
Радугин А. А, Радугина О. А. Философия науки. Общие проблемы. Учебное пособие для высших учебных заведений, 2006
.pdf
учитывать субъективные факторы научного исследования, превращается в социологическоеипочтиэтнографическоеописаниенекоегоспецифического сообщества, скрепленного общими верованиями и стереотипами поведения.
В результате философия науки превращается в описательную науку. Отнынееезадачанепредписыватьученым,какимнужнодействовать,алишь описывать, как они фактически действуют. Таким образом, с исчезновением из философии науки понятия истины, ее познавательного статуса исчезли и критерии научной рациональности.
В российской философии науки преодоление кризиса связывают с реабилитацией принципа отражений и понятия истины.
Вопросы для самопроверки:
1.Каков объект философии науки?
2.Каков предмет философии науки?
3.Какие проблемы изучает философия науки?
4.Каковы основные функции философии науки?
5.Раскройте исторические корни взаимосвязи философии и науки.
6.Каково содержание трансценденталистской концепции взаимоотношения философии и науки?
7.Каковы основные этапы развития трансценденталистской концепции взаимоотношения философии и науки?
8.В чем состоит позитивное и негативное значения трансценденталистских концепций взаимоотношения философии и науки?
9.Каковы сущность и гносеологические основания антиинтеракцио-
нистской концепции взаимоотношения философии и науки? 10.Каковы сущность и гносеологические основания диалектической концепции взаимоотношения философии и науки?
11.В чем заключается сущность позитивистской концепции взаимоотношения философии и науки?
12.Какова интерпретация предмета философии науки в классическом позитивизме?
13.Как понимали предмет философии науки неопозитивисты?
14.Каково истолкование предмета философии науки в критическом рационализме?
15.В чем сущность и основное содержание анархистской версии предмета философии науки?
Литература
Вартофский М. Эвристическая роль метафизики в науке //Структура и развитие науки. М., 1978.
Становление предмета философии науки в позитивизме, 53
Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989. Кохановский В. П. Философия и методология науки. Ростов н/Д. 1999. Кун Т. Структура научных революций. М., 2001.
Лакатос И. Методология научных исследовательских программ // Вопросы философии. 1995, № 4.
Лебедев С. А. Механизм и формы взаимосвязи философского и кон- кретно-научного знания //Вестник Московского университета. Серия «Философия». 1991. № 4.
Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001. Никифоров А. Л. Философия науки — история и методология. М., 1998.
Огурцов А. П. От натурфилософии к теории науки. М., 1995. Основы философии науки //под ред. проф. С. А. Лебедева. Учебное пособие для вузов. М., 2005.
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.
Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
54

Раздел второй Понятие науки. Наука как развива-
ющаяся система
Становление предмета философии науки в позитивизме, 55

Тема 4
Наука как специфическая форма деятельности.
Отношение науки к другим формам познания (обыденному, художественному, религиозному)
1. Наука как познавательная деятельность. Понятие научной ра-
циональности
2.Научное и обыденное познание
3.Научное и художественное познание
4.Научное и религиозное познание
1.
Наука как познавательная деятельность. Понятие научной рациональности
Поскольку объектом философии науки является наука во всем ее многообразии проявлений, постольку необходимо, прежде всего, уяснить, что такое наука, каковы формы ее существования, чем отличается научное познание от вненаучных форм познания, каковы критерии научности знания?
Существенным аспектом анализа бытия науки является рассмотрение ее как специфического вида деятельности. Первымпризнаком науки, как следует из вышеизложенного, является то, что наука — это разновидность познавательной деятельности, которая отличается от других видов познавательной деятельности, хотя и тесно взаимодействует с ними.
Любая форма деятельности представляет собой целенаправленную, процессуальную, структурированную активность. А это значит, что структура любой деятельности включает в себя следующие элементы: субъект, цель,объект,средствадеятельности.Субъектнауки— ключевойееэлемент. В научной познавательной деятельности в качестве субъекта выступает индивид (ученый), научный коллектив и научное сообщество. Цель научной деятельности — получение нового научного знания об объекте исследования. Конечная цель научного познания — выявление законов, в соответствии
56
с которыми объекты могут быть преобразованы в человеческой деятельности в необходимый для общества продукт.
Объект (предмет, предметная область) — это то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо,выраженовмышленииит.п.Вширокомсмыслепонятие«предмет», во-первых, обозначает некоторую ограниченную целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания: во-вто- рых, объект (вещь) в совокупности своих сторон, свойств и отношений, противостоящий субъекту познания.
По мере развития знаний об объекте открываются новые его стороны
исвязи, которые становятся предметом познания. Различные науки об одном
итом же объекте имеют различные предметы познания (например, анатомия
изучает строение организма, физиология — функции его органов, медицина
— болезни и т. п.). Предмет познания может быть материальным (атом, живые организмы, электромагнитное поле, галактика и др.) или идеальным (сам познавательный процесс, концепции, теории, понятия и т. п.). Тем самым в гносеологическом плане различие предмета и объекта относительно и состоит в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (с точки зрения данного исследования)свойства и признакиобъекта. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты — фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т. п., — постольку все они могут стать предметами научного исследования.
Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Отличительной особенностью научного по-
знания является объективный способ рассмотрения мира. Наука изучает мир таким как он существует реально, вне зависимости от человеческого сознания.
Ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально как возможные объекты ее будущего преобразования) и их исследование, как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития, составляет первую главную особенность научного познания. Таким обра-
зом, наука ориентирована на предметное и объективное исследование действительности.
Сказанное, конечно, не означает, что личностные моменты и ценностные ориентации ученого не играют роли в научном творчестве и не влияют на его результаты. Процесс научного познания обусловлен не только особенностями изучаемого объекта, но и многочисленными факторами
Наука как специфическая форма деятельности. 57
социокультурного характера. Рассматривая науку в ее историческом развитии, можно обнаружить, что по мере изменения типа культуры меняются стандарты изложения научного знания, способы видения реальности в науке, стили мышления,которые формируются в контексте культурыи испытывают воздействие самых различных ее феноменов. Это воздействие может быть представлено как включение различных социокультурных факторов в процесс порождения собственно научного знания.
Изучая объекты, преобразуемые в деятельности, наука не ограничивается познанием только тех предметных связей, которые могут быть освоены в рамках наличных, исторически сложившихся на данном этапе развития общества, типов его деятельности. Цель науки заключается в том, чтобы
предвидетьвозможныебудущиеизменения объектов, в том числе и те, ко-
торые соответствовали бы будущим типам практического изменения мира. Как выражение этих целей, в науке складываются не только исследования, обслуживающие сегодняшнюю практику, но и слои исследования, результаты которых могут найти применение только в практике будущего.
Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех объектов, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем, является второй отличительной чертой научного познания.
Предвидениебудущего предполагаетлюбыеспособы получения и использования информации о будущем, в отличие от прошлого и настоящего, и котороеконкретизируетсявпонятиях «прогноз», «план», «программа», «проект» и др. Под будущим понимается главным образом то, что должно еще произойти, появиться, а не только то, что уже реально существует, но еще не открыто, не стало известным.
Предвидение будущего — третье звено в цепи логической опера-
ции, два предшествующих звена которой составляют анализ настоящего и исследование прошлого. Точность и достоверность предвидения и определяются, прежде всего, тем, насколько глубоко и всесторонне изучены как предшествующее и современное состояния предмета исследования, так и закономерности его изменения. Без знания этих двух важнейших моментов в их единстве невозможно и само научное предвидение как таковое.
Теоретический, строго научный анализ действительности исходит из того, что в процессе развития одна конкретно-историческая система взаимодействия — настоящее — превращается в другую систему исторической конкретности — в будущее и те элементы, которые в первой системе были единичными, подчиненными, но соответствовали общей основной тенденции развития, во второй системе становятся. всеобщими, определяющими «лицо» данной системы.
58
Таким образом, научное предвидение в своей сущности сводится к тому, чтобы мысленно, в самом общем виде, в соответствии с выявленными законами, сконструировать «модель» будущего по тем его единичным фрагментам («кусочкам», предпосылкам и т. п.), которые существуют сегодня. А для этого нужно уметь найти эти фрагменты и выделить их из огромного числа других единичностей, затемняющих, скрывающих те «ростки», которые станут впоследствии элементами будущей конкретно-исторической целостности.
Когда осуществляется предвидение событий, еще не имеющих места вдействительности,тонаосновеужеизвестныхзаконовитеорийпроисходит экстраполяция в будущее процессов настоящего и прошлого. Однако это не означает фатальной предопределенности, ибо при данной экстраполяции учитываются допустимые пределы, в рамках которых можно проецировать в будущее закономерности, выявленные в настоящем, возможность изменения данных пределов и данных тенденций и т. д.
Любое научное предвидение, каким бы точным оно ни было, всегда неизбежноограничено,имеетсвоипределы,закоторымипревращаетсявутопию, в пустую беспочвенную фантазию. В науке очень важно знать также и то, чего принципиально быть (появиться в будущем) не может никогда, ни при каких условиях. По мере развития практики и самого познания предвидение становится все более точным и достоверным: одни его элементы не подтверждаются и отбрасываются, другие — находят свою реализацию, — предвидение в целом развивается, конкретизируется, наполняется новым, более глубоким содержанием.
Поскольку наука постоянно стремится выходить за рамки данной исторической практики, она лишь частично может опереться на наличные формы массового практического освоения объектов. Ей нужна особая практика, с помощью которой добывается научное знание и проверяется его истинность. Такой практикой становится научный эксперимент.
Для осуществления научной деятельности необходимы особые средства. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический, синергетическийидругие приемы и методы.
Наука как специфическая форма деятельности. 59
Часть знания непосредственно проверяется в эксперименте. Остальные связываются между собой логическими связями, что обеспечивает перенос истинности с одного высказывания на другое. В итоге возникает такая присущаянаучномузнанию характеристикакак системность.Такимобразом,
существенным признаком научного познания является его системность, т. е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Собрание разрозненных зна-
ний, не объединенных в систему, еще не образует науки. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов, их описание и обобщение доводится до уровня их включения в систему понятий, в состав теории.
Непосредственная цель, высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания — объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации «чистоты» его рассмотрения. Вместе с тем, надо иметь в виду, что активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания.Последнее неосуществимо безконструктивно-кри- тического и самокритичного отношения субъекта к действительности и к самому себе, исключающего. косность, догматизм апологетику, субъективизм.
Постоянная ориентация на истину, признание ее самоценности, непрерывные ее поиски в трудных и сложных условиях — существенная характеристика научного познания, отличающая его от других форм познавательной деятельности.
Научному познанию также присущи: строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем, здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеют логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.
Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается — в той или иной мере — осознанием методов и приемов, посредством которых исследуютсяданные объекты. Приэтом следует иметь в виду, что хотя наука, в сущности, своей рациональна, но в ней всегда присутствует иррациональная компонента, в том числе и в ее методологии (что особенно характерно для гуманитарных наук). Это и понятно:
60
ведь ученый — это человек со всеми своими достоинствами и недостатками, пристрастиями и интересами и т. п. Поэтому-то и невозможно его деятельность выразить только при помощи чисто рациональных принципов и приемов, он, как и любой человек, не вмещается полностью в их рамки.
Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства, воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм,закрепленных в языке, — естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы и т. п. Научное знание не просто фиксирует свои элементы в языке, но непрерывно воспроизводитихнасвоейсобственнойоснове,формируетихвсоответствиисосвоими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукойсвоегоконцептуальногоарсенала— важный показатель(критерий)
научности.
Научная рациональность. Все эти признаки научного познания могут быть объединены общим термином «научная рациональность». Научная рациональность — одна из разновидностей рациональности. Хотя всякое научное знание рационально, не всякое рациональное знание научно. Многие пласты обыденного, философского, религиозного знания рациональны, но не научны. Выработка строгого понятия рациональности чрезвычайно важна для науки, поскольку понятие рациональности имеет определенное методологическое значение.
Ученые и научное сообщество всегда руководствуются некоторой системой эталонов рациональности, которые являются критериями научности и на основекоторыхони постоянно воспроизводятоценки нового знания, определяя, способно ли оно войти в состав науки. Эти критерии позволяют также отличить науку от многих околонаучных явлений паранауки, псевдонауки и т. д.
Научная рациональность включает в себя все важные свойства рационального мышления: последовательности рассуждения, (логичности), формальной непротиворечивости, обоснованности выводов и заключений и т. д. Однако она отличаетсяотобщей рациональности более строгой (точной) экспликацией этих свойств. Иными словами, научная рациональность — это
«усиленная» рациональность. Основными свойствами научной рацио-
нальности являются следующие: объектная предметность (эмпирическая или теоретическая), стремление к максимально достигаемой определенности, точности, доказательности, проверяемости (эмпирической или аналитической), объективной истинности знания, открытость для критики, практическая применяемость знания.
Наука как специфическая форма деятельности. 61
Соответствие знаний этим критериальным признакам должно гарантировать объективную истинность научного знания, совпадение знания с фрагментами реального мира, которое исследует наука. Поэтому совокупность данных критериальных признаков научного знания рассматривается как идеал научности.
На основе вышеизложенного можно дать такое определение науки:
наука— этоособыйвидпознавательнойдеятельности,направленныйна выработку объективных, системно организованных, логически доказательных и обоснованных знаний, которые позволяют предвидеть процессы и создавать необходимые для общества продукты.
2.
Научное и обыденное познание
Для прояснения специфики научного познания необходимо сопоставить его с другими формами познавательной деятельности и, прежде всего, с обыден-
ным познанием. Обыденное познание — это стихийное отражение челове-
ком окружающего мира. Приобретенные в процессе обыденного познания знания основаны на здравом смысле и носят практический характер, ориентированный на решение повседневных задач. По существу, это конгломерат сведений, умений, навыков, предписаний, инструкций, накопленный тысячелетним практическим опытом человечества и самого индивида, проверенный на истинность повседневной практикой жизни.
Обыденное познание выступает исторически первой формой познания. Зародышевые формы научного познания возникли в недрах и на основе обыденного познания, а затем отпочковались от него. По мере развития науки и превращения ее в одну из ценностей цивилизации научный способ познания оказывает все более активное воздействие на обыденное познание. Это воздействие развивает содержащиеся в обыденном стихийно-эмпирическом познании элементы научного, предметно-объективного отражения мира.
Однако между способностью стихийно-эмпирического познания порождать предметное и объективное знание о мире и объективностью и предметностью научного знания имеются существенные различия. Прежде всего,
наука имеет дело с особым набором объектов реальности, не сводимых к объектам обыденного опыта. Если обыденное сознание отражает только те объекты, которые в принципе могут быть преобразованы в наличных исторически сложившихся способах и видах практического действия, то наука способнаизучатьитакиефрагментыреальности,которыемогутстатьпредметом освоениятольковпрактикебудущего.Онапостоянновыходитзарамкипредметных структур наличных видов и способов практического освоения мира и
62