Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вопросы к экзамену ММП (1).docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
05.04.2025
Размер:
82.23 Кб
Скачать
  1. Правовые основы борьбы с пиратством.

Борьба с пиратством. Конвенция ООН 1982 г. (ст. 101) в понятие пиратства включает:

а) любой неправомерный акт насилия, задержания или грабежа, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный в открытом море против какого-либо другого судна или летательного аппарата, против лиц или имущества, находящихся на их борту, или вне юрисдикции какого бы то ни было государства;

б) любой акт добровольного участия в использовании какого-либо судна или летательного аппарата, совершенный со знанием обстоятельств, в силу которых судно или летательный аппарат является пиратским судном или летательным аппаратом;

в) любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению действия, указанного выше.

Пиратские действия, совершаемые военным кораблем или государственным судном, Конвенция относит к таковым только в том случае, если их экипаж поднял мятеж и захватил власть.

В соответствии со ст. 105 Конвенции ООН 1982 г. любое государство вправе захватить в открытом море пиратское судно, находящееся на нем имущество, а также арестовать экипаж и пассажиров. Вопрос о наказании пиратов решается судами государства, захватившего пиратское судно. Захват пиратских судов или летательных аппаратов может совершаться только военными или находящимися на правительственной службе морскими судами, специально на то уполномоченными.

  1. Право преследования по горячим следам.

ОТВЕТ:

Существует право преследования по «горячим следам». Данное правомочие властей прибрежного государства предусмотрено ст. 23 Конвенции об открытом море 1958 г. Преследование иностранного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находятся во внутренних водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Право преследования прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своей страны или третьего государства.

Преследование должно быть начато после подачи зрительного или светового сигнала. Преследование может осуществляться только военными кораблями или военными летательными аппаратами, или судами и аппаратами, находящимися на правительственной службе (например, полицейскими) и специально на это уполномоченными. Право преследования не может осуществляться в отношении военных кораблей, некоторых других судов, состоящих на государственной службе (полицейских, таможенных).

  1. Защита и сохранение морской среды в районах открытого моря, в том числе на его дне. Конвенция об открытом море 1958 г.: вопрос о правовом режиме дна открытого моря. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

В Конвенции 1982 г. закреплены обязанности государств по предотвращению и сокращению загрязнения морской среды из источников, находящихся на суше; в результате деятельности на морском дне; по загрязнению с морских судов; по захоронению вредных, токсичных, ядовитых отходов; по загрязнению из атмосферы. В международном праве действуют специальные соглашения по предотвращению загрязнения моря нефтью: Конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г., Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения моря нефтью 1969 г., Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. с Протоколом к ней 1978 г. (составляют единую Конвенцию МАРПОЛ 1973/1978).

Правовому регулированию защиты и сохранения морской среды посвящена часть 12 КМП 1982 года. Статья 192 Конвенции содержит определение общего обязательства государств в отношении морской среды: «Государства обязаны защищать и сохранять морскую среду».

Правовое содержание принципа защиты и сохранения морской среды заключается в ограничении свободы государств в осуществлении ими своих суверенных прав при разработке природных ресурсов, обязанностью предотвращать загрязнение морской среды, а также предпринимать меры по сокращению уже имеющего место загрязнения (ст.193,194 Конвенции).

Данный, в общих понятиях сформулированный принцип находит своё развитие в конкретных обязательствах государств по защите и сохранению морской среды в соответствии с частью 12 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Право проводить морские научные исследования установлено в ст.238 Конвенции: «Все государства, независимо от их географического положения, и компетентные международные организации имеют право проводить морские научные исследования при условии соблюдения прав и обязанностей других государств, предусмотренных в настоящей Конвенции».

При этом провидение морских научных исследований требует соблюдения ряда принципов:

1) морские научные исследования проводятся исключительно в мирных целях.

2) морские научные исследования проводятся надлежащими научными методами и средствами, совместимыми с положениями настоящей Конвенции, и должным образом уважаются при осуществлении таких видов использования.

3) морские научные исследования проводятся с соблюдением всех относящихся к делу правил, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, включая положения о защите и сохранении морской среды.

В открытом море действует принцип свободы морских научных исследований, согласно которому оно открыто для всех государств. Как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю.

В ИЭЗ, а также на континентальном шельфе морские научные исследования осуществляются с согласием прибрежного государства. При этом Конвенция предусматривает ряд случаев, в которых прибрежное государство не в праве отказать в провидении морских научных исследований (ст.246). Если этот проект:

а) имеет непосредственное значение для разведки и разработки природных ресурсов как живых, так и неживых;

b) включает бурение на континентальном шельфе, использование взрывчатых веществ или привнесение вредных веществ в морскую среду;

с) включает строительство, эксплуатацию или использование таких искусственных островов, установок и сооружений;

d) содержит информацию в отношении характера и целей проекта, которая является неточной, или если проводящие исследование государство или компетентная международная организация имеют невыполненные обязательства перед прибрежным государством, вытекающие из ранее осуществленного исследовательского проекта.

В территориальном море осуществление морских научных исследований требует определённо выраженного согласия прибрежного государства и проводится на установленных им условиях. Прибрежные государства в осуществление своего суверенитета имеют, таким образом, исключительное право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своём территориальном море.

Открытое море – это пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств.

Конвенция об открытом море 1958 г. указывает: «Слова „открытое море“ означают все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства» (ст. 1). «Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету» и «открытое море открыто для всех наций», т. е. находится в свободном пользовании всех государств.

Конвенция об открытом море 1958 г. определила, что свобода открытого моря включает, в частности:

  • свободу судоходства;

  • свободу рыболовства;

  • свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

  • свободу полетов над открытым морем;

  • свободу возведения искусственных установок и островов.

Свобода открытого моря включает также свободу морских научных исследований.

Свобода судоходства означает, что каждое государство, как прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом ходили в открытом море. Национальность судов определяется по флагу того государства, под которым они вправе ходить. В открытом море судно подчиняется юрисдикции того государства, под флагом которого оно ходит. Свобода полетов предполагает, что воздушные суда всех государств имеют право пролетать над территорией открытого моря. Государства обязаны принимать меры по обеспечению безопасности полетов своих воздушных судов над открытым морем.

Свобода прокладки кабелей и трубопроводов означает, что при прокладке новых кабелей и трубопроводов государства должны учитывать уже проложенные кабели и трубопроводы и по возможности не создавать препятствий в свободе использования открытого моря.

Свобода рыболовства в открытом море предоставлена всем государствам при условии соблюдения ими международных обязательств.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. внесла в правовой режим открытого моря ряд крупных изменений. За пределами исключительной экономической зоны и за внешней границей континентального шельфа в тех случаях, когда его ширина более 200 морских миль, Конвенцией вводится новая свобода — возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые международным правом (п. 1 d ст. 87). Слова «допускаемые международным правом» означают, в частности, запрещение возводить искусственные острова и установки для размещения на них ядерного оружия и другого оружия массового уничтожения, поскольку такие действия несовместимы с Договором о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения от 11 февраля 1971 г.

Морское дно

Согласно п. 1 ст. 1 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. «район» означает дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции.

Правовой режим района сформировался под влиянием концепции общего наследия человечества. Данная концепция была предложена представителем Мальты Аврид Пардо в 1967 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Он предложил провозгласить морское дно за пределами национальной юрисдикции общим наследием человечества, подчинить его международному управлению и распределять доходы, полученные от его эксплуатации, справедливым образом, учитывая потребности бедных стран. Следует отметить, что данная концепция была подтверждена в ст. 136 Конвенции, согласно которой район и его ресурсы являются общим наследием человечества.

Используется только в мирных целях, все гос-ва должны содействовать в проведении исследований. Выгодно от эксплуатации района распределяется среди всего международного сообщества. И даже среди тех, кто не участвует. Что бы получить допуск к работе в районе нужно одобрение органа.

Правовой режим района заключается в следующем:

  • ни одного государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части района или его ресурсов, и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть. Никакие притязания такого рода или осуществление суверенитета или суверенных прав и никакое такое присвоение не признаются;

  • все права на ресурсы района принадлежат всему человечеству. Эти ресурсы не подлежат отчуждению. Тем не менее полезные ископаемые, добываемые в районе, могут быть отчуждены;

  • ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может претендовать на права на полезные ископаемые, добываемые в районе, приобретать или осуществлять их иначе, как в соответствии с Конвенцией.

Сложная проблема — эксплуатация минеральных ресурсов морского дна, но она пока что находится в потенции, поскольку основная масса участников международного общения не доросла до возможности вести работы на морском дне. Даже Россия по совершенно непонятным причинам приостановила свое «наступление» на дно Мирового океана.