Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы к экзамену ММП (1).docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
05.04.2025
Размер:
82.23 Кб
Скачать
  1. Международный орган по морскому дну.

ОТВЕТ:

Международный орган по морскому дну выступает от всего человечества.

Конвенция 82г. предусматривает создание Международного органа по морскому дну. Главная цель этого Международного органа заключается в управлении районом и его ресурсами на благо всего человечества. Полномочия органа заключаются в том, что: Орган обеспечивает справедливое распределение финансовых и других экономических выгод, получаемых от деятельности в районе; содействует проведению морских научных исследований в районе; организует и контролирует деятельность в районе.

МОД рассматривает заявки государств для включения в планы работ по разведке и разработке ресурсов.

Принципы политики МОД в области производства:

1) освоение ресурсов на дне осуществляется в соответствии с разумными коммерческими принципами;

2) в отношении деятельности на морском дне применяются положения ВТО;

3) исключается дискриминация между полезными ископаемыми, добываемыми на морском дне и из других источников.

Помимо МОД государства – участники Конвенции 1982 также вправе разрабатывать минеральные ресурсы морского дна (эта деятельность тоже управляется МОД).

Главные подразделения МОД (Ассамблея (состоит из представителей всех государств – участников), Совет (36 членов), Секретариат).

Предприятие по морскому дну (оперативное подразделение МОД, непосредственно осуществляющее деятельность в Районе, а также транспортировку, переработку и сбыт полезных ископаемых, добытых в районе).

Международный орган по морскому дну является международной организацией. Он начал свою работу в 1996 г. Штаб-квартира находится на Ямайке. Членами его являются все государства — участники Конвенции.

  1. Права и обязанности государств по управлению и сохранению морских природных ресурсов.

ОТВЕТ:

Несомненно, что суверенитет над государственной территорией означает и право государства-суверена на природные ресурсы. Это подтверждено рядом резолю­ций Генеральной Ассамблеи ООН, в частности, Резо­люцией 803 (XVII) "Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами" от 14 декабря 1962 г. Право на природные ресурсы "присуще концепции сувере­нитета", — отмечают авторы 5-томного Комментария к Конвенции по морскому праву 1982 г.

В настоящее время, в контексте Конвенции 1982 г., следует считать общепризнанным: если даже государ­ство — носитель суверенитета вообще не использует естественные ресурсы в морских районах, находящих­ся под его суверенитетом, никакое иное государство не может осуществлять в них разработку или разведку природных ресурсов без определенно выраженного на то согласия государства-суверена. Более того, никакое иное государство не вправе без такого согласия про­водить в указанных районах даже научные исследова­ния, в том числе и природных ресурсов (ст. 245 Кон­венции).

При этом современное международное право не исключает обязательств о сотрудничестве государств в области сохранения природных ресурсов и управления ими в морских районах, составляющих часть их госу­дарственной территории. Данные обязательства пред­усмотрены, например, нормами международных до­говоров об управлении минеральными ресурсами в конкретных морских районах, когда эти ресурсы рас­положены по обе стороны морской границы между территориальными морями сопредельных государств, а также договорными нормами об экосистемном уп­равлении. Еще большее значение это имеет, когда речь идет об управлении природными ресурсами более об­ширных морских районов — исключительной эконо­мической зоны и континентального шельфа.

Конвенцией 1982 г. предусмотрено наличие у при­брежного государства в его исключительной экономи­ческой зоне суверенных прав в целях разведки, разра­ботки, сохранения природных ресурсов, в том числе минеральных ресурсов, и управления ими, что само по себе является международно-правовым нововведени­ем.

Предоставляемые Конвенцией 1982 г. прибрежно­му государству суверенные права в области сохране­ния и использования природных ресурсов исключи­тельной экономической зоны определены весьма ши­роко. Современной тенденцией является практика комплексного применения прибрежным государством конвенционных положений о природных ресурсах для целей единообразного управления такими ресурса­ми—в районах, находящихся под его суверенитетом (во внутренних морских водах, территориальном море и т.д.) и юрисдикцией (в исключительной экономи­ческой зоне, на континентальном шельфе).

Положения Части V Конвенции ООН 1982 г., от­носящиеся к исключительной экономической зоне, предусматривают права прибрежного государства на природные ресурсы не только в водной толще, но и на морском дне и в его недрах в 200-мильных пределах этой зоны (п. 1 ст. 56). Вопрос о применимости указанных положений к природным ресурсам морского дна между 12-мильным и 200-мильным расстоянием от ис­ходных линий решается на основе п. 3 ст. 56: указан­ные права прибрежного государства в отношении мор­ского дна и его недр осуществляются в соответствии с Частью VI ("Континентальный шельф").

Даже если прибрежное государство само не разра­батывает природные ресурсы континентального шель­фа, даже если оно национальным законом не обозна­чило свой континентальный шельф, никакое другое государство не вправе разрабатывать такие природные ресурсы без определенно выраженного согласия при­брежного государства. В этом — существенное отли­чие природоресурсных прав прибрежного государства на континентальном шельфе от таких прав в водной толще исключительной экономической зоны.

Как уже отмечалось, право прибрежного государ­ства осуществлять разведку и разработку природных ресурсов своего континентального шельфа за предела­ми 200 морских миль от исходных линий обременено некоторыми международно-правовыми обязательст­вами.