
Первые сражения бриттов и англосаксов
Первые сражения дружины бриттов с англосаксами описаны в Англосаксонских хрониках под 445 и 456 годами, там говориться: что «Хенгист и Хорза сражались с королём Вортигерном в месте под названием Эглесперт. Хорза был убит и королевство досталось Хенгисту и его сыну Эску. Хенгист и Эск сражались с бриттами в месте под названием Креганфорд и сразил там четыре дружины. Бритты оставили Кент и в великом страхе бежали до самого Лондона». После этого на своих длинных плоскодонных лодках они поднялись по реке большой Уз, прошли страну болот и высадились неподалёку от Кембриджа. Оттуда они двинулись на юго-запад по дороге Икнилд и хлынули в центральные районы центральных графств и в долину Темзы. В «Англосаксонских хрониках» описаны сражения тех плачевных и ужасных лет для британских кельтов. Под 465 г. говориться: «Хенгист и Эск сражались с валлийцами у Виппедесфлета и убили двенадцать валлийских элдорменов. С их стороны был убит один из танов по имени Виппед». Затем, под 473 г. сообщает хроника: «что Хенгист и Эск сражались с валлийцами и захватили бесчисленные трофеи. Валлийцы бежали от англов, как от огня». Завоеватели были язычниками и в силу этого с особенной яростью громили богатые церкви и монастыри, дававшие прекрасную добычу. Из «Англосаксонских хроник» мы узнаём, что Англосаксонский вождь Элла со своими сыновьями высадился в 477 году, перебил всех попавшихся ему бриттов, а остальных загнал в Андеридский лес. Тогда Элла сражался с валлийцами на берегу у Меркредесбурны затем в 491 году берёт Андериду. В 491 г. «Элла и Цисса осадили город Андериду и убили всех, кто там был, так что ни один бритт не спасся».
Дальнейшие завоевания продолжались. Это описано в Англосаксонских хрониках. Там говориться: «что под 495 г. в Британию явились два элдормена, Кердик и его сын Кинрик, на пяти кораблях. Они высадились в месте под названием Кердикесора и в тот же день сразились с валлийцами». В течение ряда лет страна подвергалась страшному разорению. Всё, что ещё сохранилось от римской культуры, было стёрто с лица земли, а бритты уничтожены, порабощены или оттеснены на запад. Беда Достопочтенный описывает этот ужас: «Так и здесь праведный Судия определил, чтобы огонь этого свирепого вторжения охватил все здешние города и всю местность от восточного до западного моря и пылал, не оставляя никакого укрытия, пока не пожрал почти весь этот обреченный остров. Частные и общественные здания лежали в руинах, священников повсюду убивали у их алтарей, прелаты и народ равно без всякого различия предавались огню и мечу, и некому было даже похоронить тех, кто принял жестокую смерть. Иные из несчастных уцелевших были загнаны в горы и безжалостно вырезаны; другие, изможденные голодом, вышли и покорились врагу, готовые принять вечное рабство за кусок хлеба, если только их не убивали на месте. Некоторые в печали отправлялись за море, в то время как другие остались на своей земле и влачили жалкое существование, охваченные вечным страхом, среди гор, лесов и высоких скал».
Гильдас тоже описывает этот ужас: «Огонь праведного мщения за прошлые злодеяния пылал от моря до моря, зажженный руками восточных безбожников». Далее он пишет: «Уничтожив все близлежащие города и земли, он не остановился, пока имел пищу, но сжег почти весь этот остров и облизывал западное море своими красными свирепыми языками». Далее он пишет, что: «Так стены всех городов были повержены ударами таранов, их обитатели вместе с представителями церкви, священники вместе с народом повергались наземь, в то время как повсюду сверкали мечи и трещало пламя. Печальное зрелище! Повсюду на улицах, среди камней поверженных башен, стен и святых алтарей лежали тела, покрытые запекшейся красной кровью, словно их раздавил некий чудовищный пресс, и не было для них иных гробниц, кроме развалин домов или внутренностей диких зверей и птиц небесных».