
Электроника
В 1950 годы в СССР создают ЭВМ — электронно-вычислительные машины, которые сначала использовали для научных и военных расчётов, а впоследствии — в различных сферах народного хозяйства. Автоматизация различных процессов способствовала увеличению производительности труда.
Уникальная ЭВМ была установлена во Всесоюзном научно-исследовательском нефтегазовом институте в 1957 году — с её помощью рассчитывали процессы в нефтяных месторождениях во время разработки. С помощью ЭВМ рассчитывали полёты спутников вокруг Земли.
Атомная отрасль
Стало возможным строительство первой атомной подводной лодки, что стало началом развития новой отрасли — атомного судостроения. В 1959 году был спущен на воду атомный ледокол «Ленин», первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Возможности Северного морского пути значительно расширились, а СССР стал единственной страной в мире, имеющей атомный флот.
В 1954 году в Обнинске была запущена первая в мире атомная электростанция, построенная под руководством академика Курчатова.
Другие открытия
С 1950 годов в СССР были сделаны открытия в области астрономии и генетики, открыты и исследованы внешний радиационный пояс Земли и магнитное поле Земли и Луны. Методы математического моделирования, разработанные советскими учёными, использовались в том числе в биологии, языкознании, исторической науке. Открыты месторождения нефти, угля, газа, железных руд, титана, молибдена, алмазов. Началось освоение Антарктиды и продолжалось освоение Арктики.
Советские успехи в космосе
Разработка теории реактивного движения и баллистики реактивного полета дала возможность приступить к производству сверхдальних управляемых баллистических ракет. В 1957 г. в Советском Союзе состоялись успешные испытания многоступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты.
Одновременно начался запуск искусственных спутников Земли. Ученые и конструкторы во главе с С. П. Королевым, М. К. Янгелем, В. П. Глушко создали ракеты, способные преодолеть силу земного притяжения и выйти в космическое пространство.
С помощью искусственных спутников ученые получили возможность вплотную заняться изучением процессов, происходящих в ранее недоступных верхних слоях атмосферы и космосе.
12 апреля 1961 г. вышел на околоземную орбиту космический корабль «Восток» с космонавтом Юрием Гагариным на борту.
Создание ракетной техники стало первым шагом к освоению космоса. В Казахской ССР был построен Байконур, и с него 4 октября 1957 года был запущен первый искусственный спутник Земли. В 1959 году спутник-станция «Луна-2» впервые достиг Луны. Спустя месяц автоматическая межпланетная станция «Луна-3» обогнула Луну и сфотографировала её обратную сторону[11].
19 августа 1960 года с космодрома Байконур был запущен космический корабль с двумя собаками на борту: Белкой и Стрелкой. Корабль вернулся через сутки в заранее намеченный квадрат. Собаки были живы.
Тем не менее это не означало, что мир социализма оказался восприимчив для широкого внедрения результатов научно-технического прогресса. Производственные отношения стали тормозом на пути использования достижений НТР. Таким образом, в СССР создавались такие специфические условия хозяйствования, при которых невозможно было осуществить прорыв в ведущих направлениях научно-технической революции.
Теория НТР, базирующаяся на марксистко-ленинской догматике и определявшая миросозерцание правящей элиты, а также отсутствие необходимой степени творческой свободы в сфере гуманитарных наук ограничила возможность развития СССР по постиндустриальному сценарию.
Когда говорят о научно-технической революции, то в первую очередь подразумевают процесс интеграции науки и производства. Однако, кроме этого, понятие «научно-техническая революция» включает в себя революцию в подготовке кадров по всей системе образования. В СССР 1950-1980-е годы научные и учебные институты хорошо воспроизводили старую, сложившуюся в главных чертах еще в первые послевоенные годы структуру, но к изменениям, вызванным реалиями постиндустриальной эпохи, они не были готовы.
Очевидно, что основная масса достоинств советской системы организации науки и образования приходилась на область фундаментальных исследований, а вот с организацией внедрения научных результатов в хозяйственную деятельность эта система справлялась традиционно хуже.
СССР на протяжении 1950-80-х гг. стабильно отставал от передовых стран Запада по числу изобретений в области информатики, химии, сферы услуг и экологии - ключевых отраслей в смысле построения постиндустриального общества.
Информационная технология формирует передний край научно-технической революции, создает информационный фундамент развития науки и всех остальных технологий. Стоит отметить, что до 70-х гг. XX века не существовало ощутимого отставания Советского Союза от западных стран в развитии кибернетики и вычислительной техники. Этот разрыв стал ощутим с появлением микропроцессорных технологий. В силу как объективных, так и субъективных факторов СССР в данном вопросе сделало ставку на технологии больших ЭВМ, что в конечном итоге привело фактически к полному поражению советской кибернетики и вычислительной техники.
Одной из последних попыток спасти социалистическую систему в её традиционной форме, наиболее близкой идеалам отцов-основателей была попытка внедрения автоматизированных систем управления народным хозяйством на основе ЭВМ - проект создания государственной сети вычислительных центров (ГСВЦ) академика В.М. Глушкова. Эта реформа была блокирована, утоплена в словопрениях и, в конечном итоге, похоронена верхним эшелоном советского истеблишмента 1970-х гг.
Достижения СССР в сфере ВПК они не сравнимы с теми потерями, которые наша страна несла в других сферах жизни. Все основные технологические достижения применялись в первую очередь в военной сфере, что в конечном итоге привело к застою в экономике и падению системы. Попытки проведения реформ на основе внедрения достижений НТР в экономику также не принесли успеха.
Стоит отметить, что, несмотря на ряд грандиозных достижений в целом советская научно-техническая система отличалась неповоротливостью, косностью и крайне низкой степенью восприимчивости ко всему новому и передовому. В основе этих изъянов лежали причины как объективного, так и субъективного характера.
Среди объективных причин следует выделить:
1) отсутствие непосредственных сиюминутных реальных стимулов к проведению НТР в СССР
2) особенности макроэкономического устройства СССР, состоявшего в основном из очень крупных предприятий и ТПК;
3) направленность советской науки прежде всего в сферу фундаментальных исследований.
К субъективным причинам следует отнести:
1) отсутствие высокообразованных, компетентных чиновников-управленцев и преобладание бюрократии;
2) развитие НТР в СССР с учетом внешнеполитического фактора, а не конъюнктуры рынка;
3) теория НТР игнорировавшая социально-экономические факторы и последствия процесса;
4) система образования, воспроизводившая структуру индустриальной эпохи. Важнейшим внешним проявлением данной проблемы стало постепенное технологическое отставание СССР от ведущих западных стран.
На волне десталинизации стал актуальным вопрос о создании прочных юридических гарантий законности, прав и свобод граждан. Лидер страны Н.С. Хрущев заявил, что Конституция 1936 г. устарела в своих основных положениях и необходимо отразить новый этап в развитии советского общества и государства.
Тем не менее, здесь очень важно осветить упущенные возможности обновления страны в политической сфере, так как политика и экономика – это две стороны одной медали. Итак, в новой Конституции предполагалось ограничить срок пребывания в должности руководителя высшего ранга, чтобы препятствовать злоупотреблению властью. Предлагалось увеличить число созывов Верховного Совета, на его заседаниях заслушивать отчеты Правительства. Предполагалось обеспечивать полную гласность в работе Советов, публиковать материалы о работе сессий, президиумов, постоянных комиссий, ставился вопрос о введении выборных должностей директоров заводов, фабрик, совхозов.
Предусматривалось расширение прав предприятий в отношении планирования, распоряжения материальными фондами. Предлагалось введение в практику общесоюзных, республиканских и местных референдумов. Ставился вопрос о ликвидации паспортной системы, введении суда присяжных заседателей. Обсуждалось предложение об учреждении Конституционного суда и введении должности Президента страны. Часть из предложенного нашла отражение в Конституции 1977 г., но большая часть предлагаемых демократических положений была предана забвению после смещения Н.С. Хрущева.
К середине 1960 г. политическому руководству страны стало ясно, что при помощи административного диктата добиться повышения эффективности экономического развития не удастся. С 1965 г. стала проводиться хозяйственная реформа, получившая в истории название «косыгинской». В этот период основные усилия страны направлялись на развитие оборонной промышленности, энергетики, сельского хозяйства и Сибири. Вначале реформа дала неплохой экономический результат: вырос объем промышленного производства. Однако вскоре попытки оживить экономику страны за счет «совершенствования» устаревшего хозяйственного механизма и повышения роли партийного руководства не привели к положительному результату. Негативные процессы в экономике отражались на социальной сфере. С конца 1970-х гг. уровень жизни населения начал падать, условия жизни и быта населения ухудшались.
В результате не социалистические страны, а ведущие капиталистические страны мира в максимальной степени воспользовались плодами научно-технической революции и продемонстрировали мощный подъем экономики.
Это обеспечило им стабильно высокие прибыли, позволило создать изобилие материальных благ и способствовало росту уровня жизни населения. Тем не менее в СССР в 1960–1980-х гг. тоже неоднократно предпринимались попытки внедрения НТР. К сожалению, эти меры не увенчались успехом и не привели к желаемому результату.
С середины 1980-х гг. начался новый этап в общественной жизни советской страны. Постепенно стал нарастать глубокий экономический и политический кризис. Власть и общество стали осознавать, что так жить дальше нельзя. Быть изолированным от многих стран мира, жить за «железным занавесом», находиться в состоянии хотя бы даже частичной автаркии уже было невозможно. Глобализация резко усилилась во второй половине ХХ в. после окончания Второй мировой войны.
В марте 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. На апрельском пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Резкое отставание в научных разработках в высокотехнологичной сфере вынудило советское руководство в качестве стратегической цели определить задачи ускорения НТП. Почти в три раза превосходя США по количеству инженеров, советская страна получала в 40 раз меньше средств от продажи лицензий за рубеж. По сравнению с СССР в Японии в 1986 г. на одного работника регистрировалось в 540 раз больше заявок на рацпредложения. А в списке изобретений, наиболее значимых для повседневной жизни, советские авторы почти не присутствовали.
Как итог, к началу 80-х гг. была проведена попытка (неудачная) реанимировать экономическую реформу 1965 г. (разработка Продовольственной программы 1982 г), но дело ограничилось одними лозунгами. На серьезные же реформы престарелое руководство СССР идти не желало, взяв на вооружение консервативную идею сохранения стабильности режима любой ценой.
Приведенные факты свидетельствуют, что социально-экономическое реформаторство в СССР в изучаемый период не достигло своих целей. В результате был осуществлен поворот к коренным преобразованиям во всех сферах жизни государства и общества, вызвавшим смену всей общественно-экономической формации. Этот период можно назвать временем упущенных возможностей коренного обновления общественно-экономической модели.
Почему это случилось с нашей страной? Думается, на этот вопрос давным-давно ответили великие мыслители и прогрессивные деятели прошлого
Франсуа Вольтер, Джон Локк, Томас Джефферсон, Александр Радищев, Михаил Сперанский, Адам Смит и многие другие. Ответ гениален и прост: для процветания любого государства граждане должны обладать неотъемлемыми правами на свободу, справедливые законы и частную собственность.
Очевидно, что научно-техническая база, созданная в СССР должна стать основой для дальнейшего интенсивного развития теперь уже российской экономики. Выделенные в работе достижения НТР в СССР, реформированные применительно к настоящему экономическому укладу должны стать базой для научно-технической политики и модернизации производства в РФ.
Среди них следует выделить: главенствующую роль отечественной науки и образования в сфере фундаментальных исследований, одновременно повышая степень прикладных исследований; успехи в разработке больших ЭВМ, применяя их для макроэкономики, привлечение наиболее продуктивных идей проекта создания государственной сети вычислительных центров для управления производством; применение технологических достижений в сфере ВПК, конверсируя их в гражданские отрасли. Таким образом, достижения СССР в сфере науки и техники должны стать базой для инновационной политики РФ в данной области.