!!!Экзамен зачет 25-26 год / Grazhdanskoe_i_torgovoe_pravo_zarubezhnyh_gosudarstv
.pdf
§ 6. Толкование договора
по праву Франции не вызывает сомнения. Условия в пользу третьего лица допускаются ст. 1205 ФГК.
Право Германии изначально признало все договоры в пользу третьего лица, посвятив таким договорам § 328–335 ГГУ. Закон предоставил широкие полномочия сторонам определять такие условия договора как момент, с которого третье лицо приобретает право требования, а также возможность замены третьего лица.
Новейшее законодательство Нидерландов исходит из признания действительности договоров в пользу третьего лица (ст. 253–256 кн. 6 ГК Нидерландов). Для возникновения отношений по договору в пользу третьего лица необходимо объявленное двум другим сторонам согласие третьего лица стать кредитором по такому договору. До получения согласия третьего лица его право может быть отозвано.
ВАнглии в течение долгого времени в судебной практике применялись две разработанные доктрины, не позволявшие признать действие договора в пользу третьего лица. Одной доктриной является доктрина встречного удовлетворения, в силу которой для того, чтобы обещание могло быть принудительно осуществлено, встречное удовлетворение должно исходить от стороны по договору. Вторая доктрина, дополняющая учение о встречном удовлетворении, – о наличии договорной связи (privity of contract) – не позволяет третьему лицу приобрести права по договору, так как договор в силу своей правовой природы не может наделять правами лицо, не являющееся стороной по договору. Суды отказывали в принудительном исполнении договора в пользу третьего лица по иску этого лица.
Положение кардинальным образом изменилось в связи с принятием в 1999 г. Закона о правах третьих лиц (Contracts (Rights of Third Paries 1999). Данный статут признал возможность в определенных ситуациях включать в договоры условия, которые действуют в пользу третьих лиц. Он также ввел достаточно подробную регламентацию различных аспектов этого нового для английского права института договорного права.
ВСША договоры в пользу третьего лица признаются судебной практикой с некоторыми оговорками.
§6. Толкование договора
Очень часто казалось бы согласованные сторонами условия юридически действительного договора спустя некоторое время с момента его заключения у сторон вызывают разногласия, касающиеся понимания
551
Глава 12. Общие положения о договорах
отдельных условий и применяемых в договоре терминов. Эта проблема возникает из-за многозначности некоторых слов используемого языка, неудачности формулировок, неправильного или неоднозначного использования сторонами специальной терминологии. При разрешении споров, возникающих между сторонами по любому поводу, перед судом возникает необходимость толкования договора в целом или его отдельных условий. Суды руководствуются немногочисленными правилами, установленным законодательством, но по большей части правилами и приемами, выработанными судебной практикой.
Статьи 1188–1192 ФГК содержат нормы, посвященные толкованию договоров. Основные положения данного регулирования сводятся к следующим правилам. Договор следует толковать в соответствии с обоюдным намерением сторон, не останавливаясь на буквальном смысле его условий. Если такое намерение сторон не может быть выявлено, договор должен толковаться в том смысле, который был бы придан ему разумным лицом, находящимся в аналогичной ситуации. При двусмысленности использованных сторонами выражений необходимо использовать тот смысл, который влечет за собой юридические последствия, а не понимать выражение в смысле, который не имеет никаких последствий. При этом смысл неоднозначных условий должен устанавливаться в контексте всего договора в целом. Все условия должны толковаться во взаимосвязи друг с другом. При толковании договора должны учитываться обычаи места заключения договора, а недостающая воля сторон должна восполняться обычными условиями.
ВГГУ содержится только два параграфа, посвященных вопросу толкования. При толковании волеизъявления закон обязывает выяснять действительную волю сторон, не придерживаясь при этом буквального смысла выражений (§ 133 ГГУ), а при толковании договоров следует действовать добросовестно с учетом обычаев гражданского оборота.
Вправе Англии правила толкования договоров полностью выработаны судебной практикой. При толковании содержания договора суды руководствуются следующими правилами: а) слова должны пониматься в буквальном их значении; б) слова, имеющие двоякое значение, должны пониматься в смысле, который не приводит к выводу
оничтожности договора; в) договор должен толковаться как единое целое в той степени, в какой позволяют его формулировки установить намерение сторон. В последнее время английские суды хотя в основном отдают предпочтение буквальному толкованию, тем не менее
552
§ 7. Расторжение договора
в случае двусмысленных условий договоров стали чаще опираться на установление их содержания, которое соответствовало бы здравому смыслу (common sence) в контексте конкретных обстоятельств. Такой подход сближает английское право с подходом, характерным для стран континентальной системы.
В праве США по вопросу толкования договора были восприняты принципы английского права. Ряд специфических правил толкования установлен в ЕТК. В законе предусмотрены две группы норм: 1) нормы, регулирующие порядок толкования самого Кодекса; 2) нормы, регулирующие порядок толкования договоров, на которые распространяется действие ЕТК.
Толкованию договорных условий посвящено несколько статей ЕТК (2-316, 2-317, 2А-207). Общим требованием является то, что толкование должно быть разумным, не противоречить намерению сторон. Слова, поведение, прямо выраженные или подразумеваемые условия, заведенный порядок, торговые обыкновения должны толковаться как совместимые друг с другом, если такое толкование не представляется неразумным.
§7. Расторжение договора
1.Общим правилом во всех правовых системах является положение
отом, что договор прекращает свое действие и более не связывает его участников никакими обязательствами, когда стороны выполнили все, что обещали друг другу, однако договор может также прекратить свое действие до завершения процесса его исполнения. Прекращение обязательств вообще и договорных в частности уже было предметом рассмотрения ранее (§ 8 гл. 11).
Чрезвычайно важной для торгового оборота является право сторон расторгнуть договор и тем самым прекратить его действие. Расторжение договора возможно по взаимному согласию сторон и по требованию одной стороны. Взаимное согласие сторон вступать в договорные отношения и прекращать их на любом этапе не вызывает сомнений. Стороны могут расторгнуть договор до начала исполнения и на любом его этапе.
Гораздо сложнее решается вопрос о расторжении договора в одностороннем порядке. Расторжение договора по требованию одной стороны допускается правом по следующим основаниям: а) при наступлении указанного в договоре условия, дающего одной из сторон право в одностороннем порядке отказаться от договора либо считать
553
Глава 12. Общие положения о договорах
его расторгнутым; б) в случаях, предусмотренных законом, кроме неисполнения или ненадлежащего исполнения, и в) при неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств одной из сторон договора.
2.При заключении договора стороны могут договориться о том, что еще до завершения процесса исполнения при наступлении определенного условия сторона приобретает право потребовать расторжения договора в одностороннем порядке. Такие условия часто используются в договорах с длящимся исполнением – например, в договоре найма жилой площади собственник выговаривает себе право отказаться от договора в течение определенного времени с момента возвращения его родственника. Договоренности сторон о возможном прекращении действия договора является проявлением принципа свободы договора.
Договор может содержать оговорку о том, что с наступлением указанного события или, наоборот, в связи с тем, что указанное событие
копределенному времени не наступит, стороны будут считать договор прекратившим свое действие. В этом случае прекращение договора наступает автоматически в силу только одного условия договора.
3.Право стороны в одностороннем порядке отказаться от договора может также проистекать из прямого указания, содержащегося в законе. Это может иметь место в отношении, например, договор найма, договора товарищества, договора дарения, договора ссуды, договора займа, договора поручения и т.д.
4.Очень большое значение имеет право стороны отказаться в одностороннем порядке от договора, когда имеет место неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств. Во всех правовых системах такое право прямо предусмотрено законодательством. Так, ст. 1184 ФГК устанавливает, что отменительное условие в двусторонних договорах всегда подразумевается на случай невыполнения одной стороной своих обязанностей, при этом сторона имеет возможность выбора: принудить другую сторону выполнить соглашение либо требовать его уничтожения. В новой редакции ФГК прямо предусматривается, что расторжение договора может иметь место в соответствии с условиями договора или при серьезном неисполнении договора при уведомлении кредитором должника либо в силу судебного решения (ст. 1224 ФГК). В ходе реформы обязательственного права ФРГ произошло расширение оснований, при наличии которых договор может быть прекращен: неисполнение или ненадлежащее исполнение договора (§ 323 ГГУ), нарушение должником обязанности, предусмотренной
554
§ 7. Расторжение договора
§ 241 (2), – соблюдать и учитывать защищаемые права и интересы кредитора (§ 324 ГГУ). Аналогичное право предусмотрено и правом Нидерландов (ст. 265 кн. 6 ГК Нидерландов).
В Англии сторона договора имеет право расторгнуть договор, если имело место нарушение существенного условия договора. Такое право установлено сформированной за долгие годы судебной практикой. Такое же регулирование существует и в США. Однако ЕТК проводит различие между прекращением договора и его расторжением. В соответствии со ст. 2-106 ЕТК договор может быть «прекращен» по причинам, не связанным с его нарушением, и «расторгнут» в случае его нарушения. Право отказа от договора предусмотрено рядом статей ЕТК, в частности ст. 2-703.
5.При наличии основания для расторжения договора его прекращение не наступает автоматически только в силу одного факта нарушения договора. Законодательством и судебной практикой кредитору предоставлено право прибегнуть по своему усмотрению к такому средству правовой защиты в соответствии с установленной процедурой прекращения, поскольку расторжение договора является крайней мерой воздействия на должника, не выполнившего свои обязательства. В ряде стран по требованию одной стороны договор расторгается в судебном порядке; предъявлению иска в ряде случаев должно предшествовать надлежаще сделанное уведомление должнику (§ 349, 531 ГГУ, ст. 267 кн. 6 ГК Нидерландов). В настоящее время в праве некоторых стран допускается возможность расторжения договора путем уведомления другой стороны (ст. 1225 ФГК).
Если не был согласован период времени для осуществления договорного права на отказ от договора, другая сторона может установить разумный период, в пределах которого сторона, имеющая право отказаться от договора, должна осуществить это право. Если об отказе от договора не было объявлено до конца этого периода, право отказа от договора прекращается (§ 350 ГГУ). По праву ФРГ право отказа от договора неделимо, т.е. если на одной или на другой стороне договора больше чем одно лицо, право на отказ от договора может быть осуществлено только всеми и против всех лиц. Если право на отказ истекает для одного из имеющих это право лиц, оно также истекает для других.
6.Расторжение договора имеет целый ряд юридических последствий, главным из которых является прекращение всех обязательств сторон (ст. 1229 ФГК). С расторжением некоторых договоров обязательства прекращаются на будущее. К таким договорам относят-
555
Глава 12. Общие положения о договорах
ся договоры имущественного найма, товарищества, страхования – их расторжение не имеет обратной силы. Для целого ряда договоров их расторжение означает прекращение обязательств с обратной силой – стороны должны вернуть друг другу все полученное по договору. Прекращение договора не имеет силы в части условий, предусматривающих порядок рассмотрения споров, а также таких условий, которые в соответствии с намерением сторон продолжают действия, такие как соглашение о конфиденциальности и об отказе от конкуренции (ст. 1230 ФГК).
Существенные изменения в правовое регулирование юридических последствий прекращения договора были внесены в 2002 г. в ГГУ. Независимо от основания прекращения – законное или договорное – в соответствии с § 346 ГГУ все полученное должно быть возвращено, включая выгоды, приобретенные от такого исполнения. В случае невозможности вернуть вещь в силу ее природы, если должник использовал, передал, обработал или преобразовал полученную вещь, она ухудшилась или была разрушена, должна быть выплачена стоимость полученного имущества за вычетом естественного ухудшения имущества и полученного встречного предоставления.
Из этого правила установлено исключение, в соответствии с которым компенсация не должна выплачиваться, если дефект, который дает право на отказ от договора, стал очевиден только во время обработки или переработки вещи и в некоторых других случаях. Должник должен компенсировать кредитору эквивалент той выгоды, которую возможно было бы получить, но должник не сумел получить выгоду вопреки правилам надлежащего ведения дела, при этом учитывается та мера заботливости, которую должник обычно проявляет в его собственных делах (§ 347 ГГУ). Обязательства сторон, возникающие в результате отказа от договора, должны исполняться одновременно.
Специальное регулирование в ГГУ получил порядок расторжения договоров потребителями. Потребителю предоставлено установленное законом право расторгнуть договор с продавцом, поставщиком услуги или производителем, являющимися коммерсантами. Это может быть сделано в письменной форме, включая передачу по электронным каналам связи с использованием электронной подписи в течение шести месяцев с момента возникновения такого права. Специальные нормы, регулирующие осуществление права потребителя расторгнуть договор при посылочной торговле по каталогам, также появились в ГГУ.
Очень часто потребитель для приобретения вещи или услуги вынужден заключать договор потребительского кредита. ГГУ регулирует
556
§ 7. Расторжение договора
порядок расторжения таких договоров, считая их связанными между собой и представляющими собой одно экономически целое, если договор купли-продажи товаров или об оказании услуги связан с договором о потребительском кредите и если ссуда служит полностью или частично для финансирования договора купли-продажи товаров или оказания услуги. Расторжение одного из договоров по законному основанию дает право потребителю отказаться от другого договора.
7. В английском праве правовые последствия расторжения договора урегулированы прецедентным правом. Судебная практика исходит из того, что кредитор, потерпевший от нарушения договора, по своему усмотрению должен решить, к какому из средств правовой защиты прибегнуть. Средства правовой защиты при расторжении договора предоставляются как общим правом, так и правом справедливости. Главной проблемой является возможность применения restitutio in integrum – двусторонней реституции, когда договорные отношения прекращены.
Основным правом сторон при прекращении договора признавалось право сторон на реституцию, но ее применение существенно ограничивалось процессуальными возможностями общего права. Суд, прекращая договор, не выносил решения, обязывающего возвратить все ранее полученное по договору. Сторонам приходилось предъявлять несколько исков: 1) иск из неосновательного обогащения (action for money had and received); 2) иск о присвоении (action of trover) и 3) иск об изъятии имущества из противоправного владения
(action of ejectment).
Судами справедливости была разработана более гибкая система норм, и защита предоставляется сторонам в случае расторжения договора в тех случаях, когда по общему праву такая защита не могла быть получена. При этом суды справедливости руководствовались принципом, что при расторжении договора и решении вопроса о реституции необходимо практически находить наиболее справедливое решение. Судебная практика практически необозрима. Современные суды предоставляют защиту в виде реституции. В США действующее право, в принципе, следует в вопросах, связанных с расторжением договора, в основном традиционным концепциям, выработанным английским прецедентным правом. Вместе с тем американским правом был внесен определенный вклад в развитие концепции прекращения договора, выразившийся, в частности, в установлении особого вида прекращения договора. Этим видом является случай отказа от договора до наступления срока исполнения (anticipatory repudiation). Регулиро-
557
Глава 12. Общие положения о договорах
вание этого института в связи с договором купли-продажи содержится в ЕТК (ст. 2-610). Это регулирование предусматривает, в частности, что когда какая-либо сторона отказывается от договора, срок исполнения которого еще не наступил и неосуществление которого существенно снижает ценность договора для другой стороны, потерпевшая сторона может, помимо прочего, обратиться к любому средству правовой защиты, установленному на случай нарушения договора. Как показывает практика, это средство правовой защиты используется довольно широко в коммерческой практике, что в известной мере способствует предсказуемости в торговом обороте в условиях постоянно изменяющейся конъюнктуры.
Контрольные вопросы
1.Каковы виды гражданско-правовых договоров?
2.Перечислите основные этапы заключения договоров.
3.В чем заключается содержание принципа свободы договора?
4.Каковы основания признания договора недействительным?
5.Назовите последствия недействительности договора.
6.Каковы правила толкования договоров, действующие в различных правовых системах?
7.Каковы основания расторжения договора?
Учебное издание
ГРАЖДАНСКОЕ И ТОРГОВОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ
Учебник
В 2 томах
Том 1
Общая часть
Подписано в печать 04.03.2019. Формат 60×90 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Newton. Усл. печ. л. 35. Тираж 500 экз.
Заказ №
Издательство «Статут»:
119454, г. Москва, ул. Лобачевского, д. 92, корп. 2; тел./факс: +7(495) 649-18-06
E-mail: book@estatut.ru www.estatut.ru
Вестник гражданского права – это первый и единственный научный журнал, который посвящен обсуждению наиболее значимых проектов в области гражданского права России.
Впервые журнал начал выходить еще в дореволюционной России (1913 –1917 гг.) и, по мнению самых видных цивилистов того времени, был признан одним из самых авторитетных юридических изданий.
Современный «Вестник гражданского права» содержит анализ наиболее острых вопросов российского и зарубежного гражданского права, в нем широко представлена цивилистическая мысль прошлого – материалы, порой неизвестные современному юристу.
Журнал ставит своей целью развитие цивилистической мысли в России, распространение ее влияния на законотворчество и правоприменение.
ОСНОВНЫЕ РУБРИКИ ЖУРНАЛА:
ПРОБЛЕМЫ ЧАСТНОГО (ГРАЖДАНСКОГО) ПРАВА
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО В КОММЕНТАРИЯХ
ИНОСТРАННАЯ НАУКА ЧАСТНОГО ПРАВА
ПОЛИТИКА ПРАВА
ЦИВИЛИСТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ПРОШЛОГО
КРИТИКА И РЕЦЕНЗИИ
Главный редактор Е.А. Суханов
ПЕРИОДИЧНОСТЬ ИЗДАНИЯ — 6 НОМЕРОВ в год
Стоимость годовой подписки на 2019 г. – 4 800 руб.
Оформить подписку можно на сайте www.mvgp.org или по телефону +7 (499) 391-46-61.
Подписные индексы на 2018 год: интернет-каталог «Почта России» − П2208, Агентство «Роспечать» – 36771,
«Пресса России» – 36978 (полугодовая).
Приобрести номера журналов Вы можете в редакции по адресу: Москва, ул. Лобачевского, д. 92, корп. 2.
