
2. Развитие идей концепции коллективного бессознательного
Карл Густав Юнг высказывал мнение о том, что помимо индивидуального бессознательного каждого человека существует коллективное бессознательное – общий уровень психического опыта.
Идея коллективного бессознательного базируется на убеждении, что у всех людей есть общие архетипические образы и символы, которые формируются в течение многих поколений и эволюционируют в различных культурах. Эти образы и символы оказывают влияние на наше поведение, мысли и чувства, даже если мы не осознаем их существование.
Прорыв Карла Юнга в изучении коллективного бессознательного и связей между всеми существами, а также с Природой и Космосом, послужил отправной точкой для развития трансперсональной психологии, которая стала альтернативой аналитической психологии. Автором этого новаторского подхода стал Абрахам Маслоу, который обнаружил, что помимо обычного «Я», формируемого социализацией, у каждого человека есть глубинное «Я», проявляющееся в трансперсональных состояниях.
Это глубинное «Я» является источником здоровья, мудрости и душевного равновесия, простираясь далеко за пределы индивидуального. Таким образом, концепция трансперсональной психологии расшифровывается как принятие более широкого и глубокого понимания «Я». В каждом человеке заложены бесконечные возможности для духовного развития.
В 1936 году Карл Юнг прочитал доклад о «Понятии коллективного бессознательного», в котором он описал ряд характеристик данного понятия:
коллективное бессознательное развивается не на индивидуальном уровне, а передается по наследству;
оно включает архетипы, модели и образцы инстинктивного поведения;
в нем присутствуют типичные образы поведения, характерные для всех людей;
коллективное бессознательное идентично для каждого человека, являясь основой душевной жизни всего человечества;
в нем присутствуют мифологические элементы;
оно состоит из отдельных образов, свободных от расовых или кровных различий;
коллективное бессознательное представляет собой своеобразное хранилище воспоминаний о далеком прошлом, над которым нельзя иметь контроль с помощью силы воли.
Другой важный момент заключается в том, что коллективное бессознательное проявляется лишь в крупных группах людей, что может привести к общественной истерии, часто приводящей к революциям и войнам.
В своем определении ученый объясняет, что коллективное бессознательное представляет собой часть психики, которая не формируется на основе индивидуального опыта человека. Эта психическая система унаследована, и в то время как личное бессознательное часто основано на комплексах, коллективное бессознательное оперирует архетипами. Другими словами, природа коллективного бессознательного универсальна и одинакова для всех людей. В разделе о психологическом значении коллективного бессознательного Юнг исследует влияние инстинктов на поведение человека и устанавливает параллели собственной концепции, демонстрируя возможности ее подтверждения.
Бессознательное отличается от сознания тем, что в нем реальность переживается субъектом как единое целое с его эмоциями и взглядом на мир, что делает невозможным контроль и оценку его действий. Реальность, осознаваемая в бессознательном, воспринимается через идентификацию, эмоциональное вовлечение и чувственное переживание. Часто в бессознательном прошлое, настоящее и будущее сливаются воедино. Это состояние выражается через интуицию, аффекты, сновидения, повседневные действия и первобытное мышление.
По мнению Карла Юнга, первобытное мышление представляет собой биологическую и психологическую постоянную, являющуюся ключевым аспектом человеческого существования. Человек из первобытного общества еще не имеет значительного отрыва от природы и не сталкивается с пропастью между субъектом и объектом, которая возникает в более развитом сознании. Так как необходимо не только приспосабливаться к внешнему миру, но также и сохранять гармонию во внутреннем мире, то древний человек решает эту задачу с помощью мифов, магии и ритуалов, он еще не понимает понятий внешнего и внутреннего, физического и психического, субъекта и объекта. В первобытном обществе мифы, ритуалы, инициации помогали индивиду в приспособлении внутреннему миру. Современное же человечество же пытается покорить внешний мир с помощью разума.
Логическое мышление является порождением и инструментом культуры. В традиционных обществах логическое мышление развито слабо, так как отсутствовала потребность в тренировке интеллекта. Интуитивное ненаправленное мышление представляет поток образом, но не понятий. Такое мышление непродуктивно для приспособления к внешнему миру, оно необходимо для художественного творчества, мифологии, религии, внутренней гармонии. Юнг указывает на то, что люди, находящиеся под влиянием архетипа, могут идти на различные безумные поступки. По его мнению, воздействие архетипа может вызвать серьезные конфликты, которые способствуют возникновению нервозности.
Также он считает, что существование коллективного бессознательного подтверждается наличием снов. Если у человека есть какая-то неосуществленная фантазия, она может проявиться в часто повторяющихся и насыщенных снах, где будет присутствовать определенный символ-архетип. Осознав такую фантазию, человек может реже и слабее видеть сны на эту тему.
Карл Густав Юнг делает вывод, что повторяющиеся видения возникают при подавлении определенного инстинкта. Другими словами, если дать возможность этому инстинкту проявиться, фантазия перестанет быть частью бессознательного. Однако он считает, что данный метод не лишен опасностей и рекомендует использовать его с особой осторожностью на практике. Юнг обнаружил множество архетипических источников в заблуждениях параноиков, фантазиях, состояниях транса и сновидениях детей в возрасте от 3 до 5 лет. В своем исследовании он описывает случай из практики, когда один из его пациентов-шизофреников, находясь в периоде улучшения, видел галлюцинацию, пока гулял по коридору больницы и смотрел в окно, где солнце представлялось ему с фаллическим символом, порождающим ветер.
Юнг провел параллель между галлюцинациями пациента и отрывками из книги Дитриха о исследовании мифологии, где были представлены различные ритуалы, наставления и видения. Одно из этих видений сильно напоминало галлюцинацию пациента Юнга. Ученый исключил возможность криптомнезии со стороны пациента и себя самого, поскольку данные от пациента были получены в 1906 году, а книга Дитриха была опубликована лишь в 1910 году. Именно поэтому Юнг рассматривал эти сходства не как случайные, а как проявления унаследованных идей, то есть архетипов.