
2 Часть
Во II части концерта на смену действенности приходит созерцание. Это лирическое Andante в параллельном ре миноре. Тема Andante, звучащая в верхнем, «флейтовом» регистре на фоне ритмически ровного сопровождения, наделена чертами импровизационности. Многочисленные синкопы, сглаживающие сильные доли, ритмическая свобода, придают музыке текучесть.
Форма Andante двухчастна, подобно строению многих баховских арий, прелюдий и танцев в сюитных циклах. Первая часть завершается модуляцией в параллельный мажор 27 такт, во второй же части почти безраздельно господствует d-moll. Интонации темы, певучие, спокойные и мягкие вначале, во второй части становятся более напряженными, декламационными.
Финал
III часть
Музыка финала вызывает ассоциации с картиной народного праздника. Она воплощает не индивидуальные чувства, а общее настроение праздничного веселья. Основная тема финала имеет очевидное сходство с начальной темой I части – тот же размашистый скачок в начале, те же бойкие танцевальные ритмы, светлые мажорные краски. Однако темп здесь не просто оживленный, а стремительный, и гораздо больше «летящих» гаммообразных пассажей.
Общие контуры формы, тональный план в крайних частях «Итальянского концерта» сходны. В финале тоже есть вторая, «побочная» тема 25 такт, которая проходит в экспозиции в главной тональности. Как и в I части, периодическое возвращение основной темы вносит в композицию черты рондообразности.
Бах, «Хроматическая» фантазия и фуга
Это одно из самых смелых и новаторских произведений Баха. Созданное для усовершенствованного клавесина с двумя мануалами и педалью, оно наследует традиции органного искусства (монументальность, импровизационный размах), вбирает выразительные средства драматических декламаций духовных кантат, развивает отдельные приемы скрипичной музыки. В результате этого сложного стилевого синтеза рождается совершенно новый клавирный стиль, не имеющий аналогий в современной ему камерной музыке, и предвосхищающий выразительные возможности будущей фортепианной музыки Моцарта, Бетховена, и даже композиторов-романтиков.
Появление Хроматической фантазии и фуги относится ко времени пребывания Баха в Кетене (около 1720), а окончательная редакция – к 1730 году. Произведение писалось в хронологической близости к знаменитой органной фантазии и фуге g-moll. Название «Хроматическая» было дано современниками Баха, однако среди музыковедов нет единого мнения, какой именно эпизод произведения подсказал данное определение (это могла быть и кода фантазии, и тема фуги).
Фантазия до предела насыщена драматической патетикой, она отличается повышенной экспрессией. Ее композиция построена на сопоставлении двух контрастных, но в то же время крепко спаянных в едином порыве частей.
Большая первая часть представляет собой мощный поток свободной импровизации, ошеломляющей своим размахом.
Вторая часть – это философски-сосредоточенный речитатив, под внешней суровой сосредоточенностью которого «бушуют» огромные страсти.
Обе части связаны богатством фактуры, чрезвычайно изменчивым ритмом, меняющимся в каждом новом фрагменте, что усиливает впечатление живого, непосредственного высказывания.
Общая динамическая линия фантазии получает завершение в величавой коде трагедийного характера. Скорбные эмоции здесь утихают, осознаются как неизбежность.
Гармоническая основа фантазии сложна, особенно во второй части – речитативе. Тональное развитие охватывает не только более или менее близкие к основному d-moll тональности, но и очень далекие Des-dur, Ces-dur, fis-moll, cis-moll. При этом отдаленные тональности показаны не через тонику, а через свою доминанту (D ).
Фуга. Тема фуги вытекает из коды фантазии. Состоит из восходящих полутонов – обращение ламентозных интонаций коды фантазии. Зыбкие хроматизмы сменяются песенностью. Тема состоит из 8 тактов 2+2+4. Ритм последнего такта темы подхватывает прлотивосложение и в дальнейшем этот ритм активно развивается в интермедии. А в процессе продвижения к концу звучит властно, непреклонно и мощно.