Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие А.Рыкун.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
20.05.2025
Размер:
686.1 Кб
Скачать

Природа социального и понимание основного объекта социальных наук

Возникновение социальных наук неразрывно связано с появлением социального в качестве особой автономной области анализа. Однако смысл такого «социального» представляется достаточно неопределённым. Кроме автономной «совокупности институтов и практик» [36] «социальное» или «общество» может означать «социальное объединение» или «социальное взаимодействие» вообще». Последняя позиция даёт исследователю большую свободу, однако, вследствие своей неопределённости ставит его в уязвимое положение с точки зрения реализации конкретных, в частности прикладных исследовательских программ. Возможно поэтому «намеренно используя» [8. С. 65] такую неопределённость обществоведы (за исключением, пожалуй, социальных психологов) в основном склоняются к первому смыслу «социального», то есть к «социальному объединению». В свою очередь, это означает, особое понимание социальной динамики, при котором движущие силы последней усматриваются прежде всего не вне социальной системы, а внутри неё. В случае же включённости анализируемых систем в контекст более масштабных «интерсоциальных» образований такое прочтение оказывается не вполне адекватным. Кроме того, говоря об «обществе» представители социальных наук как правило ориентируются на одну из его разновидностей - национальное государство в том виде, в котором последнее сформировалось в современную эпоху. Таким образом, вне поля зрения (или вне адекватного прочтения) остаются интер и интрагосударственные процессы, приобретающие особое влияние в современную эпоху глобализации.

Таким образом, индикаторами изменений в понимании основного объекта социальных наук являются не только метатеоретические рефлексии, но и актуализация локальной и глобалистской тематики, а также тематики, традиционно связанной с внеакадемической социальной мыслью, представленной, в частности «новыми социальными движениями».

Требования к социальной теории или критерии оценки

Формулировка такого рода требований в наибольшей степени связана с реализацией двух возможных программ развития социальных наук - «сциенистской» и «гуманистической» [34] или, в иной интерпретации, «жёсткой» и «мягкой» [36]. Программы первого типа («сциентистская» и «жёсткая») ориентированы на эмпирические исследования, а также восприятие теории в качестве «логической дедуктивной системы предположений, поддающихся формализации в связную концептуальную систему» [36]. Для теорий такого рода характерно чёткое соотнесение различных уровней исследовательской деятельности - эмпирического, теоретического (а также метатеоретического или «предпосылочного») и промежуточного «теорий среднего уровня». Предполагается, что даже наиболее общие теоретические положения поддаются операционализации и реализации на уровне эмпирического исследования. С этой точки зрения назначение теории заключается прежде всего выработке объяснений явлений и процессов реального социального мира. Наиболее яркими представителями данной подхода можно считать Р.К. Мертона, Дж. Тёрнера и Дж. Александера [16, 28, 32].

Согласно другой точке зрения, характерной для гуманистически ориентированных социологов, например для П. Бергера, С. Сидмана и З. Баумана [3-6, 17, 18, 34] основная задача социальной науки заключается в максимально полном и адекватном описании значений действий и предметов окружающего мира с точки зрения самих экчеров (как индивидуальных, так и групп). Основная функция социальных наук в современную эпоху это функция интерпретативная.

В то же время, уже в классической социологии был явлен пример того, что «поиск причинных объяснений и осмысление значения не являются взаимоисключающими процессами, а, напротив, комплиментарными аспектами социального анализа». Речь идёт о позиции М. Вебера. С этой точки зрения колоссальный интерес представляют причины и направления возрождения интереса к наследию немецкого «отца-основателя» социологии, то есть так называемый «Веберианский Ренессанс».

Таким образом, возможность выработки единого критерия оценки социальной теории определяется успешностью диалога между «сциентистской» и «гуманистической» позициями.