Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

!Экзамен зачет 25-26 год / matskevich_im_aminov_ii_antonian_ea_i_dr_kriminologiia

.pdf
Скачиваний:
16
Добавлен:
16.01.2025
Размер:
2 Mб
Скачать

своеобразного саморегулирования уровней социальной активности и социальной пассивности при всей его внешней привлекательности и надежности весьма опасен,

особенно в период становления институтов гражданского общества, имеющих отношение к вопросам надлежащего обеспечения режима законности и правопорядка.

Немаловажное место в системе причин социальной пассивности занимают вопросы социального неравенства. С криминологической точки зрения для решения проблем социальной пассивности важно не само социальное неравенство, а механизм его появления. Если этот механизм криминального свойства, тем более не получающий негативной оценки со стороны властных структур, то ожидать всплеска социальной активности от законопослушных граждан в борьбе с преступностью вряд ли стоит.

Одно из труднопреодолимых современных препятствий, определяющих в конечном счете высокий уровень социальной пассивности общественных объединений и граждан, заключается в стремлении ряда государственных ведомств сделать общественные объединения своим малозатратным продолжением. Этот непростой вопрос однозначно решить нельзя. С одной стороны, недостаточно высокий уровень развития институтов гражданского общества не позволяет оставить без государственного внимания разного рода общественные образования. Печальный опыт в этой области у нас есть, и он нам хорошо известен. Но брать под тотальную государственную опеку общественные объединения — это означает обречь их на социальную пассивность. И это в лучшем случае. А если та или иная государственная структура, призванная бороться с преступностью, далека от совершенства,

порядочности и там не работают лица, подобные жене Цезаря, которая, по утверждению древних, была вне подозрений? А таких отнюдь не безупречных государственных структур еще немало. Что случится в подобных ситуациях? Как такие порочные структуры могут обеспечить деятельность общественных объединений в нужном для общегосударственных интересов направлении? Во всяком случае даже в юридической науке, в частности в административном праве, а также в

401

законодательстве об общественных объединениях и ведомственных нормативных актах отнести эти вопросы к категории решенных не представляется возможным.

Поддержание на приемлемом уровне социальной пассивности граждан и общественных объединений, призванных бороться с преступностью, в нынешней ситуации зависит от правильного и полного решения вопросов морального и материального стимулирования их деятельности.

Проблема эта, актуальная не только в России, столь же стара, как и сама преступность, однако заметного продвижения вперед здесь не ощущается. Все и везде решается по старым рецептам. Для выработки новых, научно обоснованных подходов стимулирования деятельности общественных объединений и граждан именно сейчас криминологам, как всегда, не хватает ни времени, ни средств, ни желания. В итоге по одной схеме, методом проб и ошибок на практике стимулируются самые различные по природе и конкретно решаемым задачам общественные объединения. Не всегда учитываются также региональный и этнический аспекты их деятельности.

Одним из существенных обстоятельств, способствующих живучести и высокой распространенности социальной пассивности, является стремление использовать в настоящее время без соответствующих принципиально важных корректив прошлые,

пусть даже утраченные ранее формы участия граждан и общественных объединений в борьбе с преступностью. Но рассчитывать на большее, например на революцию, не приходится. Требуется принципиально иное, новаторское, по сути, решение, и поиски именно в этом направлении сейчас ведутся довольно интенсивно, что обнадеживает.

Путей и средств положительного воздействия на процесс преодоления социальной пассивности общественных объединений и отдельных граждан так же много, как и причин, порождающих это негативное явление. В данном случае представляется целесообразным наряду с криминологическими подходами обратиться также к вопросам повышения социальной активности граждан посредством совершенствования отдельных уголовно-правовых институтов. Подобные приоритеты в исследовании правовых проблем социальной активности и пассивности объясняются тем обстоятельством, что по вполне понятным причинам участие

402

граждан в выявлении и предупреждении правонарушений, включая и преступления,

нередко связано с реальной возможностью оказаться в неблагоприятном для них качестве в сфере уголовно-правовых отношений (например, в виде потерпевшего от уголовных преступлений) либо, что еще хуже, человеком, превысившим пределы необходимой обороны.

С учетом отнюдь не идеального по многим позициям уголовного законодательства такая перспектива для членов общественных объединений и отдельных граждан не выглядит чем-то абстрактным. Без сравнительно-правового исследования этой проблемы здесь не обойтись.

403