Вступление к опере Тристан и Изольда.
Средневековая легенда. Вагнер писал Листу: «За всю мою жизнь я ни разу не вкусил полного счастья от любви .. я хочу этой прекраснейшей из грёз воздвигнуть памятник». Но не только личная драма композитора стала источником вдохновения — Вагнер увлекся пессимистичной философией Шопергауэра, который считал, что любовь — это опасная ловушка, корторая заставляет человека жить, а значит — страдать, в то время как смерть несет избавление. И именно смерть разрешает драму Тристана и Изольды.
Тристан — переводится грустный. Его мать умерла при родах. Тристан стал рыцарем и убил на поединке ирландца сборщика дани. При этом Тристан был ранен. Чтобы вылечиться от раны он странствовал по морю и в итоге нашел знахарку в Ирландии — Изольду (светловолосую). Она его вылечила. Когда она узнала, что это он убил ее жениха она захотела убить его, но вдруг зазвучат Тристан-аккорд и произошла магия — она передумала. …
Король собирается женится и Тристан везет к нему невесту — Изольду , но в пути они выпивают по ошибке любовный напиток и влюбляются друг в друга. Рыцарь Тристан влюблен в Изольду — которая становится женой его покровителя и друга. Проходит время и в Британии Тристан женится на другой Изольде Белорукой. Однажды Тристан ранен и просит привезти светловолосую Изольду на корабле с белым парусом , в противном случае — с черным парусом. Но ревнивая жена сказала Тристану, что плывет корабль с черным парусом и Тристан умирает. Приходит Изольда и тоже умирает от горя. Их хоронят рядом. Из могилы Тристана выростает терновник и уходит в могилу Изольды. Его пытались срубить, но он все равно выростал.
«Тристан и Изольда» это психологическая драма, где музыка воспроизводит движения души.
Вступление — это вечное желание, которое жалобно стонет, набегает и разбивается без конца, подобно морским волнам. Роллан.
Начинают солирующие виолончели РР, им отвечает гобой, рождается тристановский аккорд - выражающий запретное томления иногда его называют «мотивом любовного напитка» 2 такт По функции II43 с повышенной терцией , а соль диез это неаккордовый звук. Повторяется трижды. Переклички высоких и низких инструментов напоминают призывы Тристана и Изольды.. Звучность нарастает, появляется светлое звучание с устреммленными вверх пассажами (лейтмотив любовного восторга).
Мотивы сплетаются в ФФ и вдруг все рушится. Все напрасно. «Бессильно падает сердце, чтобы раствориться в томдении» — Вагнер о возвращении к началу.
Словно вечно повторяющийся вопрос , оставшийся без ответа, обрамляет первый раздел мотив томения. Мрачные фразы контрабасов виолончелей завершают его.
