- •Мировой океан как объект международно-правового регулирования.
- •Конвенции и международные обычаи как основные источники морского международного права.
- •Морские каналы как объекты международного морского права.
- •Современный правовой режим внутренних морских вод, морских портов.
- •Исторические заливы и иные исторические воды
- •Правовой режим морских портов. Правовое положение военных кораблей и государственных судов, используемых в некоммерческих целях, при их пребывании в иностранных внутренних водах.
- •Правовой режим территориального моря.
- •Договорные источники права мирного прохода через территориальное море.
- •Понятие «прилежащая зона».
- •Концепция комплексного прибрежного управления в международном праве. Морское пространственное планирование.
- •Содержание понятия «транзитный проход».
- •Правовой режим Черноморских проливов.
- •Правовой режим Балтийских проливов, Берингова пролива, Гибралтарского пролива.
- •Правовой режим архипелажных вод и «архипелажного прохода».
- •Правовой режим исключительной экономической зоны
- •Геологическое и юридическое понятие континентального шельфа
- •Комиссия по границам континентального шельфа.
- •Международно-правовая доктрина о статусе открытого моря.
- •История формирования принципа свободы открытого моря.
- •Свободы судоходства, рыболовства, свобода прокладывать подводные кабели и
- •Правовые основы борьбы с пиратством.
- •Право преследования по горячим следам.
- •Международный орган по морскому дну.
- •Правовой режим морских минеральных ресурсов.
- •Правовой статус Арктики.
- •Договор об Антарктике.
- •Международный трибунал по морскому праву.
Международный орган по морскому дну.
ОТВЕТ:
Международный орган по морскому дну выступает от всего человечества.
Конвенция 82г. предусматривает создание Международного органа по морскому дну. Главная цель этого Международного органа заключается в управлении районом и его ресурсами на благо всего человечества. Полномочия органа заключаются в том, что: Орган обеспечивает справедливое распределение финансовых и других экономических выгод, получаемых от деятельности в районе; содействует проведению морских научных исследований в районе; организует и контролирует деятельность в районе.
МОД рассматривает заявки государств для включения в планы работ по разведке и разработке ресурсов.
Принципы политики МОД в области производства:
1) освоение ресурсов на дне осуществляется в соответствии с разумными коммерческими принципами;
2) в отношении деятельности на морском дне применяются положения ВТО;
3) исключается дискриминация между полезными ископаемыми, добываемыми на морском дне и из других источников.
Помимо МОД государства – участники Конвенции 1982 также вправе разрабатывать минеральные ресурсы морского дна (эта деятельность тоже управляется МОД).
Главные подразделения МОД (Ассамблея (состоит из представителей всех государств – участников), Совет (36 членов), Секретариат).
Предприятие по морскому дну (оперативное подразделение МОД, непосредственно осуществляющее деятельность в Районе, а также транспортировку, переработку и сбыт полезных ископаемых, добытых в районе).
Международный орган по морскому дну является международной организацией. Он начал свою работу в 1996 г. Штаб-квартира находится на Ямайке. Членами его являются все государства — участники Конвенции.
Права и обязанности государств по управлению и сохранению морских природных ресурсов.
ОТВЕТ:
Несомненно, что суверенитет над государственной территорией означает и право государства-суверена на природные ресурсы. Это подтверждено рядом резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, в частности, Резолюцией 803 (XVII) "Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами" от 14 декабря 1962 г. Право на природные ресурсы "присуще концепции суверенитета", — отмечают авторы 5-томного Комментария к Конвенции по морскому праву 1982 г.
В настоящее время, в контексте Конвенции 1982 г., следует считать общепризнанным: если даже государство — носитель суверенитета вообще не использует естественные ресурсы в морских районах, находящихся под его суверенитетом, никакое иное государство не может осуществлять в них разработку или разведку природных ресурсов без определенно выраженного на то согласия государства-суверена. Более того, никакое иное государство не вправе без такого согласия проводить в указанных районах даже научные исследования, в том числе и природных ресурсов (ст. 245 Конвенции).
При этом современное международное право не исключает обязательств о сотрудничестве государств в области сохранения природных ресурсов и управления ими в морских районах, составляющих часть их государственной территории. Данные обязательства предусмотрены, например, нормами международных договоров об управлении минеральными ресурсами в конкретных морских районах, когда эти ресурсы расположены по обе стороны морской границы между территориальными морями сопредельных государств, а также договорными нормами об экосистемном управлении. Еще большее значение это имеет, когда речь идет об управлении природными ресурсами более обширных морских районов — исключительной экономической зоны и континентального шельфа.
Конвенцией 1982 г. предусмотрено наличие у прибрежного государства в его исключительной экономической зоне суверенных прав в целях разведки, разработки, сохранения природных ресурсов, в том числе минеральных ресурсов, и управления ими, что само по себе является международно-правовым нововведением.
Предоставляемые Конвенцией 1982 г. прибрежному государству суверенные права в области сохранения и использования природных ресурсов исключительной экономической зоны определены весьма широко. Современной тенденцией является практика комплексного применения прибрежным государством конвенционных положений о природных ресурсах для целей единообразного управления такими ресурсами—в районах, находящихся под его суверенитетом (во внутренних морских водах, территориальном море и т.д.) и юрисдикцией (в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе).
Положения Части V Конвенции ООН 1982 г., относящиеся к исключительной экономической зоне, предусматривают права прибрежного государства на природные ресурсы не только в водной толще, но и на морском дне и в его недрах в 200-мильных пределах этой зоны (п. 1 ст. 56). Вопрос о применимости указанных положений к природным ресурсам морского дна между 12-мильным и 200-мильным расстоянием от исходных линий решается на основе п. 3 ст. 56: указанные права прибрежного государства в отношении морского дна и его недр осуществляются в соответствии с Частью VI ("Континентальный шельф").
Даже если прибрежное государство само не разрабатывает природные ресурсы континентального шельфа, даже если оно национальным законом не обозначило свой континентальный шельф, никакое другое государство не вправе разрабатывать такие природные ресурсы без определенно выраженного согласия прибрежного государства. В этом — существенное отличие природоресурсных прав прибрежного государства на континентальном шельфе от таких прав в водной толще исключительной экономической зоны.
Как уже отмечалось, право прибрежного государства осуществлять разведку и разработку природных ресурсов своего континентального шельфа за пределами 200 морских миль от исходных линий обременено некоторыми международно-правовыми обязательствами.
