
§3. Танго в России: хх век
В Петербурге в 1914 году в исполнении певицы И.Я. Кремер (более известной, как Иза Кремер)7 в кафешантан звучало «Танго смерти». Название было выбрано не случайно. Темы страдания и смерти стали облекаться особой манящей привлекательностью для современников. Иногда для усиления мистической атмосферы танцоры гримировали лица под черепа. Иза Кремер привезла «Танго смерти» из Франции, впервые услышав его в кабаре на Монмартре в исполнении И. Гибер. Оставив без существенных изменений музыку, певица написала русский текст, изменив сюжет и название.
В 1914 году министром просвещения - Львом Аристидовичем Кассо - был издан закон, запрещающий исполнять этот танец в учебных заведениях. Царское правительство не дозволяло не только разучивать его, но и упоминать о «вошедшем в большое распространение танце под названием танго». Удивительный факт из истории танца — даже аргентинские феминистки впоследствии не приняли национальную гордость своей страны, объявив ее «карикатурой на патриархат».
Несмотря на тяжелый социально-политический и экономический кризис начала 1920-х гг., культурная жизнь советских граждан в то время находилась на подъеме, свобода творчества никем не ограничивалась. Однако с 1925 г. процессы регламентации жизни советского человека затронули и танцевальную сферу. В июне пленум Научно-технического комитета Высшего совета физической культуры (НТК ВСФК) открыл комиссию по пляске.
На заседании комиссии обсуждался вопрос о квалификации различных видов пляски и танцевальных движений (народных, бальных, сценических) и их месте в жизни народа. Главными задачами организованной комиссии были тщательный подбор и рекомендация танцев для досуга советской молодежи. Существовавшие в то время бальные, или салонные, танцы, по мнению комиссии, не в полной мере удовлетворяли потребность общества в хореографической практике. Было составлено «Временное положение о пляске», которое настойчиво рекомендовало культивирование народных плясок. Из бальных танцев разрешались венгерка, падекатр, падеспань, краковяк, гейша, тарантелла, хиавата, миньон, вальс, мазурка. На очередном заседании секции «по пляске» 23 октября 1926 г. были категорически запрещены танго, матчиш и фокстрот.
Положение сохраняло статус закона до начала 1930-х гг., когда структура НТК ВСФК перестала существовать, и список разрешенных танцев был пополнен танго и фокстротом. С момента официального разрешения танец вырвался за рамки кабачной и салонной музыки. Стал расширяться круг ценителей и исполнителей танго.
Пик популярности танца приходится на 1930-е гг. В этот же период в России появились первые джазовые музыканты и джаз-бэнды, которые играли танцевальную музыку: танго, фокстроты и вальсы. В конце 1926 г. А. Цфасман создал свой джазовый ансамбль – первый профессиональный джазовый коллектив в Москве8. В 1930-е гг. в репертуаре оркестра появились не только талантливо обработанные А. Цфасманом танцевальные пьесы зарубежных авторов, но и произведения, созданные им самим. Среди них – фокстрот «Звуки джаза», шуточная песня на стихи В. Трофимова «Неудачное свидание», сразу завоевавшая популярность. В свои концертные программы он часто включал и танго.
В конце 1930-х гг. к жанру танго обращается новый круг исполнителей и композиторов. Среди них Л. Утесов, И. Юрьева, Г. Виноградов, А. Погодин, А. Вертинский, П. Лещенко, К. Сокольский, В. Козин. В 1939 г. В.А. Козин написал целый цикл песен, который он назвал «Времена года» по аналогии с циклом столь любимого для певца композитора П.И. Чайковского. В него вошли танго «Осень», «Забытое танго» («Весна»), «Я увидал тебя впервые» («Зима»), «Дышит имя твое» («Лето»). Сочинения «Осень» и «Зима» В. Козин написал в творческом союзе с талантливой певицей и автором стихов Е.Б. Белогорской.9
В послевоенный период (1945 год - конец 1950-х годов) в СССР страна восстанавливалась после разрушительной войны; началась «холодная война» с США. В это время советская культура и искусство подверглись жёсткому контролю и цензуре со стороны государства. Холодная война коснулась и танго.
Танго, как западный танец, считалось неприемлемым и даже опасным для советской идеологии. В 1946 году Александр Цфасман, главный представитель американского джаза, был освобождён от должности руководителя оркестра Всесоюзного радиокомитета. Его уход на работу заведующим музыкальной частью московского сада “Эрмитаж” не изменил ситуацию. Танго как западный танец считался неприемлемым.
Тем не менее, в том же 1946 году Цфасман успел записать танцевальные мелодии с новыми исполнителями, на этот раз женскими голосами. Главные хиты того года: “Друг” — обработка польского танго “List” в исполнении Ружены Сикоры и “Говорите мне о любви”, которую поёт Клавдия Шульженко. В 1947 году Эдди Рознер, ещё недавно в начале войны, влившейся в отряды советского джаза, был объявлен “третьесортным трубачом”. Его попытка нелегально вернуться в родную Польшу через Львовскую область закончилась арестом и отправкой на 10 лет на Дальний Восток.
Второе направление в чистке музыки на эстраде коснулось отечественного репертуара, а именно сентиментальных песен и любовных романсов. Песня Никиты Богословского “Три года ты мне снилась”, рассказывающая о тоске солдата по любимой, была осуждена за кабацкую меланхолию.10
На помощь пришли самопальные пластинки, более известные как “музыка на костях”. На использованной рентгеновской плёнке начали перезаписывать модные запретные мелодии. Пластинки имели плохое качество, но людей это не пугало. Подпольно расходились записи с танго Петра Лещенко.11
1960-е годы в СССР были отмечены началом оттепели, когда после смерти Сталина и XX съезда КПСС началось некоторое ослабление цензуры и идеологического контроля. Это время стало периодом культурного возрождения, когда советские граждане получили больше свободы в выражении своих мыслей и чувств. В период с 1960 по 1990 год танго переживало период возрождения и развития в Советском Союзе. Это было также связано с появлением новых танцевальных школ и студий, а также с ростом интереса к этому танцу среди молодёжи.
В 1960-х годах танго начало возрождаться благодаря таким музыкантам, как Астор Пьяццолла и Освальдо Пульезе. Пьяццолла стал основоположником нового стиля танго, известного как «Новое танго», а Пульезе обогатил звучание танго современным духом. Оба музыканта столкнулись с проблемами, связанными с властью и отношением к искусству, но каждый из них нашёл свой путь решения этих проблем. Их произведения стали основой для нового стиля танго, который сочетал традиционные элементы с элементами джаза и рока.
Одним из ключевых факторов развития танго в СССР стало появление таких танцевальных коллективов, как «Ритмы дружбы» и «Радуга».12 Эти коллективы проводили многочисленные выступления и гастроли по стране, популяризируя танго и привлекая внимание широкой аудитории.
В 1980 году в Москве прошёл первый Всесоюзный конкурс бальных танцев, на котором танго заняло одно из центральных мест. Этот конкурс стал отправной точкой для дальнейшего развития танго в СССР, а в 90-х годах в Ленинграде состоялся первый международный танго-фестиваль, на котором приняли участие танцоры из разных стран мира. Фестиваль стал ещё одним важным событием в истории танго в СССР и способствовал дальнейшему распространению этого танца за пределами страны.13