
- •Характеристика романтизма как литературного направления в 1-й половине хiх века.
- •2. Романтизм в Германии: характеристика общественно-политической жизни Германии начала х1х века. Йенские романтики (братья ф. И а. Шлегели, Новалис, Тик): основы эстетической позиции.
- •3. Гейдельбергские романтики (бр. В. И я. Гримм, л. Арним и к. Брентано): характер эстетических взглядов, своеобразие художественных произведений.
- •4. Своеобразие романтизма в творчестве э.-т. А. Гофмана. Художественное своеобразие новеллы-сказки «Золотой горшок».
- •5. Художественная специфика сказки Гофмана «Крошка Цахес».
- •6. Проблематика и поэтика романа э.-т.-а. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра».
- •7. Развитие романтизма в Англии в начале х1х века. Своеобразие творчества поэтов «озерной школы» (у. Вордсворта, с.Кольриджа, р. Саути).
- •8. Своеобразие романтизма в поэзии п.Б. Шелли, характер лирики.
- •9. Поэзия Дж. Китса. Эстетические идеалы поэта.
- •10. В.Скотт – создатель исторического романа. Идейно-художественное своеобразие романа «Айвенго».
- •11. Основные этапы творчества Дж. Г. Байрона. Художественное своеобразие поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда». Основные романтические мотивы.
- •12. Воплощение образа романтического героя в поэмах Байрона («Манфред», «Каин»), реализация мотива «мировой скорби».
- •13. «Восточные поэмы» Байрона. Художественно-эстетические особенности поэмы «Корсар».
- •14. Эволюция байронического героя и ее реализация в романе в стихах «Дон Жуан». Переход Байрона на реалистические позиции. Образ Дона Жуана.
- •15. Своеобразие романтизма во Франции (зависимость от просветительства, реализация принципа историзма, настроения разочарования). Творчество Рене де Шатобриана. Повесть «Рене».
- •16. Творчество Жермены де Сталь. Особенности теоретических трудов и романов («Дельфина», «Коринна, или Италия»).
- •17. Эстетические взгляды в.Гюго. Гюго как теоретик романтизма: теория гротеска, контраста. Этапы творческого пути.
- •18. Роман «Собор Парижской богоматери» в. Гюго: система образов, реализация принципа контраста, принцип историзма, своеобразие воплощения романтических тенденций.
- •19. Творчество ж. Санд. Характеристика основных периодов творчества писательницы, воплощение романтического начала в произведениях.
- •20. Роман ж. Санд «Консуэло»: основные мотивы, характер героев и реализация романтических идей писательницы, образ главной героини.
- •22. Своеобразие развития американского романтизма. Реализация романтических тенденций в творчестве ф. Купера (этапы пути, характер героев, воплощение основных идей).
- •24. Создание жанра детектива в американской литературе. Образ сыщика в рассказах э. По «Золотой жук» и «Убийство на улице Морг».
- •25. Фольклорные основы «Песни о Гайявате» Лонгфелло
7. Развитие романтизма в Англии в начале х1х века. Своеобразие творчества поэтов «озерной школы» (у. Вордсворта, с.Кольриджа, р. Саути).
Из лекции:
Рубеж 18-19 вв.
Особенностью является его полная погруженность в художественное творчество; проявился в поэзии; разработан жанр исторического романа; особенностью также является трагическое отношение к действительности, лишенное идеала и поиск идеального мира за пределами английской действительности; более историчен, более связан с реальной действительностью;
В английском романтизме проявляется стремление человека к высшим проявлениям духовности, которых ему не может обеспечить реальный мир.
Деятельность «озерной школы» - Уильям Вордсворт, Самуэль Кольдридж, Роберт Саути – воплощали мир старой доброй Англии, обращение к христианским ценностям. Предводитель – Вордсворт – сборник «Лирические баллады» - издает вместе с Кольриджем в 1879 г. Кольридж известен незаконченными произведениями; самые известные «Сказание о старом мореходе» - утверждение божьего промысла, суда. Роберт Саути известен своими балладами.
Английский романтизм формировался в иных исторических обстоятельствах, нежели романтизм немецкий. Великобритания рубежа XVIII–XIX веков была уже сложившимся буржуазным государством с достаточно высокими степенями свободы отдельной личности. Обратной стороной этой свободы было одиночество отдельного человека как перед лицом общества, так и перед лицом мироздания, одиночество универсальное, космическое. Отсюда, с одной стороны, фиксация этого космического одиночества человека в богооставленном мире (творчество П. Б. Шелли), с другой – поиск новых метафизических основ преодоления этого одиночества, своего рода «реабилитация Бога» (творчество поэтов «озерной школы»), наконец, воспевание свободной и одинокой личности, способной встать на один уровень с первоосновами бытия, может быть, с Богом и в то же время несущей тягостное бремя своей свободы и своего одиночества (творчество Дж. Г. Байрона). Эти разнородные линии и определяли в своем единстве основные тенденции развития английского романтизма.
Своеобразие творчества поэтов «озерной школы»
Наиболее значительные фигуры среди поэтов «озерной школы» – В. Вордсворт (1770–1850), С. Т. Кольридж (1772–1834) и Р. Саути (1774–1843). Объединяет «лейкистов» особая форма присутствия в их мире потустороннего, метафизического, относящегося к пространствам абсолютного Добра и абсолютного Зла. Человек в поэзии «лейкистов» не стремится преодолеть рамки земного – Высшее настигает его на Земле, напоминая о существовании Бога. Для поэзии «лейкистов» характерны примирение с мирозданием, своеобразное прочувствование того Высшего, которое управляет миром.
Особой метафизической насыщенностью, открытостью Потустороннему отличается поэзия Сэмюэля Тейлора Кольриджа (1772–1834). «Сказание о Старом Мореходе» (1798) и «Кристабель» (1798–1799). В «Кристабели» описано вхождение Зла в изначально добрый и светлый мир. Спасенная доброй и набожной Кристабелью девушка, внесенная на руках в замок, оказывается олицетворением Зла (в поэме присутствуют «змеиные» ассоциации) – и отныне замок как олицетворение изолированного от остального мира доброго пространства тоже поражен Злом. В «Сказании о Старом Мореходе» также в изначально прекрасный мир входит Зло.
Своим литературным мэтром «лейкисты» считали Вильяма Вордсворта (1770–1850). Ему был, очевидно, в наибольшей степени присущ свойственный всем «лейкистам» взгляд на мир, основанный на безоговорочном принятии Бога и созданного им мира, на всепримирении с этим миром. Взгляд на мир Вордсворта глубоко пантеистичен: Бог – во всем, и потому все в мире изначально разумно и справедливо. Для вордсвортовской поэзии характерен образ ребенка, принимающего мир безусловно, с безгрешной беззаботностью, с детской непосредственностью. Детство оказывается для Вордсворта высшим мерилом, которым проверяется бытие. Именно глазами чистого, неиспорченного ребенка видится мир в вордсвортовской балладе «Нас семеро». Разумеется, вордсвортовский мир вбирает в себя и трагизм человеческого удела, также связанный с неким высшим и непостижимым источником (что воплотилось в вордсвортовской балладе «Последний из стада»). И все же мир для Вордсворта во всем своем трагизме изначально правилен, ибо он – от Бога.
Для баллад Роберта Саути (1774–1843), в отличие от поэзии Кольриджа и Вордсворта с их сложной, многомерной метафизикой, характерна достаточно прямолинейная схема «преступления и наказания». Отсюда даже композиционная схожесть ряда баллад Саути: обязательные составляющие здесь – однажды совершенное злодеяние, первый знак грядущего возмездия, попытки виновного скрыться от возмездия за множеством преград, медленное и постепенное преодоление карающими силами этих преград, наконец, свершившееся возмездие с обозначением несказанности, невыразимости состояния виновного в последний момент или же посмертной судьбы его души. Такая композиция у баллады Р. Саути «Суд божий над епископом». В основу баллады Саути положена легенда (возможно, имеющая исторические истоки) о епископе Гаттоне, который в голодный год заманил жаждущих хлеба бедняков в сарай и сжег их там, а после был съеден мышами. У другой баллады Саути – «Предостережение хирурга» (1798) – такая же композиция. Здесь в роли злодея оказывается хирург, похищавший с кладбищ мертвые тела для экспериментов, и возмездия – посмертного – в виде похищения его собственного тела для экспериментов ему предстоит ждать от собственных учеников. Прямолинейность «восстановления справедливости» в балладах Саути, очевидно, осознавалась самим поэтом. По крайней мере, в его творчестве присутствует ярко выраженный элемент автопародии. Например, его баллада «Король крокодилов», безусловно, автопародийна. Ее композиция совпадает с композицией ранее рассмотренных «серьезных» баллад Саути. Только в роли злодея оказывается… крокодил, а невыразимости предсмертных мук епископа Гаттона, непостижимости посмертной судьбы души несчастного хирурга в балладе Саути соответствует… посмертная судьба крокодильих детей.