Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
126
Добавлен:
27.09.2024
Размер:
953.72 Кб
Скачать

56. Недействительность сделок, совершенных под вилянием существенного заблуждения, обмана, насилия, угрозы, неблагоприятных обстоятельств. Недействительность мнимых и притворных сделок.

Сделки, заключенные под влиянием обмана, насилия, угрозы или неблагоприятных обстоятельств (ст. 179 ГК).Для всех этих сделок характерно искаженное волеобразование и (или) волеизъявление у одной стороны и недобросовестное поведение другой. Такие сделки могут быть признаны судом недействительными по иску потерпевшего. Под насилием понимается противоправное физическое воздействие на субъекта сделки, в результате которого его волеизъявление не соответствует внутренней воле. Угрозой называют психическое противоправное воздействие на субъекта сделки, приводящее к волеизъявлению, расходящемуся с истинными намерениями этого субъекта. Сделку порочит угроза осуществления как неправомерного действия (например, причинения вреда жизни или здоровью субъекта или близких ему людей), так и правомерного (например, заявления в полицию, налоговые органы о действительно или вероятно допущенных субъектом незаконных деяниях).

Для оспаривания сделки по ст. 179 ГК лицо, в адрес которого была направлена угроза, должно доказать ее существенность (значимость для потерпевшего оказавшихся под угрозой благ) и реальность (действительную возможность осуществления неблагоприятных для потерпевшего действий угрожающим лицом).

В п. 98 Постановления No 25 разъяснено, что угроза причинения личного или имущественного вреда близким лицам контрагента по сделке или применение насилия в отношении этих лиц также являются основанием для признания сделки недействительной.

Кроме того, подчеркнуто, что насилие или угроза могут исходить не только от стороны сделки, но и от третьего лица, если сторона сделки знала об этом обстоятельстве. Обман предполагает умышленное введение контрагента по сделке в заблуждение. Обман может выражаться в активных действиях, направленных на формирование порочной воли (предлагаемому на продажу товару продавец приписывает несвойственные ему качества), либо представлять собой бездействие с той же целью (продавец специально скрывает известные ему недостатки товара или отсутствие у товара характеристик, явно интересующих покупателя), т. е. намеренно умалчивает об обстоятельствах, о которых лицо должно было сообщить при той добросовестности, какая от него требовалась по условиям оборота.

В п. 99 Постановления No 25 подчеркивается, что для признания обманной сделки недействительной необходимо установить, что обстоятельства, относительно которых потерпевший был обманут, находятся в причинной связи с его решением о заключении сделки.Обман, позволяющий оспорить сделку, может быть совершен и третьим лицом при условии, что другая сторона или лицо, к которому обращена односторонняя сделка, знали или должны были знать об обмане.

Считается, в частности, что сторона знала об обмане, если виновное в обмане третье лицо являлось ее представителем или работником либо содействовало ей в совершении сделки (п. 2 ст. 179 ГК). Ввиду более строгих дополнительных последствий недействительности обманной сделки ее следует отличать от сделки, совершенной под влиянием существенного заблуждения, возникшего вследствие зависящих от другой стороны обстоятельств (п. 6 ст. 178 ГК).

Различие проводится по форме вины контрагента заблуждавшейся стороны: неосторожная вина является условием квалификации сделки по ст. 178 ГК, умышленная — по ст. 179 ГК. Сделки, совершенные под влиянием неблагоприятных обстоятельств, в п. 3 ст. 179 ГК именуются кабальными. Для квалификации сделки в качестве кабальной необходима совокупность трех условий:

— лицо вынуждено совершить сделку вследствие стечения тяжелых обстоятельств (острая нужда в деньгах для лечения этого лица или его близких заставляет продать нужную вещь, отчуждение которой не планировалось);

— сделка совершается на крайне невыгодных условиях. Крайняя невыгодность на практике понимается как получение вдвое меньшего, чем обычное, встречного предоставления;

— другая сторона в сделке осведомлена о неблагоприятных жизненных обстоятельствах контрагента и воспользовалась этим. Именно это последнее условие — стремление нажиться на чужой беде — свидетельствует о недобросовестности стороны и объясняет причины возложения на нее неблагоприятных дополнительных последствий недействительности кабальной сделки;

Ничтожны вследствие волевого порока мнимые и притворные сделки (ст. 170 ГК).Мнимая сделка совершается для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия. В такой ситуации субъект совершает действие без внутренней воли, без желания достичь правового результата, характерного для данного рода сделок, т. е. «делает вид», например, что подарил или продал вещь другому лицу, в действительности оставаясь или стремясь остаться собственником этой вещи. Подобную видимость совершения сделок лица создают для сокрытия имущества от наложения на него ареста, от его раздела и т. д.

Стороны такой сделки могут также провести для вида ее формальное исполнение: во избежание обращения взыскания на движимое имущество должника заключить договоры купли-продажи или доверительного управления и составить акты о передаче данного имущества, при этом сохранив контроль продавца или учредителя управления за ним.

В отношении недвижимого имущества стороны мнимой сделки для вида могут осуществить и государственную регистрацию перехода права собственности. Такого рода действия при отсутствии намерения достичь заявленного правового результата не препятствуют квалификации сделки в качестве мнимой (п. 86 Постановления No 25).

Притворная сделка совершается с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях. В данном случае стороны совершают интересующую их сделку, соответствующую их истинным намерениям (прикрываемую сделку), но вовне третьим лицам свою подлинную волю не показывают, прикрывая ее не отвечающим ей волеизъявлением на иные последствия (притворная сделка). В силу ст. 170 ГК притворная (прикрывающая) сделка безоговорочно ничтожна, а к сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки применяются относящиеся к ней правила.

Если правила, относящиеся к прикрываемой сделке, не нарушены, то она считается действительной и порождает правовые последствия, на которые была направлена. Несоблюдение правил, подлежащих применению к прикрываемой сделке, может повлечь ее оспоримость, ничтожность или иные последствия (ст. 168 ГК). Согласно п. 2 ст. 170 ГК притворная сделка может прикрывать не только сделку иного вида, но и сделку той же природы на иных условиях.

Отличительной особенностью притворной сделки суды считают несовпадение воли и волеизъявления всех ее участников, намерения одного лица достичь других правовых последствий для применения п. 2 ст. 170 ГК недостаточно (п. 87 Постановления No 25).Отвечающим потребностям судебной практики видится разъяснение, содержащееся в п. 88 Постановления No 25: для прикрытия сделки может быть совершена не только одна, но и несколько сделок, в этом случае прикрывающие сделки являются ничтожными, а к сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом ее существа и содержания применяются относящиеся к ней правила.

О.С. Иоффе считал, что мнимые и притворные сделки следует рассматривать в общем ряду противозаконных сделок.

Соседние файлы в папке !!!Экзамен зачет 25-26 год