.

В основе существующих расхождений относительно процессуального положения судебных представителей лежит прежде всего различное решение проблемы наличия у этой категории участников гражданского процесса юридической заинтересованности в исходе дела. Вместе с тем у судебных представителей отсутствуют как материально-правовая, так и процессуальная заинтересованность в исходе дела, являющиеся отличительным признаком лиц, участвующих в деле. Процессуальный интерес данных участников судопроизводства по гражданским делам заключается непосредственно не в получении благоприятного для представляемого (а не для представителя) решения суда, а в предоставлении им судом возможности беспрепятственного использования имеющихся у них полномочий для обеспечения защиты прав и законных лиц, от имени которых они выступают в суде.

Необходимо отметить и то, что признание в законодательном порядке судебных представителей лицами, участвующими в деле, может способствовать неправомерному приравниванию представителей по их правовому положению в процессе к сторонам и третьим лицам (допуск к участию в процессе без надлежаще оформленных полномочий, принятие судом действий распорядительного характера (отказ от иска, признание иска, заключение мирового соглашения и др.) при отсутствии специальной оговорки в доверенности о наличии у представителя соответствующих полномочий).

В силу односторонней направленности действий судебного представителя на защиту прав, свобод и законных интересов представляемого лица, неверно также включать его и в группу лиц, содействующих осуществлению правосудия, наряду со свидетелями, экспертами, переводчиками, которые выполняют совершенно иные процессуальные функции.

С учетом весьма специфического положения, которое занимают в процессе представители, существенно отличаясь как от лиц, которые реализуют в процессе свои личные, государственные или общественные интересы, так и от лиц, оказывающих в той или иной определенной законом форме помощь суду при рассмотрении гражданских дел, наиболее точным было бы выделение судебных представителей в самостоятельную группу участников процесса. Именно так, применительно к арбитражному процессу, в настоящее время определяет место представителей среди его участников АПК (ст. 54) (NB! В литературе имеется точка зрения, согласно которой исключение составляют лишь лица, осуществляющие представительство в силу закона. Поскольку забота об охране прав представляемых ими лиц является их прямой обязанностью, наличие которой составляет неотъемлемый элемент их правового статуса, такие представители юридически заинтересованы в деле (родители, усыновители, опекуны, попечители, консулы и т. п.). Соответственно, названную категорию представителей в суде правильнее было бы отнести к лицам, участвующим в деле).

Установление обстоятельств, с которыми закон связывает возможность осуществления представительства, требуется в каждом случае для решения вопроса о допуске лица к участию в гражданском процессе в качестве представителя. В зависимости от оснований представительства также осуществляется деление последнего на виды, что позволяет выявить особенности отдельных видов представительства.

В соответствии с данным критерием судебное представительство делится на три вида:

1) в силу закона;

2) по назначению;

3) добровольное (договорное).

Представителями в силу закона является прежде всего группа представителей, традиционно именуемая законными представителями. Основанием законного представительства является наличие между представителями и представляемыми лицами правоотношений, по которым на одних лиц возлагается обязанность защиты в суде прав и законных интересов других лиц в силу невозможности самостоятельного осуществления последними своих процессуальных прав и обязанностей. В качестве представляемых лиц в таких случаях выступают несовершенноление, а также недееспособные или ограниченно дееспособные граждане.

К законным представителям относятся прежде всего родители (ст. 64 СК), усыновители (ст. 137 СК), опекуны и попечители (ст. 15 Закона об опеке и попечительстве).

Однако действующим законодательством круг субъектов, которые могут выступать в качестве законных представителей, расширен. В настоящее время законное представительство может осуществляться также органами опеки и попечительства (п. 2 ст. 123 СК, п. 8 ч. 1 ст. 8 Закона об опеке и попечительстве), организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.2 ст.155.2), администрацией психиатрического стационара либо психоневрологического учреждения для социального обеспечения или специального обучения (ч. 2 ст. 7 Закона о психиатрической помощи).

По делу, в котором должен участвовать гражданин, признанный в установленном порядке безвестно отсутствующим, в качестве его представителя выступает лицо, которому передано в доверительное управление имущество безвестно отсутствующего (ч. 2 ст. 52 ГПК).

Вместе с тем иногда представительство осуществляется в соответствии с прямым указанием закона без специального оформления полномочий в отношении дееспособных лиц — как физических, так и юридических. Данное представительство также относится к представительству в силу закона.

Так, от имени ликвидируемой организации в суде выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии (абз. 3 ч. 2 ст. 48 ГПК). В силу непосредственно возложенной на них законом обязанности в качестве представителей выступают консул — в отношении граждан своей страны (в соответствии с консульскими конвенциями, заключенными между Россией и другими странами); капитан морского судна — в отношении грузовладельца и судовладельца (ст. 71 КТМ); издатель — в отношении автора, опубликовавшего произведение анонимно или под псевдонимом (п. 2 ст. 1265 ГК). Функцию судебного представителя также в необходимых случаях выполняет лицо, осуществляющее доверительное управление наследственным имуществом (ст. 1173 ГК).

Представительство по назначению в настоящее время предусмотрено ст. 50 ГПК. При отсутствии представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других установленных ФЗ случаях (см. ч. 2 ст. 304 ГПК, ч. 2 ст. 48 Закона о психиатрической помощи) судом назначается адвокат в качестве представителя.

Добровольное (договорное) представительство возникает чаще всего на основании либо гражданско-правового договора поручения (адвокаты; другие лица, допущенные судом к представительству по данному делу), либо трудового договора (юрисконсульты и другие работники предприятий, организаций и учреждений, в трудовые (служебные) обязанности которых входит ведение дел в судах). Возможным является включение условия о представительстве в суде интересов другой стороны в агентский договор, договор о совместной деятельности, транспортной экспедиции.

Соседние файлы в папке !!!Гражданский процесс Экзамен зачет 2026 год