Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
яман.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
21.11.2024
Размер:
169.51 Кб
Скачать

38. Современные неогегельянские концепции философии права (ю.Биндер, к.Ларенц, в.Шмидт, б.Кроче, д.Джентиле).

2. Современные неогегельянские концепции философии права (ю.Биндер, к.Ларенц, в.Шмидт, в.Шенфельд, б.Кроче, д.Джентиле).

Зародившись в условиях агрессивных установок вильгельмовской Германии, немецкое неогегельянство теоретически обосновывало "идеи 1914 г.", а после краха кайзеровской Германии атаковало буржуазно-демократические принципы и институты Веймарской республики, выступало за государство силы. Немецкие неогегельянцы приветствовали гитлеровский рейх и всячески стремились приспособить к его внутри- и внешнеполитическим целям свою интерпретацию (а нередко - фальсификацию) ряда консервативных идей гегелевской философии права.

Ведущей фигурой в кругу неогегельянцев, обращавшихся к философии права, был Ю. Биндер. он с позиций неогегельянства обосновывал политическую и нравственную оправданность агрессивной войны.

Приход Гитлера к власти и установление нацистского режима Биндер воспринял как учреждение ожидавшегося им авторитарного государства.

Неогегельянские идеи Биндера разделял и развивал его ученик К. Ларенц. Задачу философии права он видел в "постижении разумности данного, т.е. действительного, эмпирического права"

В. Шмидт, апеллируя к гегелевским положениям об эпохе германской нации, обосновывал "европейский порядок как систему руководства под упорядочивающей властью рейха"

Усилия итальянского неогегельянца Д. Джентиле были направлены на оправдание идеологии и практики фашизма

После Второй мировой войны неогегельянство (в первую очередь немецкое и итальянское), ориентированное на оправдание фашистского и нацистского режимов, сошло со сцены.

Важными направлениями послевоенного гегелеведениястали очищение творческого наследия Гегеля от неогегельянских фальсификаций, преодоление крайностей в подходах к гегелевской философии права, объективная оценка ее места и роли в развитии философско-правовой мысли

39. «Чистое» учение о праве г. Кельзена: гносеологические, онтологические, аксиологические и праксиологические основания.

Чистое учение о праве Г.Кельзена (1881—1973) представляет собой теорию позитивного права.

Смысл "чистоты" этого учения, согласно Кельзену, состоит в том, что оно занимается одним только правом и "очищает" изучаемый предмет от всего того, что не есть право.

Кельзеновская концепция правоведения, ориентированная на "чистоту" позитивистской теории права, по сути своей отвергает не только разного рода естественноправовые доктрины, но и вообще философию права (с присущим ей различением права и закона) как метафизические и идеологизированные учения, не соответствующие позитивистским критериям "строго научного" понимания права.

Система права представляется в виде пирамиды, вершину которой занимают нормы конституции. Последняя ступень - это правовые нормы, создаваемые судебными и административными органами правопримеения, а также самими субъектами права при заключении ими договоров и реализации сделок. Вся эта пирамида основана на т.н. «основной норме» - это гипотетическое логическое понятие, такая предполагаемая норма, из которой можно вывести содержание всех прочих норм при последовательном и развернутом ее толковании.

Суть этой нормы - надо вести себя так, как велит конституция. Эта норма нигде не записана формально, но предполагается реальной и существующей, ибо она определяет все существование и действие системы права. Легитимным признается правительство, которое действует и устанавливает нормы в соответствии с основной нормой.

Тем самым основная норма, согласно Кельзену, обосновывает объективную действительность правопорядка и истолковывает субъективный смысл конституции и созданных в соответствии с ней норм принудительного порядка как их объективный смысл, т. е. как объективно действительные правовые нормы.

Логическая необходимость восхождения всей системы норм к основной норме обусловлена в схеме Кельзена тем, что должное (норма) может быть выведено лишь из другого должного (более высокой нормы), а вся система позитивных норм нуждается (для своей действительности в плоскости долженствования) в постулате (допущении) основной нормы. Основная норма обосновывает действительность всех норм, принадлежащих к одному и тому же порядку, и конституирует единство этого множества норм.

Соседние файлы в предмете Философия права