
Вещное право задачи
.docxЗадача 2.
Супруги Николаевы Л.Н. и В.П. в период брака купили жилой дом. Договор купли-продажи был заключен только мужем, и за ним было зарегистрировано право собственности на этот дом. В связи с расторжением брака возник спор о разделе совместного имущества, в том числе и дома. Николаева В.П. обратилась в суд с иском о признании за ней права собственности на 1/2 долю дома.
Ответчик против иска возражал, утверждая, что хотя дом и был приобретен в период брака, однако на покупку дома были израсходованы денежные средства, полученные им по наследству после смерти отца.
Определите, достаточно ли для признания дома совместным имуществом супругов только одного факта приобретения дома в период брака.
Какие обстоятельства должны быть установлены судом для удовлетворения иска Николаевой В.П.
Укажите, как определяется размер доли супруга в их совместном имуществе.
Ответ
1. Одного лишь факта приобретения дома в период брака недостаточно для признания его совместным имуществом супругов. Суд должен установить, что дом был куплен на совместные денежные средства супругов.
2. Для удовлетворения иска Николаевой В.П. суд должен установить следующие обстоятельства:
а) Наличие у супругов совместных денежных средств, которые были потрачены на покупку дома;
б) Использование этих совместных денежных средств для приобретения дома;
в) Отсутствие доказательств того, что дом был куплен на личные денежные средства ответчика (Николаева Л.Н.), полученные им по наследству.
3. Размер доли каждого из супругов в совместном имуществе, включая дом, определяется в соответствии со статьей 39 Семейного кодекса РФ. По общему правилу, доли считаются равными, если иное не предусмотрено договором между супругами.
Таким образом, для удовлетворения иска Николаевой В.П. суду необходимо установить, что дом был приобретен на совместные денежные средства супругов, а не на личные средства ответчика. При этом доля каждого из супругов в доме будет считаться равной, если иное не предусмотрено их соглашением.
Для признания дома совместным имуществом супругов недостаточно только факта приобретения дома в период брака. Согласно Семейному кодексу РФ, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если иное не предусмотрено брачным договором. Таким образом, для признания дома совместным имуществом супругов необходимо установить, что дом был приобретен на общие средства супругов. Для удовлетворения иска Николаевой В.П. суду необходимо установить следующие обстоятельства: факт приобретения дома в период брака; факт использования общих средств супругов на приобретение дома. Размер доли супруга в совместном имуществе определяется исходя из принципа равенства долей супругов в общем имуществе. Таким образом, если суд установит, что дом был приобретен на общие средства супругов, то доля каждого из супругов будет составлять 1/2.
Задача 4.
Новиков В.А., купивший квартиру, принадлежавшую Симонову К.П., предъявил иск о выселении из этой квартиры бывшей жены Симонова К.П.- Симоновой Е.А., которая отказалась освободить квартиру. В обоснование иска Новиков ссылался на то, что в силу п.2 ст. 292 ГК РФ прекращение права собственности на квартиру является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника. Более того, брак с ней Симоновым К.П. расторгнут, в связи с чем ее право пользования жилым помещением должно быть прекращено и по основаниям ч.4 ст. 31 ЖК РФ.
Определите, может ли быть удовлетворен иск Новикова В.А.
Ответ
Иск Новикова В.А. о выселении Симоновой Е.А. из квартиры может быть удовлетворен, если будут соблюдены все необходимые условия и предоставлены соответствующие доказательства. В соответствии с п. 2 ст. 292 ГК РФ, переход права собственности на квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника. Однако, для применения данной нормы необходимо установить, что Симонова Е.А. действительно являлась членом семьи Симонова К.П. на момент перехода права собственности. Также, согласно ч. 4 ст. 31 ЖК РФ, в случае расторжения брака с собственником жилого помещения право пользования данным помещением за бывшим членом семьи собственника не сохраняется, если иное не установлено соглашением между ними. Таким образом, для удовлетворения иска Новикова В.А. необходимо доказать, что Симонова Е.А. действительно являлась членом семьи Симонова К.П. на момент перехода права собственности, и что брак между ними был расторгнут. Если эти условия будут подтверждены, то иск о выселении может быть удовлетворен.
Задача 6.
Л.В. Житинской из акта судебно-медицинского исследования трупа ее
сына, скончавшегося в Саратовской областной больнице, стало известно, что сотрудниками больницы у него в целях трансплантации трансплантации были изъяты обе почки. О соответствующем намерении врачей она не была поставлена в известность и изъятие проведено без ее согласия. Считая, что подобные действия учреждения здравоохранения нарушили право на физическую целостность ее умершего сына и достойное отношение к его телу после смерти, испытывая в связи с этим глубокие нравственные и физические страдания, Л.В. Житинская обратилась в Октябрьский районный суд г. Саратова с иском к Саратовской областной больнице о компенсации морального вреда. Она указала, что действующим законодательством не определяется учреждение здравоохранения, обязанное вести учет граждан, несогласных на изъятие органов, и не предусмотрено создание банка соответствующих данных, граждане лишены возможности предварительно зафиксировать факт своего несогласия. Не устанавливается в законе и порядок извещения граждан о смерти родственника (представляемого лица), а также не указывается, на кого возлагается обязанность известить их об этом; тем самым для граждан исключается возможность выразить свое несогласие непосредственно перед изъятием органов их близких в случаях, когда наступление смерти нельзя было предвидеть. При этом, поскольку изъятие до- норских органов проводится сразу же после констатации смерти человека, родственникам или законным представителям умершего, проживающим в отдаленных районах, практически невозможно сообщить медицинскому учреждению о своем мнении.
Подлежит ли удовлетворению исковое заявление Л.В. Житинской?
Изменилось ли бы решение суда, если бы органы были изъяты не для трансплантации реципиенту, а в научно-исследовательских целях?
Вправе ли человек при жизни совершать сделки с собственными органами и (или) тканями?
Ответ
Беседа № 1:
Рассмотрим решение данной задачи по вещному праву с использованием законодательства Российской Федерации.
1. Подлежит ли удовлетворению исковое заявление Л.В. Житинской?
Согласно законодательству РФ, в частности, ст. 8 Федерального закона "О трансплантации органов и (или) тканей человека", изъятие органов и (или) тканей для трансплантации может быть произведено у умершего лица при наличии его информированного добровольного согласия либо согласия супруга (супруги), одного из близких родственников (детей, родителей, усыновленных, усыновителей, родных братьев и родных сестер, внуков, дедушки, бабушки), а при отсутствии таковых - решения суда.
В данном случае, изъятие органов у сына Л.В. Житинской было произведено без ее согласия. Таким образом, действия медицинского учреждения нарушили право Л.В. Житинской на выражение волеизъявления в отношении тела ее умершего сына. Также, как указывает истица, законодательством не предусмотрен порядок информирования близких родственников об изъятии органов.
Поэтому, в данной ситуации, исковое заявление Л.В. Житинской о компенсации морального вреда подлежит удовлетворению судом.
2. Изменилось ли бы решение суда, если органы были изъяты не для трансплантации, а в научно-исследовательских целях?
Согласно ст. 8 Федерального закона "О трансплантации органов и (или) тканей человека", изъятие органов и (или) тканей для проведения научно-исследовательских работ также требует получения информированного добровольного согласия супруга (супруги) или одного из близких родственников умершего лица.
Следовательно, в случае изъятия органов для научно-исследовательских целей без согласия Л.В. Житинской, решение суда о компенсации морального вреда не изменилось бы.
3. Вправе ли человек при жизни совершать сделки с собственными органами и (или) тканями?
Согласно ст. 47 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", живой человек вправе при жизни дать информированное добровольное согласие на изъятие своих органов и (или) тканей для трансплантации. Однако, такие сделки ограничены рамками медицинской необходимости и требуют особого правового регулирования.
В целом, российское законодательство регулирует вопросы, связанные с распоряжением человеком своими органами и тканями, но устанавливает ряд ограничений и требований для обеспечения защиты прав и интересов как самого человека, так и других лиц, затрагиваемых такими сделками.