
- •1. Формирование и развитие книговедческой школы гпнтб со ран (лидеры, направления, научные форумы, основные труды, система подготовки кадров).
- •2. Концепция геополитического распространения книги.
- •3. Издание, распространение и изучение военной книги
- •4. Изучение книгоиздания Сибири в дореволюционный период
- •Петр Иванович Макушин издатель и продавец книжной продукции в сибирских городах.
- •Маркетинг и аккуратность в делах
- •Бизнес как основа благотворительности
- •8 Ноября 1917 г. Был опубликован "Декрет о введении государственной монополии на объявления", целью которого было ограничение доходов и полномочий буржуазной печати.
- •6. Проблемы оформления сибирской книги.
Бизнес как основа благотворительности
В течение 50-ти лет деятельности в области образования и просвещения Петр Иванович Макушин учредил публичную библиотеку, которая достигла 40000 томов, педагогический музей, музей прикладных знаний, открыл первую в России народную бесплатную библиотеку. За 15 лет, что он был председателем училищной комиссии в Томске, число городских начальных училищ выросло с 3 до 20. Благодаря деятельности П.И. Макушина с 1901 по 1919 гг. в Томской губернии было открыто 600 сельских бесплатных библиотек.
20 апреля 1882 года был утвержден указ об учреждении общества попечения о начальном образовании, в котором П.И. Макушин был председателем в течение 10 лет. Для членства в обществе было достаточно уплатить один рубль.
Про Петра Ивановича в городе даже сложили поговорку: «Не пролетит через Томск ворона, чтобы Макушин не вырвал из ее крыла перышко для своего Общества!». Почетными членами общества становились те, кто жертвовал единовременно 50 рублей. Почетное членство присваивалось пожизненно, а список почетных членов обязательно публиковался в отчетах и юбилейных сборниках. Те, кто помимо взносов принимал участие в делах общества и способствовал сбору средств, получали звание члена-ревнителя.
Для того, чтобы познакомить население Томска и других городов с задачами общества, в первые же полгода его существования было распространено более 3 000 экземпляров устава. Для сборов взносов было введено несколько видов подписки – книжки, билеты, листы. Существовал карточный сбор – 10 коп. с каждой игры, а чиновники почтово-телеграфных ведомств переводили обществу штрафы, собранные с почтосодержателей. С церковной кафедры епископ побуждал граждан к оказанию пособия обществу и вступлению в его члены. Если через город проезжали артисты, ученые, путешественники – по просьбе Макушина они читали лекцию или давали концерт. Доход от таких мероприятий также направлялся в пользу общества.
В 1902 году Макушин приступает к реализации, давно зревшей у него идеи об учреждении Народного университета.
В 1905 году он обращается с заявлением в Томскую Городскую Думу и передает первые накопленные 10 000 рублей городу.
К октябрю 1912 года здание было выстроено и получило название Дом науки. В нем проходили общеобразовательные занятия, действовали сельскохозяйственное и фотографическое общество, детский сад (или, как его называли, «детский очаг») для детей, чьи родители ушли на войну. К сожалению, мечтам Макушина о бесплатном Народном университете не было суждено сбыться - устав был утвержден только в 1916 году, и развернуть деятельность в условиях военного времени было уже невозможно.
Своими лозунгами он избрал: «ни одного неграмотного» и «просвещение народа прежде всего».
Примечательно, что деятельность Петр Иванович Макушин продолжил и после революции - в 1924 году он был утвержден Совнаркомом в звании товарища председателя Сибирского отделения Всероссийского Общества «Долой неграмотность».
Издательство «Макушин Медиа» названо в память о сибирском просветителе, издателе и книготорговце Петре Ивановиче Макушине.
До того, как Петр Иванович взялся за дело, в Сибири не было книжных магазинов. Книги за Урал везли из Москвы или Санкт-Петербурга. Он создавал спрос на литературу - в его магазинах заказывали книги более 15 000 клиентов со всей Сибири. Первые 18 лет работы он ежегодно ездил за книгами сам, за 25 лет набралась 21 поездка - и только последняя из них была сделана по железной дороге.
Какие проекты учредил, реализовал или продвигал Макушин?
Первый книжный магазин в Сибири - в Томске. Еще один книжный - в Иркутске. И сеть на 125 книжных сельских лавок по всей Сибири. До ее создания Макушин практиковал «развозный торг» книгами по деревням. Потом книги от Макушина начали доставлять по всей Сибири и Дальнему Востоку. Со временем к книжным добавились магазины нот, музыкальных инструментов, канцелярских товаров.
Первую бесплатную публичную библиотеку в Томске и Общество содействия устройству сельских бесплатных библиотек-читален. За 17 лет - с 1902 по их было открыто 600!
Первую частную типографию в Томске - там печатались газеты «Сибирская Газета», «Томский листок» и «Сибирская Жизнь», книги (включая и каталог библиотеки Томского Императорского университета), открытки. Переплетные мастерские в Томске и в Иркутске.
Общество попечения о начальном образовании, чем опыт переняли по всей Сибири и куда вступили в первое же лето работы более 1400 человек.
Общество содействия устройству в селах и деревнях Томской губернии разумных развлечений.
Рукодельные и кулинарную школы, классы пения в городских школах, публичные чтения и лекции, школа ручного труда и др. проекты.
Детский очаг на 100 детей - вариант дошкольного детского учреждения.
Народный университет в Томске - Дом науки, он построен и открыт. Спроектированы по заказу Макушина Дом искусств, Дом народного учителя, Сибирский литературный фонд и здание Областного музея.
Педагогический музей, бесплатную библиотеку при нем, две студенческих стипендии - учреждены по инициативе Петра Макушина.
Пенсионный фонд для сотрудников типографии он создал еще в 1886 г..
Бесплатную лечебницу.
Традицию служить на общее благо и жертвовать средства на просветительские цели. Сам он пожертвовал на разные проекты порядка 600 000 рублей.
5. Становление книжного дела Сибири в первые годы советской власти.
Я
НИХУЯШЕЧКИ НЕ ПОНЯЛА, ПОЭТОМУ ДЕЛЕГИРУЮ
ЭТОТ ВОПРОС НА ВАС
В период между Февральской буржуазно–демократической и Октябрьской социалистической революциями в стране возникла ситуация, когда Временное правительство не препятствовало развитию разгоревшейся политической борьбы и не предпринимало мер для стеснения свободы печати и книгораспространения.
Книга стала главным орудием распространения политических идей. Все без исключения партии и течения имели свои печатные органы и пропагандистские пункты. Страну наводнили тысячи газет и журналов, которые выпускались огромными для того времени тиражами. Повсеместно распространялись листовки, воззвания, прокламации, развешивались плакаты и лубочные агитационно–пропагандистские издания.
Постоянно появлялись новые печатные органы, исчезали старые.
В своих целях политические партии широко использовали частные и кооперативные издательства.
Так, кооперативное издательство "Книга" выпускало главным образом работы русских меньшевиков и представителей международного оппортунизма, товарищество "Колос" — книги народническо–эсеровского направления. Большую издательскую активность проявляли меньшевики, выпуская не только работы своих авторов, но и зарубежную политическую литературу, издавали газеты "Новую жизнь", "Рабочую газету", "Вперед". Продолжал выходить после революции и крупный правоэсеровский орган "Дело народа". Петроградское эсеровское издательство выпустило антисоветский сборник, авторами статей которого были идеологи партии Чернов, Святицкий, Вишняков, Розенблюм и другие.
Активную деятельность развил возникший сразу после Октября "Комитет спасения Родины и революции", объединивший наиболее резко настроенных представителей оппозиции советской власти.
Комитет издавал газету "За Родину и революцию", специальные бюллетени, а также множество воззваний и листовок. В огромных количествах публиковали агитационную литературу крупные профсоюзы и предпринимательские организации. Не осталась в стороне и церковь, выступая в своих изданиях с призывами не подчиняться "дьявольской власти".
Политика большевиков после Октябрьской революции выразилась в установлении военной диктатуры во всех отраслях хозяйства России. Этот процесс нашел свое отражение в книжном деле и книжной торговле.
Печатное слово служило средством борьбы за привлечение на свою сторону интеллигенции и опытных буржуазных специалистов. Большевики сосредоточили свои силы на вопросах нейтрализации и ликвидации буржуазной и контрреволюционной печати и налаживания собственной издательской системы.
Одним из первых законодательных актов советской власти был "Декрет о печати" от 27 октября 1917 г., по которому контрреволюционные органы печати подлежали закрытию.
Декрет положил начало ограничениям в отношении "классово чуждых" издательств, газет, журналов. Небывалый накал контрреволюционной активности привел к принятию более радикальных мер, таких как создание Революционного трибунала печати (декрет от 28 января 1918 г.).
В его функции входило "рассмотрение преступлений органов печати и отдельных лиц, совершенных против народа путем использования печати", то есть "сообщения ложных или извращенных сведений о явлениях общественной жизни". В результате его деятельности в Петрограде уже к июлю 1918 г. почти все буржуазные газеты были закрыты. Тогда же при Советах были созданы комиссариаты агитации, пропаганды и печати — первые органы централизованного руководства печатью. Первым комиссаром печати Петросовета был назначен В. Володарский, Моссовета — В. Н.Подбельский.