Добавил:
свои люди в ТПУ Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ЛК / Лекция 2 Налогообложение ч1 (Система налогов и сборов в РФ и основные налоги)

.pdf
Скачиваний:
3
Добавлен:
05.01.2025
Размер:
2 Мб
Скачать
☆

СТАНДАРТНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ

На работника

3 000 рублей

(чернобыльцы, инвалиды ВОВ и др.)

500 рублей (Герои Советского Союза, Герои РФ и др)

На ребенка (детей)

1 400 рублей - на первого ребенка

1 400 рублей - на второго ребенка

3 000 рублей - на третьего ребенка и каждого последующего

12 000 рублей - на каждого ребенка инвалида (I или II группы)

6 000 рублей – опекунам и попечителям

12 000 рублей - на учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет-инвалида (I или II группы)

6 000 рублей – опекунам и попечителям

Вычет действует до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода

превысил 350 тыс. рублей

ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ВЫЧЕТЫ

Виды расходов и доходов, по

Размер имущественного вычета

которым предоставляется

 

налоговый вычет

 

Продажа квартиры, комнаты, дома,

-1 млн. руб. при владении менее 5 лет,

дач, земельных участков или долей в

- сумма затрат на приобретение

них

объекта недвижимости

Покупка квартиры, комнаты, дома или

- 1 млн. руб. (2003-2007 гг.)

долей в них, земельного участка

- 2 млн. руб. (с 2008 г.) на объект

 

- 2 млн. руб. (с 2014 года) на человека

Оплата процентов по ипотеке или по

-в сумме фактически уплаченных

целевому займу на приобретение

процентов ;

жилья

- в сумме процентов (до 3 млн.руб.) (с

 

2014 года)

 

 

ВЫЧЕТ ПРИ ПРОДАЖЕ ОБЪЕКТОВ

Иванов продает квартиру, которую купил 2 года назад за 2 млн. рублей, цена продажи 3 млн. рублей

1.НДФЛ=( 3 000 000-1 000 000)*0,13=260 000 руб.

2.НДФЛ=(3 000 000-2 000 000)*0,13=130 000 руб.

ВЫЧЕТ ПРИ ПОКУПКЕ

Иванов приобрел квартиру за 3 000 000 руб. в 2020 году. Заработная плата в месяц – 100 000 руб.

НДФЛ в месяц = 13 000 руб., в год – 156 000 руб

Вычет – 2 000 000, возврат НДФЛ всего (2021+2022)

–260 000 руб.

Возврат НДФЛ в 2021 году – 156 000 руб

Возврат в 2022 году – 104 000 руб

СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ

Налоговым кодексом предусмотрено 5 видов социальных налоговых вычетов:

По расходам на благотворительность (п. 1 ст. 219 НК РФ);

По расходам на обучение(п. 2 ст. 219 НК РФ);

По расходам на лечение и приобретение медикаментов (п. 3 ст. 219 НК РФ);

По расходам на негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное пенсионное страхование и добровольное страхование жизни(п. 4 ст. 219 НК РФ);

По расходам на накопительную часть трудовой пенсии (п. 5 ст. 219 НК РФ)

СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ ПО РАСХОДАМ НА ОБУЧЕНИЕ

Социальный налоговый вычет по расходам на обучение вправе получить физическое лицо, оплатившее:

собственное обучение любой формы обучения (дневная, вечерняя, заочная, иная) ;

обучение своего ребенка (детей) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения;

обучение своего опекаемого подопечного (подопечных) в возрасте до 18 лет по очной форме обучения;

обучение бывших своих опекаемых подопечных в возрасте до 24 лет (после прекращения над ними опеки или попечительства) по очной форме обучения;

обучение своего брата или сестры в возрасте до 24 лет по очной форме обучения, приходящимся ему полнородными (т.е. имеющими с ним общих отца и мать) либо неполнородными (т.е. имеющими с ним только одного общего родителя)

МАКСИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР СОЦИАЛЬНОГО ВЫЧЕТА

150 000 рублей

за один год возможно вернуть до 19 500 рублей

1.На собственное обучение

2.Лечение (за исключением дорогостоящего лечения, вычет него можно получить по фактическим затратам)

3.Негосударственное пенсионное обеспечение

4.Дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии

110 000 рублей за один год возможно вернуть до 14 300 рублей на 1

ребенка

1. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

НЮАНСЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЫЧЕТА НА ОБУЧЕНИЕ

Социальный налоговый вычет по расходам на обучение предоставляется налогоплательщику на основании документов, подтверждающих его фактические расходы на обучение, а также при наличии:

у организации, осуществляющей образовательную деятельность, - лицензии на осуществление образовательной деятельности;

у индивидуального предпринимателя - лицензии на осуществление образовательной деятельности либо при условии, что в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения об осуществлении образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем, осуществляющим образовательную деятельность непосредственно

Возможно получить вычет за обучение в ВУЗах, детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования взрослых (автошколы, центры изучения иностранных языков и тп) и в учреждениях дополнительного образования детей, как государственных, так и частных

ПРИМЕР

В начале 2020 г. системного администратора Конакова В.А. решили повысить по должности до технического директора компании с ежемесячной заработной платой 50 000 рублей.

Конаков В.А. в связи с получением новой должности решил получить второе высшее образование в университете, ежегодная стоимость обучения в котором составляет 100 000 рублей, а срок обучения – 3 года.

Втом же году он поступил в университет и решил сразу оплатить полную стоимость обучения за 3 года в размере 300 000 рублей.

Вначале 2021 г. Конаков В.А. обратился в налоговый орган за получением социального налогового вычета по расходам на обучение (о других вычетах он не заявлял).

Т.к. расходы, по которым можно получить социальный вычет, ограничиваются 120 000 рублями, возврат составил 15 600 рублей:

120 000 руб. х 13% = 15 600 руб.

Поскольку работодатель в 2020 г. уплатил с доходов Конакова В.А. НДФЛ в размере 78 000 рублей (50 000 руб. х 12 месяцев х 13%), вычет он смог получить в полном объеме.

Если бы Конаков В.А. оплачивал стоимость обучения поэтапно, т.е. в размере 100 000 рублей в год, суммарный размер вычета на обучение за 3 года составил бы 39 000 рублей:

(100 000 руб. х 13%) х 3 года = 39 000 рублей

СОЦИАЛЬНЫЙ ВЫЧЕТ НА ЛЕЧЕНИЕ

Социальный налоговый вычет на лечение может получить физлицо, оплатившее:

медицинские услуги, в том числе дорогостоящие, оказанные ему самому, его супругу (супруге), родителям, а также детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет (до 24 лет, если дети (в том числе усыновленные) являются обучающимися по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность), подопечным в возрасте до 18 лет;

назначенные врачом лекарства, в том числе для членов семьи;

страховые взносы по договору ДМС, заключенному в целях своего лечения или лечения членов семьи

предельные суммы:

150 000 рублей на обычные процедуры и препараты

неограниченная величина суммы, затраченной на оплату дорогостоящих видов лечения