Скачиваний:
13
Добавлен:
07.09.2025
Размер:
2.05 Mб
Скачать

Билет № 10

10.1. Метод гражданского права. Основные начала гражданского законодательства.

  1. Метод гражданского права. Основные начала гражданского законодательства

Метод – совокупность приемов, способов, регулирующих общественные отношения.

Признаки:

  1. равное юридическое положение субъектов (договор купли-продажи, здесь все субъекты имеют равные права, хотя бывают и исключения)

  2. автономия воли (свобода вступать в отношения, то есть вы сами решаете, например, заключать вам этот договор или нет; вы сами можете определять эти отношения, то есть вы решаете, например, какую квартиру хотите купить, за какую стоимость и прочее, но строго в рамках закона)

  3. специфическому способу защиты граждансктх прав присущ имущественный характер (эти способобам присущ диспозитивный характер, нет ориентированности на личность, пострадавший сам решает, будет ли он защищать свои права или нет, будет ли он применять свое право или нет)

  4. открытый перечень оснований возникновения гражданских отношений (например, в соответсвтии со ст. 8 ГК гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но и не противоречащих ему; в результате создания произведений науки, литературы; вследствие причинения вреда другому лицу и другое)

  5. имущественная самостоятельность, независимость субъектов (это означает, что участники гражданского оборота выступают в нем как самостоятельные и независимые по отношению друг к другу и к государству собственники принадлежащего им имущества, которые обладают максимальным объемом полномочий и полнотой власти в отношении данного имущества, что позволяет им вступать между собой в различные имущественные отношения или, напротив, воздерживаться от вступления в них)

Основные начала гражданского права - это основополагающие идеи (общие принципы), которые определяют основное содержание гражданско-правового регулирования в целом, отраслевую специфику норм гражданского права и практику их применения.

Наиболее полно основные начала гражданского права закреплены в п. 1 ст.1 ныне действующего ГК РФ.

Таких начал семь:

- равенство участников отношений, регулируемых гражданским законодательством;

- неприкосновенность собственности;

- свобода договора;

- недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела;

- необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав;

- обеспечение восстановления нарушенных прав;

- судебная защита гражданских прав.

ОГЛАВЛЕНИЕ БИЛЕТ 1-12

ОГЛАВЛЕНИЕ БИЛЕТ 12-25

ОГЛАВЛЕНИЕ БИЛЕТ 26-35

ОГЛАВЛЕНИЕ БИЛЕТ 35-46

10.2. Публичный договор и договор присоединения. Примерные условия договора.

88. Публичный договор и договор присоединения. Примерные условия договора.

Публичный договор

С точки зрения порядка заключения и формирования содержания особыми разновидностями договоров являются публичный договор и договор присоединения. Правила об этих договорах, по сути, представляют собой ограничения принципа договорной свободы и даже известные отступления от начал юридического равенства субъектов частного права, установленные с целью защиты интересов более слабой стороны.

В части 1 п. 1 статьи 426 определено понятие публичного договора - таковым признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится. При этом непосредственно указано на то, что это розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т. п. деятельность.

Часть 2 данного пункта запрещает лицу, осуществляющему предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора. При этом указано, что законом или иными правовыми актами могут быть предусмотрены исключения из этого общего правила

Пункт 1 ст.426 изложен Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 42-ФЗ полностью в новой редакции, но новым является лишь указание на лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, вместо указания на коммерческую организацию. Соответственно, в новой редакции рассматриваемого пункта использована более удачная формулировка, подразумевающая в т. ч. упоминание в ней некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Следовательно, речь идет о договоре, в котором в качестве услугодателя выступает профессиональный предприниматель, занимающийся такими видами деятельности, которые должны им осуществляться в отношении любых обратившихся к нему лиц. В соответствии с этим к числу публичных относятся, в частности, договоры розничной купли-продажи, энергоснабжения, проката и бытового подряда, банковского вклада граждан и др.

Предприниматель (услугодатель) как сторона публичного договора, во-первых, обязан заключить его с любым обратившимся к нему для этого лицом и не вправе оказывать кому-либо предпочтение (если только иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами, например, для ветеранов войн, инвалидов или других категорий граждан). Однако сам предприниматель (услугодатель) не вправе понуждать потребителя (потребителей) заключать соответствующий договор.

Во-вторых, цена и иные условия таких договоров тоже должны быть одинаковыми для всех потребителей (за аналогичными исключениями) (п.2 ст.426).

Данный пункт изложен Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 42-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней (первоначальной) редакции пункта указывалось, что цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Соответственно внесенными изменениями реализовано следующее предложение, обозначенное в п. 7.4 разд. V Концепции развития гражданского законодательства России: в целях наиболее полной реализации логики, которая заложена в комментируемой статье, посвященной публичному договору, предлагается изменить п. 2 этой статьи таким образом, чтобы цена в публичном договоре могла устанавливаться как единая для одинаковых категорий потребителей или контрагентов, тогда как иные условия публичного договора не могли определяться исходя из личных предпочтений или статуса (особенностей) того или иного конкретного потребителя или контрагента.

Более того, с целью соблюдения этих предписаний федеральному правительству предоставлено право издавать обязательные для сторон правила заключения и исполнения публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), т.е. определять их содержание независимо от воли сторон (например, Правила продажи товаров дистанционным способом, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612).

В-третьих, не допускается отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы.

На случай же необоснованного уклонения лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор; в этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда; сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

Следовательно, в отношении выбора контрагента и условий договора для предпринимателя здесь исключается действие принципа свободы договора. Такое законодательное решение призвано служить защите интересов массовых потребителей, прежде всего граждан, обычно находящихся по отношению к профессиональным предпринимателям в заведомо более слабом положении.

Договор присоединения

Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (п. 1 ст. 428 ГК).

В качестве примера следует упомянуть, что в силу прямого указания в ч. 2 п. 5 ст. 1286 части четвертой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 12 марта 2014 г. N 35-ФЗ) договором присоединения является заключаемый в упрощенном порядке лицензионный договор о предоставлении простой (неисключительной) лицензии на использование программы для ЭВМ или базы данных. Согласно указанной части условия такого договора, в частности, могут быть изложены на приобретаемом экземпляре программы для ЭВМ или базы данных либо на упаковке такого экземпляра, а также в электронном виде; начало использования программы для ЭВМ или базы данных пользователем, как оно определяется указанными условиями, означает его согласие на заключение договора; в этом случае письменная форма договора считается соблюденной.

Сам по себе способ заключения договора путем предварительного формулирования его условий в определенной стандартной форме может оказаться весьма полезным, упрощая и облегчая процедуру оформления договора. Такие ситуации встречаются, например, в массовых договорах в сфере бытового обслуживания населения, в отношениях различных клиентов с банками, страховыми и транспортными организациями, традиционно использующими типовые бланки договорной документации (заявления об открытии банковского счета, страховые полисы, товаротранспортные накладные и т.п.).

От них следует отличать ситуации, когда предложение одной из сторон использовать заранее растиражированный образец текста договора отнюдь не исключает согласование и переформулирование изложенных в нем условий. Они встречаются, в частности, в предпринимательском обороте, где, например, изготовитель продукции может предложить оптовому покупателю согласовать условия договора поставки отдельной партии товара, многие из которых уже зафиксированы им в стандартном бланке (образце договора). Такой договор не является договором присоединения, ибо вполне допускает предварительное изменение любых предложенных одной из сторон условий. Поэтому не всякое предложение контрагента подписать стандартный бланк договора следует рассматривать в качестве предложения заключить договор присоединения – речь идет о формальной невозможности изменения условий договора присоединяющейся стороной, что и вынуждает ее присоединиться к договору только в целом, без каких бы то ни было видоизменений его отдельных условий (пунктов).

Сторона, подписавшая предложенный ей контрагентом договор присоединения, вправе требовать его изменения или расторжения по особым основаниям, не допускаемым в отношении иных, обычных договорных обязательств. Такие основания не являются следствием незаконности условий договора – они становятся следствием появления у стороны, разрабатывавшей договор, односторонних льгот и преимуществ либо наличия чрезмерно обременительных для присоединившейся стороны условий. Тем самым дополнительные возможности изменения или расторжения такого договора лишают одну из сторон возможности злоупотребить принципом договорной свободы, а для другой как бы восполняют отсутствие этой свободы в отношении формирования условий договора.

Присоединившаяся сторона получает право требовать изменения или расторжения такого договора даже при формальной законности его содержания в следующих случаях:

• если она при этом лишается прав, обычно предоставляемых по аналогичным договорам;

• если другая сторона исключает или ограничивает свою ответственность по договору;

• если в договоре содержатся иные, явно обременительные для присоединившейся стороны условия (п. 2 ст. 428 ГК).

Пункт 3 статьи 428 распространяет действие правил п. 2 данной статьи на случаи, когда при заключении договора, не являющегося договором присоединения, условия договора определены одной из сторон, а другая сторона в силу явного неравенства переговорных возможностей поставлена в положение, существенно затрудняющее согласование иного содержания отдельных условий договора.

В условиях действия прежней редакции п. 3 в п. 2 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о кредитном договоре, направленного информационным письмом Президиума ВАС России от 13 сентября 2011 г. N 147, излагалась рекомендация, в которой говорится о следующем: в связи с тем, что при заключении кредитного договора заемщик был фактически лишен возможности влиять на содержание договора, проект которого был разработан банком и содержал в себе условия, существенным образом нарушающие баланс интересов сторон, суд вправе применить к такому договору положения п.2 статьи 428 ГК РФ о договорах присоединения.

Будучи по сути особым способом заключения договоров, договор присоединения не сливается с понятием публичного договора. Ведь последний предполагает возможность его принудительного заключения по требованию потребителя, тогда как смысл договора присоединения, напротив, состоит в предоставлении потребителю более широкой, чем обычно, возможности добиваться его изменения или расторжения.

Примерные условия договора.

В договоре может быть предусмотрено, что его отдельные условия определяются примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати (п.1ст.427 ГК РФ).

В п. 7 Постановления Пленума ВАС России от 14 марта 2014 г. N 16 разъяснено следующее: для определения условий договоров стороны могут воспользоваться примерными условиями (стандартной документацией), разработанными в т. ч. саморегулируемыми и иными некоммерческими организациями участников рынка для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати; при этом стороны могут своим соглашением предусмотреть применение таких примерных условий (стандартной документации) к их отношениям по договору, как в полном объеме, так и частично, в т. ч. по своему усмотрению изменить положения стандартной документации или договориться о неприменении отдельных ее положений; если при заключении договора стороны пришли к соглашению, что его отдельные условия определяются путем отсылки к примерным условиям, судам следует учитывать, что при внесении в эти примерные условия изменений последние распространяют свое действие на возникающие из договора отношения лишь в случае, когда это прямо предусмотрено сторонами либо в самом договоре, либо в последующем соглашении.

В отличие от типовых договоров, возможность разработки и обязательность применения которых закреплены в ст. 426 ГК РФ, примерные договоры сами по себе не являются обязательными для сторон. Отсылка к таким примерным договорам должна быть включена в договор и является одним из условий договора наряду с иными. Гражданский кодекс РФ допускает применение к отношениям сторон как в целом некоего примерного договора, к которому стороны сделали отсылку при заключении соглашения, так и отдельных примерных условий. И в том и в другом случае речь идет о документах, разработанных для договоров соответствующего вида и опубликованных в печати. Подобного рода образцы широко распространены и встречаются не только в книжных сборниках примерных договоров, но и в современных электронных информационных системах, предоставляющих пользователям правовую информацию.

Существуют некоторые нормативные правовые акты, в том числе принимаемые субъектами Российской Федерации, утверждающие так называемые примерные договоры. Несмотря на то что в некоторых из них указывается на обязательность их применения при заключении договоров соответствующего типа, такая обязательность может существовать лишь в контексте п. 4 ст. 426 ГК РФ. Так, например, Правительством РФ утвержден примерный договор на представление интересов государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена в федеральной собственности. Постановление Правительства РФ требует от соответствующих публичных органов применения указанного примерного договора, однако это требование не является обязательным для другой стороны соглашения. Такое же значение имеют примерный договор складского хранения ценностей, принимаемых от юридических лиц, с выдачей в подтверждение принятия на хранение ценностей двойных складских свидетельств Гохрана России и иные аналогичные документы. Такого рода публично-правовые установления имеют значение лишь для соответствующих органов государственной власти, которые обязаны их исполнять.

Для применения к отношениям сторон примерных условий договоров (примерных договоров) необходимо наличие одного из двух условий:

1) стороны договора при его заключении прямо и недвусмысленно сделали отсылку к соответствующему образцу (примерному договору);

2) в договоре не содержится отсылка к примерным условиям, однако такие условия являются обычаями.

Как правило, участники отношений гражданского оборота редко прибегают к первой возможности. Исключение составляют случаи, когда примерные условия разработаны органами публичной власти для договоров, одной из сторон которых является публичный субъект. В таких ситуациях публичный субъект фактически предлагает контрагенту договор присоединения и адресует контрагента к примерному договору, утвержденному в качестве нормативного правового акта. Так, например, при заключении Федеральным агентством по управлению государственным имуществом РФ договоров на переработку имущества при направлении имущества, обращенного в собственность государства, используется Примерный договор, содержание которого утверждено Приказом Росимущества от 12 января 2009 г. N 2. Сходное значение имеет Приказ Минэкономразвития России от 14 апреля 2009 г. N 127 «Об утверждении примерной формы договора аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности и передаваемого в аренду организации атомного энергопромышленного комплекса».

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 940 ГК РФ страховщик при заключении договора страхования вправе применять разработанные им или объединением страховщиков стандартные формы договора (страхового полиса) по отдельным видам страхования. Такого рода стандартная форма является примерным договором, и отсылка к ней упрощает процесс заключения соглашения.

В случаях, когда в договоре не содержится отсылка к примерным условиям, такие примерные условия применяются к отношениям сторон в качестве обычаев (п.2 ст. 427), но при условии, если они отвечают требованиям, установленным статьей 5 части первой ГК РФ и пунктом 5 ст. 421. Указанным пунктом 5 ст. 421 установлено, что в случае, когда условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями, применимыми к отношениям сторон. С учетом данного положения в разъяснениях, данных в п. 7 Постановления Пленума ВАС России от 14 марта 2014 г. N 16, уточнено, что правило п. 2 применяется в случаях, когда в договоре не содержится отсылка к примерным условиям, а условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой. По мнению М.И. Брагинского, в качестве обычая делового оборота можно рассматривать утвержденный правительством г. Москвы примерный договор коммерческого найма жилого помещения

В пункте 3 статьи 427 говорится о возможных формах примерных условий - это может быть примерный договор или иной документ, содержащий эти условия.

ОГЛАВЛЕНИЕ БИЛЕТ 1-12

ОГЛАВЛЕНИЕ БИЛЕТ 12-25

ОГЛАВЛЕНИЕ БИЛЕТ 26-35

ОГЛАВЛЕНИЕ БИЛЕТ 35-46