
3. Философия и медицина Новейшего времени
Свор философия представлена как достаточно самостоятельными школами и учениями, так и интегративными образованиями
Неотомизм — современный модернизированный вариант философско-теологического учения Фомы Аквинского.
Свое учение неотомисты называют «реализмом»: материальный мир существует, но он включен в более широкий, «реальный» мир - бытие.
решающей роли в бытии бытия Бога, в ограничении естественного мира сверхприродным божественным бытием и в доказательстве временности существования природы и человека.
что человек независим в своем бытии от природы, но зависим от бытия Бога.
Вера и разум едины, но вера выше знания, так как она от Бога.
Позитивизм возник в середине XIX века во Франции. Его основателем считается О. Конт (1798-1857).
Философия позитивизма прошла четыре основных стадии:
собственно позитивизм
эмпириокритицизм или «новейшая философия естествознания XX века»
неопозитивизм
постпозитивизм — с 60-х годов XX века.
Сторонники позитивизма считают, что философия не должна заниматься экспериментально неразрешимыми проблемами: бытием, первичностью материального или идеального, атрибутами бытия и т.п. Она должна изучать конкретные проблемы и добывать позитивное, проверяемое и доказуемое знание.
Экзистенция – центральная категория учения. Она отражает способ бытия такого конечного (конкретного) сущего, которым является человек. Экзистенциальный способ бытия человека состоит в самоопределении того, кем он решил быть.
Экзистенциализм рассматривает человека как конечное существо, «заброшенное в мир». Жизнь человека трагична, проблематична, временна и даже, по отдельным ситуациям, абсурдна.
Основными экзистенциальными признаками человека могут быть: возможность что-то узнать, сделать, чего-то достичь нетрадиционным способом; наличие заботы и ответственности, рождения и любви, страха и совести, отчаяния и надежды, решимости и активности по осуществлению внутренней возможности, которые в совокупности означают истинную его сущность и судьбу.
4. Военно-философские воззрения мыслителей Нового и Новейшего времени
Реальная же жизнь людей по их природе связана с насилием. Власть обязана уделять военному делу серьезное и постоянное внимание.
Армия необходима государству для ведения войн с иноземцами в условиях защиты независимости государства, а также подчинения чужих территорий в целях усиления государства.
Если нет силы, способной заставить людей жить в мире, то смелость доходит до того, что люди готовы погубить друг друга.
Война, считает автор «Левиафана», есть не только сражение или военное действие, а промежуток времени, в течение которого явно сказывается воля к борьбе путем сражения.
Состояние «войны всех против всех» характеризуется также тем, что при нем ничто не может быть справедливым. Понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого не имеют места
Свои взгляды на мир и войну высказывал и Жан-Антуан Кондорсе. «Наиболее просвещенные народы, — писал Кондорсе, — отвоевав себе право самостоятельно располагать своей жизнью и своими богатствами, постепенно научатся рассматривать войну как наиболее гибельный бич, как величайшее преступление. Первыми прекратятся те войны, в которых узурпаторы верховной власти наций вовлекают их из-за мнимых наследственных прав
В трактате «К вечному миру» (1795) Кант писал о возможном установлении «вечного мира» между государствами. При этом сформулировал основные условия достижения такого мира: а) наличие мирного договора между государствами, который исключает любую возможность новой войны; б) ни одно суверенное государство ни в каких случаях не должно быть захвачено другим; в) отказ от использования во внешнеполитической борьбе долгов какого- либо государства; г) ни одно государство не вправе вмешиваться в государственное устройство и правление других государств; д) ни одно государство не может прибегать к враждебным действиям в отношении другого государства
Основанием вечного мира Кант считал не только категорический императив (нравственный закон), существующий в человеке от природы, но и формирование всеобщего всемирно-гражданского состояния.
Итак, философские идеи о мире и войне XVIII—XIX вв. во многом обобщали и углубляли объяснение данных явлений, которое имело место в прошлом. Были обоснованы также новые положения, связанные с зарождением и бурным развитием научно-технического прогресса и его использованием в военном деле.
Однако в рамках философии Нового времени концептуального социально-философского учения о войне не сложилось.
В Новое время учение о государственном суверенитете делает христианскую теорию наказательной войны устаревшей.
Новое время предлагает свои варианты правового и этического регулирования войны, соответствующие обозначенным выше трансформациям политической сферы. В политической практике основными механизмами управления войной следует признать представление о доминирующем положении государственного (национального) интереса и решающей значимости принципа баланса сил.
Появление и развитие науки о праве войны и мира
Традиционно Гуго Гроций называется отцом современной науки о международном праве.
По мысли Гроция, народы взаимодействуют друг с другом на основании норм естественного права
Гроций отказывается от представления, будто всё, что человек делает, он делает только исключительно ради своей выгоды.
Итак, нормы естественного права универсальны и неизменны, они очевидны для каждого разумного человека.
Справедливыми причинами войны Гроций считает: самозащиту, возвращение имущества, наказание, а также оказание помощи союзнику или любому народу, попавшему в беду.
Тотальная война
Описанная выше конвенциональная, оберегаемая и в известном смысле гуманизированная война, ведущаяся в соответствии с формализованными догмами военного права и обычаями войны, представляла собой столкновение исключительно политических субъектов. Она была ограничена политическими целями, сдерживающими антагонизм сторон. Нацеленная скорее на поддержание равновесия сил, эта война не ставила целью полное истребление или уничтожение противника
Война в это время подчиняется следующей логике. Военные цели прежде всего имеют своим объектом вооруженные силы противника и его волю к сопротивлению. Политические же цели, из которых рождается война, определяются правительством, они выстраиваются вокруг государственных интересов.
Поскольку все силы государства приводятся в напряжение и подчиняются одной только цели – вооружённой борьбе, итогом которой должно стать полное, тотальное уничтожение противника, – исчезает бинарность, присущая войне Нового времени. По замечанию британского политического теоретика Мэри Калдор, «в тотальной войне публичная сфера стремится охватить собой все общество в целом, таким образом упраздняя само различие между публичным и частным. Соответственно, начинает стираться и различение между военными и гражданскими, между комбатантами и нонкомбатантами»
Подобное тотальное вовлечение в войну с неизбежностью ставит вопрос о личном вкладе в войну и победу. Каждый призывается к борьбе – либо фактической, на поле боя, либо к не менее изнурительной физической – на производстве, либо к идейной. Вся территория враждующих государств представляет собой линию фронта. Борьба ведётся не только огнестрельным или холодным оружием, но и каждодневным трудом, молитвой, размышлением.
Из столкновения двух государств и двух армий, как это было в классических войнах европейских народов, конфликт перерастал в решающую битву двух мировоззрений, одновременное сосуществование которых было невозможным.