
1.1 Стадии воспаления
1.1.1 Альтерация (от лат. аlteratio – изменение). Под альтерацией в очаге воспаления понимают комплекс обменных, физико-химических, структурно-функциональных изменений, а также образование и активацию медиаторов воспаления. Принято выделять первичную и вторичную альтерацию в очаге воспаления.
Первичная альтерация возникает в ответ на прямое воздействие флогогенного фактора. Реакции первичной альтерации как бы пролонгируют действие причины воспаления.
Вторичная альтерация возникает под воздействием как флогогенного раздражителя, так и факторов первичной альтерации. Эти воздействия опосредованы нервной системой, физико-химическими факторами (ацидоз, дисиония и др.), а в основном – медиаторами воспаления.
Обменные изменения при развитии вторичной альтерации включают в себя интенсификацию процессов распада углеводов, жиров и белков, усиление анаэробного гликолиза и тканевого дыхания, разобщение биологического окисления и фосфорилирования, снижение активности анаболических процессов. Следствием указанных изменений являются увеличение теплопродукции, развитие дефицита макроэргов, накопление продуктов обмена, образование медиаторов воспаления.
Комплекс физико-химических изменений включает в себя ацидоз, гиперионию (накопление в очаге воспаления ионов К+, Сl-, НРО4-, Na+), дисионию, гиперосмию, гиперонкию (обусловлена увеличением концентрации белка, его дисперсности и гидрофильности).
Структурно-функциональные изменения при воспалении весьма разнообразны и могут развиваться на субклеточном, клеточном и органном уровнях.
Закономерный характер развития воспаления в большой мере обусловлен его медиаторами.
Медиаторы воспаления – это комплекс физиологически активных веществ, опосредующих действие флогогенных факторов, определяющих развитие и исходы процесса воспаления.
По происхождению условно различают клеточные и плазменные (гуморальные) медиаторы.
Клеточные медиаторы. Эту группу веществ образуют различные клетки, принимающие участие в развитии воспаления:
1. Полиморфно-ядерные лейкоциты (ПЯЛ): в основном нейтрофилы и базофилы, являются источником:
высокоактивных лизосомальных гидролаз,
катионных белков,
простагландинов,
лейкотриенов,
интерлейкинов,
биогенных аминов.
Эозинофилы в очаге воспаления участвуют в основном в обезвреживании оксидантов и лейкотриенов. Эти клетки играют важную роль в развитии аллергического компонента воспаления.
2. Мононуклеарные клетки: лимфоциты, моноциты, тканевые макрофаги, вырабатывают соответственно лимфокины и монокины (от греч. kineo – приводить в движение), а также выделяют большое количество ферментов (нейтральные протеазы, эстеразы, кислые гидролазы и другие биологически активные вещества).
3.Тромбоциты являются источником:
адгезивных белков,
АДФ,
серотонина,
лизосомальных ферментов,
фактора Виллебранда.
4.Тучные клетки (лаброциты) выделяют много медиаторов:
биогенные амины,
фактор активации тромбоцитов (ФАТ),
лейкотриены: ЛТ (ЛТС4 и ЛТД4) входят в состав медленно реагирующей субстанции анафилаксии (МРС-А),
эозинофильный хемотаксический фактор,
нейтрофильный хемотаксический фактор,
гепарин и др.
5. Другие клетки ткани и органов, подвергшихся активации или разрушению, могут быть источниками:
лизосомальных ферментов,
простагландинов,
продуктов перекисного окисления липидов и др.
Плазменные медиаторы. Эту группу составляют вещества, поступающие в очаг воспаления в основном из плазмы крови. К ним относятся компоненты системы комплемента, кинины, факторы свертывающей системы крови и др.
Клеточные и плазменные медиаторы взаимодействуют. Например, многие продукты ПЯЛ опосредуют свое влияние на проницаемость сосудов через плазменные факторы; фактор Виллебранда системы свертывания крови является активатором тромбоцитов.
По своей природе медиаторы воспаления объединены в следующие группы.
Биогенные амины. В эту группу входят, в частности, гистамин и серотонин.
1. Гистамин (основные источники – базофилы, тучные клетки) реализует свое действие через мембранные рецепторы двух типов – Н1 и Н2. Эффекты гистамина в малых концентрациях опосредуются преимущественно Н1-рецепторами, а в более высоких концентрациях (10-6 – 10-5 Моль) – Н2-рецепторами. Воздействуя на H1-рецепторы, гистамин способен вызывать чувство кожного зуда, жжения, боли. Опосредуя свое влияние через Н2-рецепторы, гистамин:
увеличивает продукцию простагландинов Е2 и F2α, тромбоксана;
подавляет хемотаксис и фагоцитарную активность нейтрофилов;
снижает высвобождение лизосомальных ферментов нейтрофилов;
подавляет высвобождение медиаторов (в том числе гистамина) из базофилов;
угнетает Т-киллерную активность лимфоцитов и выработку лимфокинов.
Действуя через оба типа рецепторов, гистамин в очаге воспаления вызывает вазодилатацию (расширение прекапиллярных артериол, в легких гистамин вызывает вазоконстрикторный эффект) и повышение проницаемости стенки сосудов (округление эндотелиальных клеток, ослабление межклеточных контактов) кожи и некоторых органов.
2. Серотонин (основное депо – дельта-гранулы тромбоцитов, а также тучные клетки кожи и других тканей) реализует свое действие через серотонинергические рецепторы, вызывая:
спазм венул;
увеличение проницаемости стенки сосудов;
боль;
тромбообразование.
Активные полипептиды и белки. К этой группе относится ряд веществ.
Кинины – брадикинин, каллидин, метионил-лизил-брадикинин образуются в общем кровотоке или местно из неактивных предшественников белковой природы – кининогенов (синтезируются в печени, а также в легких, почках, сердце, коже и т.д.) под действием специфических ферментов – кининогеназ (калликреинов, образующихся в основном в поджелудочной железе), которые в свою очередь происходят из неактивных предшественников – прекининогеназ (прекалликреинов, калликреиногенов). Факторы, активирующие калликреиноген: протеазы, ацидоз, фибринолизин, катехоламины, фактор Хагемана. Разрушают кинины следующие ферменты: кининаза-I (находится в плазме) и кининаза-II (мембраносвязанный фермент, локализованный в эндотелии сосудов, главным образом в легких, а также в почках). Эффекты кининов в основном те же, что и биогенных аминов, однако их действие доминирует в поздних стадиях воспаления.
Компоненты системы комплемента, т.е. системы сывороточных белков – одного из важнейших факторов естественного иммунитета. Активация системы комплемента осуществляется при помощи ферментов и с участием IgG и IgM. Компоненты системы комплемента С3α и С5α вызывают выделение гистамина, повышают проницаемость сосудистой стенки, а также обладают опсонизирующим действием, стимулируя хемотаксис ПЯЛ.
Ферменты (преимущественно лизосомального происхождения); их основной источник – нейтрофилы, а также другие фагоциты и клетки пораженных тканей. В начале воспаления ферменты вызывают разрыхление и разрушение соединительнотканных муфт вокруг микрососудов и межклеточного вещества сосудистых стенок, способствуя тем самым вазодилатации, повышению проницаемости сосудов, развитию отека и эмиграции лейкоцитов, микротромбообразованию. На поздних стадиях воспаления благодаря ферментам происходит очищение очага воспаления от погибших клеток и тканей.
4. Лейкоцитарные факторы белковой природы, к которым относятся:
а) катионные белки гранулоцитарного происхождения:
увеличивают проницаемость сосудистой стенки;
активизируют освобождение гистамина из лаброцитов;
обладают пирогенной активностью;
вызывают адгезию лейкоцитов к эндотелию;
б) интерлейкин-1 (ИЛ-1) относится к монокинам, вырабатывается преимущественно моноцитами:
вызывает эмиграцию лейкоцитов;
увеличивает синтез простагландинов эндотелиальными клетками;
увеличивает адгезивность эндотелия;
дестабилизирует лизосомы ПЯЛ;
активирует свертывание крови;
обладает выраженной пирогенной активностью;
в) монокины (вырабатываются макрофагами). К ним, кроме ИЛ-1, относятся колониестимулирующий фактор, интерферон, фактор хемотаксиса лимфоцитов, бактерицидный фактор, цитолитический фактор и др.;
г) лимфокины (медиаторы лимфоцитарного происхождения). Из участвующих в воспалительных реакциях лимфокинов лучше всего изучены те из них, которые оказывают воздействие на макрофаги. К ним относятся лимфокины, влияющие на метаболические процессы в макрофагальных клетках; лимфокины, регулирующие их способность к миграции; лимфокины – активаторы макрофагального фагоцитоза и киллинга. Кроме того, в воспалительных реакциях могут участвовать лимфокины, влияющие на процесс хемотаксиса нейтрофилов и эозинофилов; лимфокины, повреждающие клетки-мишени (лимфотоксины); лимфокины, вызывающие пролиферацию клеток (митогенные факторы) и др.
Производные полиненасыщенных жирных кислот (арахидоновой, линолевой), входящих в состав фосфолипидов мембран. К ним относятся:
1. Простагландины. В развитии воспаления медиаторную функцию могут выполнять различные типы простагландинов, в том числе:
а) простагландины типа Е, которые способны:
вызывать вазодилатацию;
увеличивать проницаемость сосудистых мембран;
стимулировать эмиграцию гранулоцитов;
раздражать болевые рецепторы;
б) простациклин (простагландин I2 – продукт циклооксигеназного превращения арахидоновой кислоты; основной источник – эндотелиальные клетки):
обладает выраженным вазодилататорным действием;
препятствует тромбообразованию;
оказывает слабое фибринолитическое действие.
2. Тромбоксаны – продукты циклооксигеназного превращения арахидоновой кислоты (основной источник – тромбоциты):
стимулируют тромбообразование;
вызывают вазоконстрикцию;
способствуют агрегации клеток крови.
3. Лейкотриены (ЛТ) – продукты липоксигеназного превращения арахидоновой кислоты (источник – нейтрофилы, эозинофилы, а также Т-лимфоциты и, очевидно, лаброциты), в основном лейкотриен В4:
оказывают выраженное стимулирующее действие на эмиграцию лейкоцитов;
увеличивают проницаемость мембран.
4. П р о д у к т ы с в о б о д н о р а д и к а л ь н о г о п е р е к и с н о г о
о к и с л е н и я л и п и д о в участвуют в процессах обновления и модификации клеточных мембран, биосинтеза простагландинов и лейкотриенов, влияют на активность ферментов, дестабилизируя лизосомы, определяют эффективность заключительных этапов фагоцитарной реакции.
Ряд исследователей к медиаторам воспаления относят нейромедиаторы, нуклеиновые кислоты, активные формы кислорода, гепарин, кейлоны, антикейлоны и др.
1.1.2 Экссудация (от лат. еxsudatio – выпотевание) – выход плазмы крови и форменных элементов за пределы кровеносных сосудов. Этот компонент воспаления включает в себя: а) сосудистые реакции и изменения кровообращения в очаге воспаления; б) выход жидкой части крови из сосудов – собственно экссудацию; в) эмиграцию (от лат. еmigratio – выселение) – выход лейкоцитов в очаг воспаления и развитие фагоцитарной реакции.
Динамика сосудистых реакций и изменения кровообращения при развитии воспаления стереотипна: вначале возникает кратковременный рефлекторный спазм артериол и прекапилляров с замедлением кровотока. Затем, сменяя друг друга, развиваются артериальная гиперемия (вследствие доминирования холинергических влияний на стенку сосуда, ацидоза, гиперкалийионии, разрушения соединительнотканных муфт вокруг сосудов и, самое главное, накопления медиаторов воспаления); венозная гиперемия (вследствие микротромбоза вен и лимфатических сосудов, набухания эндотелия, краевого стояния лейкоцитов, сладжирования крови, сдавления сосудов экссудатом); престаз (толчкообразный кровоток, маятникообразное движение крови) и, наконец, стаз – остановка кровотока. В результате стаза формируется своеобразный барьер, обеспечивающий отграничительную функцию очага воспаления.
Выход жидкой части крови в очаг воспаления (собственно экссудация) происходит вследствие резкого усиления процесса фильтрации, диффузии, осмоса и микровезикулярного транспорта, а накопление избытка жидкости в тканях связано со снижением процесса резорбции из-за увеличения венозного давления. Экссудат как воспалительная жидкость в отличие от транссудата содержит большое количество белка (не менее 3-5 %), ферментов, иммуноглобулины, клетки крови, остатки тканевых элементов. Благодаря экссудации происходят отграничение очага воспаления, разбавление токсинов и продуктов распада тканей, осуществляется защита от флогогенных факторов и поврежденных клеток с помощью ферментов и иммуноглобулинов.
Эмиграция лейкоцитов в очаг воспаления начинается с их краевого (пристеночного) стояния, которое может продолжаться несколько десятков минут. Затем гранулоциты (через межэндотелиальные щели) и агранулоциты (путем трансэндотелиального переноса) проходят через сосудистую стенку и продвигаются к объекту фагоцитирования. Амебовидное движение лейкоцитов возможно благодаря обратимым изменениям состояния их цитоплазмы (взаимоперехода геля в золь – тиксотропии) и поверхностного натяжения мембран, обратимой «полимеризации» актина и миозина с использованием энергии АТФ анаэробного гликолиза. Направленное движение лейкоцитов объясняется накоплением в очаге воспаления хемоаттрактантов – белков, полипептидов, продуктов жизнедеятельности микробов (хемотаксис), повышением температуры (термотаксис).
Фагоцитоз – эволюционно выработанная защитно-приспособительная реакция организма, заключающаяся в узнавании, активном захвате (поглощении) и переваривании микроорганизмов, разрушенных клеток и инородных частиц специализированными клетками – фагоцитами. К ним относятся ПЯЛ (в основном нейтрофилы), клетки системы фагоцитирующих мононуклеаров (моноциты, тканевые макрофаги), а также клетки Купфера в печени, мезангиальные клетки почек, глиальные клетки в ЦНС и др.
Различают 4 стадии фагоцитоза: 1) сближение фагоцита с объектом; 2) прилипание (аттракция, адгезия); 3) захват фагоцитируемого объекта; 4) внутриклеточное положение и переваривание объекта, а также выведение остатков объекта во внеклеточное пространство. В процессе узнавания большую роль играют опсонины, которые являются посредниками при рецепторном взаимодействии фагоцитов с микроорганизмами. Основная роль при поглощении принадлежит сократительным белкам, способствующим образованию псевдоподий. Параллельно с поглощением в нем происходит образование токсичных для микробов активных форм О2 – перекиси водорода, гидроксильных радикалов, супероксидного аниона (так называемый респираторный взрыв). Фермент миелопероксидаза усиливает их действие, а защита фагоцита от них обеспечивается супероксиддисмутазой, каталазой.
1.1.3 Пролиферация (от лат. рroliferatio – размножение.) – разрастание тканей за счет размножения клеток. В очаге воспаления размножаются и созревают местные тканевые элементы, преимущественно соединительнотканные (редко эпителиальные) с последующим замещением поврежденного участка ткани. Заключительный этап пролиферации – вторичная инволюция рубца, когда лишние коллагеновые структуры лизируются, удаляются и остается лишь то их количество, которое необходимо для адекватного завершения воспалительного процесса. Ход пролиферации находится под контролем многих факторов:
фибробласты синтезируют проколлаген и в то же время секретируют коллагеназу, расщепляющую коллаген. Между этими процессами существует взаимодействие по типу ауторегуляции. Нарушение этой регуляции может приводить к развитию склеропатий;
фибробласты образуют фибронектин, который детерминирует миграцию, пролиферацию и адгезию клеток соединительной ткани;
макрофаги в завершающей стадии воспаления секретируют особый фактор стимуляции фибробластов, увеличивающий их размножение и адгезивные свойства;
мононуклеары крови выделяют лимфокины и монокины, ингибирующие пролиферацию фибробластов и образование коллагена;
макрофаги секретируют простагландины группы Е, которые могут потенцировать рост путем усиления кровоснабжения в регенерирующей ткани;
нейтрофилы способны продуцировать тканеспецифические ингибиторы – кейлоны и антикейлоны – стимуляторы пролиферации, взаимодействующие по типу обратной связи;
кортикостероиды: глюкокортикоиды тормозят регенерацию, снижают чувствительность макрофагов к лимфокинам и тем самым тормозят секрецию коллагена; минералокортикоиды стимулируют регенераторный процесс;
циклические нуклеотиды: цАМФ ингибирует митотическую активность клеток; цГМФ, напротив, является стимулятором пролиферации.