Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
17 тема игпзс вопросы 1-2.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
11.09.2024
Размер:
47.68 Кб
Скачать

Французская колониальная империя (до XX в.)

Становление колониальной империи. Возникновение первых колоний относится еще к эпохе абсолютизма, когда Франция захватила ряд владений в Северной Америке (Канада, Луизиана), в Вест-Индии (Гваделупа, Мартиника и др.) и в Индии.

В XVII—XVIII вв. колониальная экспансия Франции натолкнулась на возросшее морское могущество Голландии и Англии, значительно раньше вступивших на путь капиталистического развития. В результате военных поражений во второй половине XVIII в. Франция потеряла значительную часть своих колоний, в том числе Канаду.

Французская революция XVIII в. открыла новый этап в истории колониальной политики Франции. Однако предпринятые Наполеоном 1 попытки установить мировое господство не увенчались успехом. С разгромом флота Франция временно лишилась практически всех своих даже старых заморских территорий. В период Реставрации остатки колониальной империи, которые впоследствии получили название “старые колонии” (Мартиника, Гваделупа, Реюньон и др.) были возвращены королевской власти, но французские буржуазные круги требовали новых колониальных захватов. В 1830 г. началась длительная колониальная война в Алжире, которая в силу упорного сопротивления коренного арабского населения не закончилась и к концу XIX в.

К середине XIX в. были захвачены ряд территорий в Западной Африке (Сенегал, Гвинея) и в Океании. В период Второй империи была захвачена Новая Каледония, а в Индокитае — Кохинхина и Камбоджа.

По мере территориального роста империи и смены государственного режима в самой Франции устанавливались основные принципы отношений метрополии и колоний. Так, якобинская Конституция рассматривала колонии как составную часть неделимой Французской республики, в пределах которой должно действовать единое конституционное право. В связи с этим якобинский Конвент, воодушевленный идеями естественных прав человека, отменил рабство в колониях, которое было узаконено в Конституции 1791 г. Было предусмотрено участие населения колоний в выборах в Законодательное собрание Франции.

Установление авторитарного режима Бонапарта имело своим результатом принципиальное изменение связей Французского государства и его колоний. Конституция 1799 г. указала, что “строй французских колоний определяется специальными законами” (ст. 91). Таким образом, создавалась конституционная база для восстановления рабства в колониях, а само управление строилось на строго централизованной и командной основе. Оно осуществлялось генерал-капитанами, колониальными префектами, комиссарами юстиции и другими чиновниками, назначаемыми из Франции.

В период легитимной и июльской монархии в системе колониального управления произошли изменения главным образом в названиях колониальных чиновников. Конституция 1848 г., вновь отменившая рабство в колониях, провозгласила принцип интеграции метрополии и колоний в единую французскую государственность. В ней вновь подчеркивалось, что колонии являются частью французской территории и подлежат действию конституционного права Франции.

Окончательно система колониального управлений оформилась лишь во времена Третьей республики, правящие круги которой приняли самое активное участие в колониальном разделе мира, закончившемся в основном к началу XX в. После захвата огромных территорий в Африке, в Индокитае и т. д. французская колониальная империя стала по своим размерам и численности населения второй в мире.

Управление колониями. С расширением колониальных владений увеличивался построенный на командно-бюрократической основе центральный и местный аппарат колониального управления, во главе которого с 1894 г. было поставлено специальное министерство колоний. Система управления в отдельных колониях стала определяться их правовым статусом.

Исторически в особую группу выделились так называемые старые колонии (Гвиана, Мартиника, Гваделупа, Сенегал, Реюньон, Кохинхина), в которых, как и в Алжире, французское правительство проводило политику насильственной ассимиляции. Оно рассматривало их территорию как составную часть самой Франции. В старых колониях действовало законодательство метрополии, создавались “полноправные коммуны” и суды, входившие в общую административно-судебную систему Франции. Верхи населения этих колоний участвовали в выборах во французский парламент.

В 70-х гг. была проведена реформа управления в Алжире, который по французскому образцу был поделен (за исключением районов, где сохранялся военный режим) на департаменты и округа, возглавляемые префектами и су-префектами. Общее руководство администрацией в Алжире осуществлял генерал-губернатор, подчинявшийся министру внутренних дел. Верхушка арабского населения допускалась в так называемые высший правительственный совет и финансовые делегации, принимавшие участие в разработке бюджета для Алжира.

В остальных колониях Франции (так называемых аннексированных территориях, или новых колониях) система управления была лишена даже внешних признаков демократизма и всяких форм представительства. Колонии управлялись губернаторами, сосредоточившими в своих руках военную и гражданскую власть. В ряде случаев несколько колоний объединялись в генерал-губернаторство. Так, губернатор Сенегала считался генерал-губернатором Западной

Африки. В 1904 г. было оформлено объединение Сенегала, Гвинеи, Берега Слоновой Кости, Дагомеи, Судана, Верхней Вольты, Мавритании и Нигера во Французскую Западную Африку под управлением особого генерал-губернатора. В 1910 г. с объединением Габона, Французского Конго, Убанги-Шари и Чада образовалось генерал-губернаторство Французская Экваториальная Африка.

Новые колонии распадались на более мелкие административно-территориальные единицы — округа, во главе которых стояли чиновники из метрополии. В низшие звенья администрации колонизаторы нередко назначали представителей местной религиозной и племенной знати (вождей), которые помогали им поддерживать порядок и обеспечивать выполнение повинностей населением колоний. Таким образом, в этих колониях действовала система так называемого прямого колониального управления (в отличие от английской системы косвенного колониального управления).

В Третьей республике к концу XIX в. в отношениях “метрополия — колонии” более широкое распространение получили протектораты (Марокко, Тунис и др.). Сохранение и протекторатах традиционной феодальной или племенной системы управления (во главе с султанами, беями) позволяло колонизаторам привлечь на свою сторону местную традиционную правящую верхушку и использовать ее влияние для укрепления своего господства. Кроме того, создавая систему протекторатов, французское правительство несло меньшие расходы по содержанию колониального управленческого аппарата. Во всех протекторатах деятельность традиционных властей ставилась под полный контроль особых французских чиновников (генеральных резидентов, верховных комиссаров).

Бюрократический стиль управления колониями имел результатом и жесткую регламентацию правового статуса их жителей. В колониальных владениях Франции местное население делилось на три неравные по численности и по правовому положению группы. Первую, самую немногочисленную, составляли “французские граждане”, уроженцы метрополии и самих колоний. Из них формировалась верхушка колониального общества, им принадлежала основная масса земель колонизационного фонда.

Во вторую группу входили “развивающиеся именитые жители” колоний. Поскольку они находились в сфере действия местного обычного права (в мусульманских странах — шариата), на них не распространялись привилегии, связанные с французским гражданством, но их традиционные личные и имущественные права признавались французской администрацией.

Третья группа, к которой принадлежало абсолютное большинство населения колоний, состояла из “французских подданных”. Колониальные власти исходили из того, что эта группа населения колоний была еще “не подготовлена” для получения французского гражданства. Имущественные и личные права “подданных” не гарантировались, а практически открыто попирались колонизаторами.

Коренное население колоний во многом зависело от произвола колониальной администрации. Декретом президента Франции 1887 г. окружные колониальные власти получили право без суда и следствия подвергать заключению лиц, не имеющих французского гражданства, на срок до двух недель и налагать на них штраф до 100 франков. Губернаторы имели право заключать в тюрьму “подозрительных лиц” без ограничения срока и производить секвестр их имущества. “Подозрительным” мог быть объявлен любой подданный, который отказывался “добровольно” уступить за бесценок свою землю колониальным властям, бесплатно выполнять тяжелые строительные повинности и т. д.

Но, разумеется, деятельность метрополии не сводилась лишь к принуждению и к репрессивным мерам. Колониальная администрация в период Третьей республики осуществляла, хотя еще и в незначительной степени, общецивилизационную миссию: организацию образования, оказание помощи голодающим, борьбу с тропическими болезнями и т. д.

В2

Ко́декс Наполео́на  

законодательный акт Франции, представляющий собой масштабную кодификацию гражданского права и давший мощный толчок для последующего кодификационного процесса во многих странах мира. Разработан и принят в начале XIX века по инициативе первого консула Французской республики Наполеона Бонапарта и действует с изменениями и дополнениями вплоть до наших дней. Целью составления Кодекса была замена действовавшего во Франции хаотичного и разрозненного массива источников гражданского права, включавшего как правовые обычаи, так и различные нормативные акты. Состоял из — пяти книг, содержащих правовые нормы о физических лицах, брачно-семейных отношениях, вещах, наследовании и обязательствах.

Кодекс отверг существовавшие сословные различия и привилегии и послужил одной из основ формирования нового буржуазного общества, закрепив в своих нормах секуляризацию семейных отношений, равенство участников гражданского оборота, неприкосновенность частной собственности и в то же время — патриархальные взгляды на брак и семью, характерные для тех веков. С точки зрения юридической техники Кодекс отличается стройностью изложения, гибкостью и чёткостью формулировок и определений

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Идея ГК появилась еще до революции. Однако конкретное оформление она получила во время революции: Декларация прав и свобод 1789 года сформулировала идею ГК ("все, что не запрещено, разрешено").

Первый проект был представлен Жаком Оливье – французским адвокатом.

Проект состоял из двух частей

  • в первой части давались максимы – принципы, на которых должен основываться ГК. В первой максиме Оливье повторяет идею Монтескьё о том, что ГК должен быть достаточно кратким, чтобы быть понятным для всех граждан (как Монтескьё писал о законах). Еще одна максима – необходимо в ГК разделить естественные законы и гражданские (положительные законы).

  • вторая часть представляла само содержание кодекса, но не в виде статей. Давалось деление на отделы – 3 отдела – о лицах, о вещах, об их употреблении (usage) и способы приобретения ПС вообще и третий раздел – об обязательствах. Эта система потом частично будет воспроизведена в последующих проектах, но он не дает статьи этому кодексу, он дает описание, о чем должна быть та или иная статья или тот или иной отдел – вообще не делит на статьи это произведение

Проект так и не был рассмотрен.

Конституция 1791 называла ГК Конституцией гражданского общества. Гос-во имеет полит. конституцию, значит гражданское общество тоже должно иметь конституцию. Конституция – произведение публичного права, а ГК регулирует отношения между частными лицами. Гражданский кодекс — это не гражданское право, а модель гражданского права, т.к ГП создается частными лицами, создается договорами, но в рамках именно модели, которую задает ГКВ ГК находит свое полное воплощение идея о том, что свобода это – возможность делать все, что не приносит вреда другому – возможность делать все в определенных рамках.

Летом 1793 года были приняты законы, которые ликвидировали выкупные платежи, теперь крестьяне стали собственникамиНадо было принять законы, которые определяли бы полномочия собственников. Принимать отдельные законы было невозможно, пришлось бы изменять все другие. В 1793 году глава законодательной Комиссии при Конвенте Камбасарес разработал свой первый проект ГК, который содержал около 700 статейКодекс должен был строиться как Институции Юстиниана: первая книга о состоянии лиц, вторая книга – об имуществах, третья книга – о договорах, четвертая книга – об исках. В проекте было удивительное определение права собственности:

«Право собственности — это право на имущество, которым обладает тот, кому оно принадлежит, пользоваться и распоряжаться в соответствии с законами, установленными для общей пользы». Проект был отвергнут как слишком обширный и недоступный для бытового правосознания.

Через год Камбасарес разработал свой второй проектПроект состоял из трех книг – первая книга – лица, вторая книга – об имуществе, третья книга – обязательства. Здесь уже дается несколько другое определение ПС – говорится, что собственник имеет право пользоваться и распоряжаться имуществом в соответствии с законами. Сам этот проект состоял из 297 статей, причем статьи в основном из 2-3 строчек – короткиеСоздавалась действительно конституция гражд. Общества, но Комбасарес не учел, что в Конвенте были уже умеренные, которым не понравился раздел о семейном праве. В итоге второй проект тоже отвергли.

В сентябре 1796 года Камбасарес представил свой третий проект ГК в совет пятисот – новый проект состоял из 1104 статей – отказались от идеи ГК как конституции и склонились к идее, что ГК должен воплощать собой все гражданское право.

За основу третьего проекта был взят предыдущий проект – это видно в самой структуре статей в каждой книге – система та же самая – лица, имущ-во, обязательства. Камбасарес не менял ни книг, ни расположение книг, ни названия, ни самой структуры, а просто-напросто дал подробное изложение, тех статей, которые уже были в ГК 1794 г. В феврале 1797 г. Совет пятисот признал кодекс не соответствующим целому ряду требований и отказался его принять. На этом работа Камбасареса завершилась, потому что в 1799 г. произошел переворот.

Наполеону Гражданский Кодекс был необходим для реформирования общества, укрепления создаваемого им социально-политического режима, основанного на гражданском равенстве, а также для обеспечения его собственного авторитета и реализации его властных амбиций. Кроме того, существовала надежда на то, что Кодекс сможет послужить действенным средством для примирения и сплочения народа, пребывавшего в состоянии внутринационального конфликта. Простой и ясный кодекс, доступный для каждого француза, мог бы донести до каждого гражданина Франции принципы поведения в создаваемом Наполеоном новом государстве, стать основой для установления гражданского порядка

Наполеону тут же посыпались разные проекты ГК (Проекты Тарже, Жакмино), по меньшей мере 4 – писали частные лица в основном. Наполеон их с интересом посмотрел, но ни один не взял за основу.

В августе 1800 года Наполеон создал комиссию для разработки ГК (Бего де Треамине, Порталис, Траниле, Мальвиль – известные юристы-практики). Проект разрабатывался для судей. Проект был написан за несколько месяцев; это был не кодекс, а 35 отдельных законов. Дело в том, что ГК можно создавать только в стабильных, а не революционных условиях; этот же кодекс имел целью реформу права, а потому безопаснее было представлять на обсуждение отдельные законынепринятие нескольких норм не ставило под угрозу весь кодекс

Источником итогового проекта послужило как революционное, так и дореволюционное законодательство. В содержании ГК нашли свое отражение как некоторые нормы из кутюмов, так и некоторые нормы римского права. На проект повлияла судебная практика, а также трактаты юристов (Патье) и философов Просвещения.

Наполеон отправил кодекс на обсуждение в Государственный совет. Обсуждение проекта ГК затянулось на три годаНаполеон активно участвовал в обсуждении: присутствовал на половине заседаний. Когда Кодекс отправили на голосование, Трибунат отверг первый же закон. Тогда Наполеон под предлогом ротации заменил половину членов Трибуната, и кодекс прошел.

Последним из принятых законов (1804) все акты объединялись в Гражданский кодекс французов; с 1807 года он был назван Кодексом Наполеона, с 1816 – просто Гражданским кодексом, с 1852 года – снова Кодексом Наполеона.

Систему ФГК принято называть институционной, но это не совсем так: в ФГК нет разделов об исках и обязательствахФГК состоит из преамбулы и 3 разделов: о лицах с включением брачно-семейного права, имуществах и различных видоизменениях собственности, способах приобретения права собственности. Обязательства не выделяются в особый раздел, т.к. включены в способы приобретения права собственности.